Иван Фетисов: Российские рыбаки заслужили отраслевую выставку
В прошлом году российская рыбная отрасль раскрылась по-новому как внутри страны, так и за рубежом. Объединенный российский стенд стал знаковым событием на глобальных выставках в Брюсселе и Циндао, а в Москве и Санкт-Петербурге прошла серия рыбных фестивалей, напомнившая горожанам о разнообразии даров моря и разбудившая интерес к хорошей рыбе. На 2017 год руководство отрасли анонсировало проведение в Северной столице международной рыбной выставки и форума. Какие изменения планируется внести в концепцию продвижения российской рыбы, и за счет чего новая отраслевая выставка может встать на один уровень с крупнейшими мировыми площадками, в интервью Fishnews рассказал генеральный директор Expo Solution Group Иван Фетисов.
– Иван, минувший год для рыбаков получился очень насыщенным в плане всевозможных публичных мероприятий, как делового, так и фестивального характера. Что из задуманного удалось выполнить за этот период?
– Мне кажется, выполнить удалось все, что мы планировали. В первую очередь это относится к деловым площадкам, где нам удалось представить консолидированное мнение отрасли, выйти на прямой диалог с органами власти и вместе обсудить важные вопросы. Рыбацкое сообщество в течение года очень плотно общалось с государством, в результате были приняты определенные решения.
Выставочные проекты тоже получились вполне успешными. Очень здорово выглядела объединенная экспозиция в Брюсселе. В прошлом году в европейской Seafood Expo/Processing Global приняли участие 10 российских предприятий, а следующую выставку пожелали заявиться уже 18 компаний. Это говорит о том, что вектор выбран абсолютно правильно. Если раньше наши рыбопромышленники участвовали в Брюсселе по одному и были практически незаметны, то под российским флагом они смогли заявить о себе в полный голос. Наше коллективное участие сразу заметили, в том числе зарубежные конкуренты, в глазах которых мы сразу стали возмутителями спокойствия.
Несколько иным по формату и атмосфере было мероприятие в Циндао. По отзывам участников, оно, безусловно, заслуживает положительной оценки. Разница в подходах, в ментальности этих рынков хорошо ощущалась. В Китае очень много «случайных» посетителей, которые приходят на выставку, могут долго общаться с нашими рыбаками, при этом никаких сделок заключать не собираются. Тем не менее наш стенд привлек большое внимание, а благодаря современным техническим решениям мы знаем, сколько человек его посетило и сколько из них оставило контактную информацию. Я считаю, если хотя бы 10% этих контактов перейдет в деловые отношения – это реально хороший результат.
– На текущий год у вас запланирована не менее обширная программа. Какие направления, на ваш взгляд, заслуживают особого внимания?
– Прежде всего, мы четко расставили акценты по форумам. На площадке ПМЭФ нужно рассматривать вопросы с точки зрения инвестиционного климата в отрасли. В этом году мы намерены предварительно собрать полную информацию о ситуации в смежных отраслях, таких как банки, лизинговые организации, судостроение, и приглашать на презентации проектов финансовые институты, которые действительно хотят и готовы работать с рыбаками.
На Восточном экономическом форуме в приоритете привлечение инвестиций на Дальний Восток – в прибрежные перерабатывающие комплексы, в строительство и модернизацию холодильных мощностей. Встречный интерес мы видим со стороны корейского, японского бизнеса. И, конечно же, развитие марикультуры. Мы будем тщательно прорабатывать деловую программу этих мероприятий, чтобы по итогам получить не разговоры, а конкретные результаты.
Но главным событием 2017 года должен стать международный отраслевой форум-выставка, который пройдет в сентябре в Санкт-Петербурге. На мой взгляд, уже пора запускать специализированную площадку, которую можно будет поставить в один ряд с такими большими проектами, как Бостон, Брюссель или Циндао.
Проблема в том, что на сегодняшний день на основных российских выставочных мероприятиях рыбная отрасль присутствует фрагментарно. Получается, что переработчики собраны в одном месте, рыбодобывающие компании – в другом, оборудование – в третьем, и в общей массе участников они просто теряются. Если вернуться к планировке бостонской Seafood Expo North America, то там мы можем увидеть все – от изготовления листовок и упаковки для рыбной продукции до строительства судов и брокерских услуг. Ну а чем хуже российские рыбаки? Мы одна из ведущих рыбодобывающих стран мира и заслуживаем специализированной рыбной выставки.
Да, это сложный шаг, но он правильный. На нашей стороне то, что мы отраслевая выставочная структура. Мы работаем только в рыбной отрасли вне зависимости от обстоятельств, не берем другие проекты и не смотрим в другие стороны. Мы формируем историю отраслевой выставки, потому что у наших рыбаков, переработчиков, производителей оборудования и сервисных компаний должно быть место, где они могут встретиться, переговорить и показать во всей красе свои возможности. Туда нужно подтягивать финансы и ретейл, приглашать иностранцев, обмениваться мнениями, проводить круглые столы и решать комплексные вопросы.
– Но организаторы глобальных площадок в Брюсселе или Циндао делают акцент непосредственно на выставке, на бизнес-контактах. Зачем понадобилось совмещать это мероприятие с таким политическим событием, как форум?
– Я твердо убежден, что существование отраслевой выставки невозможно без мощного делового мероприятия. Все площадки, которые вы перечислили, работают на протяжении многих лет, и их экспоненты уже сами формируют деловую программу. Они сами собирают аудиторию, приглашают зарубежных специалистов, регуляторов, торговые сети и т.д. Это длинная история, и рано или поздно мы тоже к этому придем. А пока на начальном этапе выставке надо помочь, дать толчок.
Мы будем формировать помимо сквозной программы форума более локальные, узконаправленные круглые столы, конференции, семинары с привлечением экспертов, в том числе из-за рубежа, на темы, которые актуальны для предприятий рыбной отрасли. Сейчас мы ведем переговоры о приглашении зарубежных сетей и крупных покупателей вроде «Макдоналдса», обязательно пригласим делегации африканских стран, с которыми работают наши рыбаки. Выставка должна быть интересной – и для самих участников и, разумеется, для посетителей.
Мне кажется, и форум, и выставка имеют все шансы, чтобы стать масштабным событием и задать определенный уровень. Может быть, это прозвучит амбициозно, но нам нужно сразу перешагнуть через пару десятилетий, чтобы сравняться с крупнейшими зарубежными выставочными проектами, а в чем-то, возможно, и стать для них ориентиром. Пока мы планируем проводить выставку ежегодно, но со временем, может быть, перейдем на двухлетний цикл.
Выставочный комплекс «Ленэкспо» был выбран неслучайно. В его пользу говорит, во-первых, расположение в центре Санкт-Петербурга – всем участникам будет удобно добираться, а во-вторых, история – в советское время там тоже проводились отраслевые выставки, поэтому Росрыболовство подало такую идею. Кроме того, в Москве в сентябре – все-таки очень большая концентрация выставок, а наша цель – выделится на общем фоне.
– Если говорить о внутреннем рынке, то несмотря на обилие тематических мероприятий в целом от них осталось ощущение разрозненности, даже хаотичности. Как вы считаете, чего не хватает сейчас в этом сегменте? И какие тенденции наблюдаются на внутреннем рынке?
– Понимаю, откуда у вас это ощущение незавершенности. Как известно, в октябре на совещании в рамках выставки «Золотая осень» мы объявили, что в ряде сетевых магазинов будут сформированы рыбные отделы, взятые в аренду. С руководством сети мы неоднократно обсуждали этот вопрос и, видимо, в январе-феврале сможем по пунктам отчитаться о том, что было сделано и в какие сроки будут открыты те или иные магазины.
В целом по Москве наблюдается хорошая тенденция. Открывается много небольших рыбных магазинов с симпатичным ассортиментом. Часть из них – сетевые проекты, в том числе непосредственно от производителей рыбной продукции. Они, как правило, расположены возле метро и в других местах с хорошей проходимостью. Мономагазины будут всегда и везде, это хорошая история.
Сложнее обстоят дела с точками, где можно купить все продукты и которые посещает большое количество людей, – это условные «Ашаны». Мы пришли к выводу, что только аренда рыбных отделов ассоциацией или саморегулируемым рыбацким объединением даст правильный продукт и обеспечит прямые поставки. На это и направлен наш эксперимент. Думаю, что этот год покажет, что у нас получится.
Мое мнение как маркетолога: за покупками на неделю люди все-таки идут в супермаркет или гипермаркет. Естественно, там они заглядывают и в рыбный отдел, но берут, прежде всего, ту продукцию, которая им знакома и нравится. Магазинчик с рыбными деликатесами – это больше по части прикупить что-то мимоходом. Но обратите внимание, в мономагазинах упор, как правило, сделан на несколько видов продукции, а в рыбном отделе сетевого магазина должно быть все – от «охлажденки» до пресервов и кулинарии. Так что это взаимодополняющие явления.
Запрос на рыбу, безусловно, растет, люди начинают потреблять рыбную продукцию, причем осознанно. И рынок постепенно нащупывает правильные форматы. Размахивать «Океанами» 1980-х годов просто смешно, это сразу же громадный убыток. Но грамотно выстроенный и оформленный отдел в сетевом магазине – да, это действует. Или маленькие магазины, как показывает практика, – вполне жизнеспособный формат.
– Глава Росрыболовства Илья Шестаков отметил, что хотя федеральное агентство и дальше будет поддерживать рыбные фестивали, но постарается отойти от роли непосредственного организатора, оставив за собой задачу по выработке определенных стандартов таких мероприятий. Чем вызвана такая смена курса?
– В прошлом году мы провели несколько рыбных фестивалей в Москве и Санкт-Петербурге. Они прошли на высоком уровне, прежде всего, потому что у местных властей был большой опыт в организации подобных мероприятий, и горожанам новый праздник пришелся по вкусу.
На самом деле именно регион или город вместе с предприятиями торговли должны быть заинтересованы в проведении подобных мероприятий, а не рыбаки. Потому что потребители, попробовав на празднике рыбу, позже придут за ней в магазины, которые в свою очередь обратятся к трейдерам, а уже те закупят эту рыбу у рыбаков.
Со своей стороны мы знаем продукцию, знаем рыбаков, знаем переработчиков и можем помочь организаторам советом, подсказать, как сделать лучше, выступить в роли консультантов и, безусловно, будем этим заниматься. По опыту могу сказать, фестивали раскачивают спрос с самого низа и тянут за собой всю эту цепочку, иначе не получается.
– В этом году фестивали запланированы не только в Москве или Санкт-Петербурге, но и в таких городах, как Мурманск или Казань. Значит, у регионов все-таки возник интерес к рыбной теме?
– Несомненно, причем эти фестивали будут учитывать региональные особенности. Например, устроить в Мурманске праздник трески – это отличная тема! Полностью сосредоточиться на этой рыбе, поднять всю историю трескового промысла. Показать вроде бы хорошо знакомую населению треску в новом ракурсе, привлечь поваров с фантазией.
Можно, конечно, удивлять гостей фестиваля, демонстрируя экзотических морских гадов, но зачем, если о «привычных» камбалах, корюшке или палтусе, стоит лишь копнуть чуть глубже, покупатель в общем-то тоже почти ничего не знает. Рассказать об особенностях распространенных видов рыб, о пищевой ценности, вкусовых качествах и способах приготовления – вот что будет способствовать продвижению продукции наших рыбаков.
Опыт показывает, что на фестивалях непосредственно торговля рыбой может даже отойти на второй план. Это же не рынок выходного дня, рыбный фестиваль – это все-таки праздник. В прошлом году в Санкт-Петербурге у торговых рядов было сравнительно мало народа, зато шатры с мастер-классами были забиты публикой. Поэтому нужно привлекать рестораны, кафе и другой общепит, чтобы у людей была возможность попробовать всего понемножку. Тогда после фестиваля они придут в магазин – сетевой или специализированный – и купят не отдельно треску, а треску вместе с рецептом, уже представляя, что из нее можно сделать.
Fishnews