Рыбацких денег для рывка судостроения недостаточно
Сергей НЕСВЕТОВ, Исполнительный директор Северо-Западного рыбопромышленного консорциумаВ конце мая комитет Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию провел совещание по обновлению промыслового флота на российских верфях. Участвовали представители рыбной промышленности, судостроители, ведомства. Обсуждалось строительство судов под инвестиционные и крабовые аукционные квоты. Пока эти программы обеспечили загрузку верфей, но до качественного рывка российского рыбопромыслового судостроения еще далеко, считает исполнительный директор Северо-Западного рыбопромышленного консорциума Сергей Несветов, также участвовавший во встрече.
– Сергей Владимирович, основная тема совещания, которое проводилось на площадке Совета Федерации , была, в общем-то, уже традиционная – отставание верфей от графика реализации заказов под инвестквоты. Какие у вас впечатления от обсуждения?
– Вы правильно отметили, что поднималась традиционная проблема. И традиционно ОСК рассказывала о том, что почти все идет в соответствии с графиками. Я с нескрываемым удивлением это слушал, потому что, например, второе судно, которое строится на Выборгском заводе для Архангельского тралового флота (входит в состав СЗРК – прим. ред.), должно было быть сдано 11 мая – это уже увеличенный срок, предусмотренный дополнительным соглашением к первоначальному договору. Тем не менее заказ не выполнен. Третье и четвертое суда для АТФ также не будут сданы вовремя, хотя и по ним сроки уже продлялись. То есть все договоры пойдут на продление второй раз. Поэтому я не подтверждаю, что все идет в графике.
Очевидно, что проблема серьезная, и обсуждать ее надо. Совершенно точно нужно увеличить сроки, предусмотренные для строительства флота под инвестквоты, с пяти до семи лет как минимум. Совершенно точно надо уменьшать и сроки, и суммы по банковским гарантиям в зависимости от степени готовности судна.
Более того, я бы предложил вариант продления сроков, на которые предоставляется право на вылов по инвестквотам, с 15 до 20 лет. Потому что сегодня затраты рыбопромышленных компаний, которые участвуют в этой программе, – и финансовые, и людские, и временные – гораздо выше, чем планировалось. Сроки сдачи судов постоянно сдвигаются.
Сама программа дала загрузку верфей – то есть обеспечила процесс. Результат, к сожалению, на сегодняшний день крайне незначительный. Дай бог, чтобы он был, но времени на это потребуется гораздо больше, чем предполагалось изначально. И это не вина рыбопромышленников, что процесс настолько задерживается и затраты настолько возрастают, – рыбаки, как правило, платят вовремя. Поэтому увеличение срока, на который предоставляется право на вылов по инвестквотам, поможет компенсировать сложности, с которыми столкнулись заказчики судов.
Также не вижу смысла сейчас говорить о второй, третьей волне инвестиционных квот, о новых аукционах на краба, в том числе с инвестиционными обязательствами. Прежде чем принимать решение об этих изменениях, нужно дождаться завершения первого этапа и проанализировать его результаты. До 2025 года заявлять о том, что программа успешна и ее нужно расширять, продавать право на вылов на аукционах, мне кажется, преждевременно.
– Вы сейчас говорите в том числе о распределении инвестиционных квот добычи под постройку береговых заводов на Дальневосточном бассейне?
– Мне сложно говорить про Дальний Восток – лучше обратиться за комментариями к тем, кто работает в этом регионе и знает ситуацию изнутри. Но на Севере дополнительные береговые заводы не нужны – это объективная реальность.
– На совещании активно обсуждалось решение начинать процесс предоставления квот, когда судно готово на 90%. Я знаю, что вы осторожно относились к этой идее . Позиция не изменилась?
– Да, мы осторожно относимся к такой инициативе. Сама идея имеет право на существование, но юридически ее реализовать непросто.
– Росрыболовство по итогам совещания предложило Минпромторгу совместно с ОСК подготовить программу финансового оздоровления верфей, входящих в состав корпорации. Это важно?
– Думаю, речь должна идти не просто об оздоровлении, а о развитии. После того как было обеспечено вливание рыбацких инвестиций в судостроение, все поняли, что этого недостаточно. Потому что материальная база, компетенции и знания, квалификация людей несколько отстают от лучших мировых образцов. Соответственно, нужна масштабная модернизация верфей, они должны научиться работать эффективно. Одними деньгами рыбопромышленных предприятий этого не добиться. Объединенная судостроительная корпорация, в состав которой входит большая часть верфей, безусловно, первой должна озаботиться этими вопросами.
Сегодня мы все страдаем не только от того, что у верфей недостает компетенций. Они ограничены в финансах, и это порождает дополнительные проблемы. Например, часть денег АТФ ушла на покрытие предыдущих долгов Выборгского судостроительного завода. Соответственно, финансирования заказчика не хватит на постройку всех четырех судов. Да, сегодня заводу выделены средства, рефинансирован кредит, и у верфи появилась возможность вернуть деньги в наш проект. Но остается финансовая дыра, которую нужно закрывать. При этом у завода есть программа модернизации, также требующая финансирования, потому что без нее верфь так и останется на прежнем уровне.
При запуске программы инвестквот идея была в том, чтобы отечественное судостроение, пользуясь этим простимулированным спросом, совершило качественный скачок. И вот для этого абсолютно недостаточно рыбацких денег. Для этого нужны программа развития и доступ к финансам.
Маргарита КРЮЧКОВА, Fishnews
Июнь 2021 г.