Торговля рыбой и морепродуктами

29 марта 2019 года
Рыбный рынок в Южной Корее

Рыбные традиции и амбиции Южной Кореи

Рыбное хозяйство в Республике Корея – одна из важнейших и динамично развивающихся отраслей. Несмотря на ряд проблем, например с кадрами и нехваткой запасов в водах страны, потенциал к развитию сохраняется – благодаря прогрессу в аквакультуре и океаническом промысле. Большую ставку предприниматели делают на развитие новейших технологий выращивания рыбы, таких как установка автоматизированных глубоководных акваферм. Также южнокорейские рыбаки рассчитывают на прогресс в переговорах с другими государствами и международными организациями об условиях работы в заграничных водах.

Дары моря любили издревле

В Корее, окруженной с трех сторон морем и не испытывающей недостатка в пресноводных водоемах, рыболовство всегда являлось важной отраслью народного хозяйства. Жители полуострова хорошо осведомлены о природных богатствах морей, окружающих эту страну. Они издревле употребляют в пищу рыбу, моллюсков, водоросли и морских млекопитающих, о чем свидетельствуют наскальные изображения и находки на стоянках каменного века. Большую часть рациона современных корейцев, как северных, так и южных, составляют рыба и морепродукты. Уровень их потребления в Республике Корея достигает 59,9 кг на человека, а к 2022 году, по прогнозам Министерства морских дел и рыболовства, может вырасти до 62 кг.

Глубокие исторические корни корейского рыбного промысла и его экспортный потенциал обусловили быстрое развитие этой отрасли в республике. В 1957 году первое южнокорейское океаническое рыболовное судно «Чинам» провело пробный лов тунца в Индийском океане, а уже в следующем году президент Ли Сын Ман обозначил курс на подъем океанического рыболовства для развития национальной экономики. Этот курс был продолжен и во времена президента Пак Чон Хи, который известен как творец «корейского экономического чуда». В 1960-1970-е годы океанический рыбный промысел стал одним из драйверов растущей ударными темпами экономики страны: к 1977 году воды Мирового океана уже бороздили 850 южнокорейских судов. Не отставали и другие направления – прибрежное и внутреннее рыболовство, а также аквакультура. Поэтому сейчас рыбный промысел – это одна из наиболее развитых отраслей экономики республики. Рыбное хозяйство Кореи имеет и стратегическое значение, так как не только обеспечивает поступление иностранной валюты от экспорта (2,329 млрд долларов в 2017 году), но и напрямую связано с продовольственной безопасностью страны.

Аквакультура «перетягивает одеяло»

Сегодня структура рыбной отрасли Республики Корея отражает общие тенденции в мировом рыболовстве: увеличение роли аквакультуры при одновременном снижении добычи рыбы и морепродуктов. Особенно в прибрежье полуострова, где из-за перелова и изменения климата объемы освоения постепенно уменьшаются.

Эта тенденция особенно хорошо прослеживается, если рассмотреть показатели производства рыбо- и морепродукции за последние 10 лет. Так, если в 2008 году улов корейских рыбаков в морях у полуострова и «урожаи» аквакультуры составляли 1,285 млн и 1,381 млн тонн соответственно, то в 2018 году это соотношение изменилось до 2,25 млн и 1,013 млн тонн в пользу аквакультуры (график 1). Впрочем, по общей стоимости произведенной продукции аквакультура пока уступает прибрежному рыболовству: 2,881 трлн вон против 8,642 трлн вон (более 2,5 и 7,6 млн долларов) соответственно (график 2).

Стоит отметить, что аквакультура в Корее имеет очень долгую историю развития. Возможно, еще в период неолита в северо-восточной части полуострова местные жители научились разводить устриц. Однако первые письменные свидетельства о выращивании этих моллюсков дошли до нас через летопись «Анналы правящего дома Чосон»: в одной из записей 1431 года есть упоминание об устричной ферме, расположенной в устье реки Сомчжинган на юге Кореи. Издревле культивируют в стране и водоросли. В той же летописи в записи от 1640 года есть упоминание об изобретении способа выращивания ким (водорослей из рода порфира).

Производство водорослей и сейчас является одним из главных драйверов развития аквакультуры. В минувшем году корейские марифермеры вырастили 573 тыс. тонн ламинарии, 568 тыс. тонн ким и 516 тыс. тонн водоросли миёк. Более того, общая стоимость экспорта продукции из кима в 2017 году впервые превзошла отметку в 500 млн долларов, достигнув цифры 512 млн долларов. Сейчас ким поставляется в 109 стран мира в виде различных продуктов – от классических листов для производства роллов до различных закусок на основе этой водоросли. А в Министерстве морских дел и рыболовства республики всерьез размышляют над тем, что к 2024 году стоимость экспорта ким вполне может вырасти до 1 млрд долларов.

Не все уловы одинаково законны

Несмотря на быстрое развитие корейской марикультуры, важное место в структуре отрасли продолжает занимать океаническое рыболовство. Тунец до сих пор является одним из важнейших объектов не только экспорта (84 млн долларов только в феврале 2019 года), но и внутреннего потребления. Корейцы с большим удовольствием едят эту рыбу как в сыром, так и в приготовленном виде. В наши дни до 10% от общемировой добычи тунца (или около 450 тыс. тонн в год) приходится на южнокорейских рыбаков. В прошлом году в водах Мирового океана суда республики освоили 493 063 тонны различных видов тунца. В том числе 266 661 тонну полосатого, 23 548 тонн большеглазого и 43 481 тонну желтоперого.

Впрочем, такие успехи южнокорейских рыбаков не остаются незамеченными различными природоохранными организациями. К примеру, в 2013 году Гринпис в своем докладе причислил республику к странам, потворствующим ННН-промыслу в Мировом океане. В результате правительство США включило Южную Корею в список стран, занимающихся незаконным ловом водных биоресурсов. Негативно на эти новости отреагировал и Евросоюз, пригрозив «желтой карточкой». В результате властям республики пришлось срочно «закручивать гайки» в отношении браконьеров и вносить поправки в законодательство. В противном случае страна могла лишиться важнейших внешнеторговых партнеров – большая доля южнокорейских уловов отправляется в страны ЕС и Соединенные Штаты.

Рыбному пирожку помогут покорять мир

Южнокорейские чиновники уделяют большое внимание продвижению национальных продуктов на мировом рынке. К примеру, недавно в министерстве всерьез задумались над популяризацией омука – традиционного рыбного пирожка. За 10 лет, с 2008 по 2017 год, стоимость экспорта этого блюда выросла в 2,6 раза – с 22 до 57 млн долларов. Теперь в «раскрутку» омука планируют вложить немалые государственные средства, для продвижения блюда среди иностранцев собираются задействовать в том числе площадки аэропортов и морских вокзалов.

Цели чиновников амбициозны

Интересно, что, несмотря на большое значение рыбного хозяйства для страны и постоянное развитие отрасли, Министерство морских дел и рыболовства появилось сравнительно недавно – в 1996 году. Оно было образовано путем объединения Агентства по рыболовству и Агентства управления морских перевозок и портов. Хотя первое существовало с 1966 года, оно не имело ранга министерства и то и дело оказывалось в структуре Министерства сельского хозяйства. Судьба «новорожденного» Министерства морских дел и рыболовства складывалась нелегко: в 2008 году после прихода к власти Ли Мён Бака ведомство вновь расформировали в рамках оптимизации работы правительства и восстановили только в 2013 году после того, как президентом стала Пак Кын Хе.

Сейчас министерство ставит перед собой амбициозную задачу: сделать Республику Корея одной из ведущих морских держав. Для этого планируется в том числе увеличить производство рыбы и морепродуктов в стране до 4 млн тонн в год, нарастив стоимость их экспорта до 4 млрд долларов к 2022 году.

Результаты обнадеживают

В 2018 году общее производство рыбы и морепродуктов в стране достигло 3,791 млн тонн – это лучший результат с момента начала ведения статистики в 1970 году. Океанический промысел принес Южной Корее 493 тыс. тонн даров моря (+10,6% к результату 2017 года), уловы «прибрежки» тоже выросли – на 9,2%, до 1,013 млн тонн. В то же время урожаи аквакультуры уменьшились на 2,8% – до 2,316 млн тонн. Также на 2,9% сократился вылов на внутренних водоемах – до 35 тыс. тонн.

Из регионов пальму первенства держит провинция Чолла-Намдо, добывшая и вырастившая в общей сложности 1,842 млн тонн гидробионтов, ее доля составляет 55,9% от общекорейской. Затем следуют провинция Кёнсан-Намдо (590 тыс. тонн), город Пусан (328 тыс. тонн) и Чхунчхон-Намдо (146 тыс. тонн). Стоимость произведенных рыбы и морепродуктов также достигла рекордных значений. В прошлом году она составила 8,642 трлн вон (более 7,7 млрд долларов), что на 0,9% больше, чем в 2017 году.

Таким образом, по производству и стоимости продукции рыбная отрасль республики идет в намеченном направлении. А вот общая стоимость экспорта пока далека от намеченной – всего 2,38 млрд долларов по итогам 2018 года.

Главными экспортными рынками для рыбопромышленников Республики Корея являются (по данным прошлого года) Япония (761 млн долларов, 144 тыс. тонн), Китай (393 млн долларов, 88 тыс. тонн) и США (279 млн долларов, 27 тыс. тонн). Россия находится на 11-м месте, сразу после Филиппин. По данным статистики, в 2018 году в РФ было направлено 8 тыс. тонн южнокорейских рыбы и морепродуктов на 27 млн долларов. В основном это ким – 16 млн долларов при общем весе в 1 тыс. тонн.

Что касается главных экспортных позиций, то по итогам 2018 года на первом месте с большим отрывом лидирует тунец различных видов – 216,92 тыс. тонн общей стоимостью 617,68 млн долларов. Следом идут ким (22,1 тыс. тонн, 525,53 млн долларов), устрицы (10,49 тыс. тонн, 69,16 млн долларов), скумбрия (70,2 тыс. тонн, 68,46 млн долларов), ложный палтус (6,3 тыс. тонн, 64,51 млн долларов), моллюск морское ушко (2,39 тыс. тонн, 63,02 млн долларов), клыкач (2,06 тонн, 53,9 млн долларов) и морской угорь (3,74 тыс. тонн, 51,55 млн долларов).

Своих уловов лакомкам не хватает

Согласно недавно опубликованным данным, страна вышла на первое место в мире по уровню употребления даров моря, обогнав даже Японию. По итогам 2017 года стоимость поставок продукции из водных биоресурсов в республику выросла на 10,5% и достигла 5,14 млрд долларов. При этом объемы импорта выросли на 2,4% и достигли 1,48 млн тонн. Тенденция быстрого роста импорта четко прослеживается с 2008 года. Особенно она ощутима по продуктам премиум-сегмента: креветке, атлантическому лососю, голубому тунцу и крабу.

Главными странами-экспортерами рыбы и морепродуктов в Южную Корею являются Китай, Россия, Вьетнам, Норвегия и Соединенные Штаты. По данным за 2017 год, из КНР на рынок республики главным образом поступают кальмар (102 млн долларов), каракатица (196 млн долларов), морской черт (48 млн долларов) и синий краб (127 млн долларов). Креветку в Южную Корею в основном везут из Вьетнама (746 млн долларов) и Таиланда (169 млн долларов). Главным поставщиком атлантического лосося является Норвегия (339 млн долларов).

Россия традиционно является одним из основных экспортеров в республику минтая (315 млн долларов в прошлом году), в том числе минтаевой икры (73 млн долларов), и краба (127 млн долларов).

Рыбы и рыбаков становится меньше

Несмотря на все успехи южнокорейской рыбной отрасли, перед ней стоит и ряд проблем. Наиболее важными являются сокращение морских биоресурсов в прибрежных водах и уменьшение числа рыбаков. С первой проблемой власти борются весьма эффективно: сокращают число добывающих судов, проводят зарыбление, устанавливают «рыбные каникулы», основывают морские заповедники и преследуют браконьеров. Однако с привлечением молодежи в отрасль ситуация складывается не так хорошо. С 2008 по 2017 годы количество занятых в рыбном хозяйстве сократилось со 192,3 до 121,7 тыс. человек, а число рыбаков старше 65 лет увеличилось с 22,7 до 35,2%. Таким образом, перед отраслью в ближайшее время может весьма остро встать вопрос кадрового дефицита, который уже сейчас решается привлечением иностранцев. К примеру, из 11 членов экипажа задержанного недавно российскими пограничниками южнокорейского краболова, лишь 5 имели гражданство республики. А по данным статистики, в 2016 году в южнокорейском рыболовстве только официально было занято 31 942 иностранных рабочих.

Перспективы ищут в чужих водах

За рубежом Республика Корея ищет не только рабочие ресурсы для своей рыбной отрасли, но и новые площадки для промысла. В условиях сокращения собственных запасов стране важно вести лов в водах соседних государств – Китая, Японии и России. При этом в исключительных экономических зонах КНР и Японии корейские рыбаки работают на условиях предоставления аналогичного права заграничным коллегам. Однако нередко соседи не могут договориться об условиях промысла. Со Страной восходящего солнца, к примеру, межправительственное соглашение о совместном рыболовстве остается незаключенным с июня 2016 года.

Россия же предоставляет право на промысел без таких условий, взимая плату за добычу биоресурсов в своих водах. Особый интерес южнокорейские рыбаки проявляют к российскому минтаю. Эта рыба когда-то хорошо ловилась у восточных берегов Кореи, однако перелов и изменение климата привели к полному исчезновению минтая из вод республики. Но любовь к нему у корейцев не пропала, поэтому объемы импорта достигают 254 тыс. тонн общей стоимостью 428,7 млн долларов (в 2018 году). Львиная доля минтая поступает в страну из вод РФ. Некоторую часть южнокорейские рыбаки могут добывать там самостоятельно: квоты передают республике по результатам переговоров в рамках заседаний двусторонней комиссии по рыбному хозяйству. К примеру, в прошлом году стороны договорились, что южнокорейские рыбаки смогут выловить в наших водах 20,5 тыс. тонн минтая, 4,2 тыс. тонн трески, 7,5 тыс. тонн сайры, 3,5 тыс. тонн кальмара и еще 850 тонн прочих видов водных биоресурсов.

Благодаря прорыву, достигнутому в межкорейском диалоге, сегодня в республике активно обсуждают возможность промысла в водах КНДР. При этом южнокорейские компании хотят вытеснить китайцев, активно рыбачащих в северокорейских водах и даже совершающих дерзкие вылазки в южнокорейские: соседи из Поднебесной умело пользуются натянутыми отношениями между двумя Кореями.

Вадим Акуленко, старший преподаватель кафедры корееведения, научный сотрудник Центра корееведческих исследований ВИ-ШРМИ ДВФУ

Fishnews

Март 2019 г.

  • Рыбный рынок в Южной Корее
  • График 1. Общее производство морепродуктов в Республике Корея с 2008 по 2018 гг. (тыс. тонн). Источник – Корейская статистическая информационная служба
  • График 2. Общая стоимость продукции, произведенной в Республике Корея с 2008 по 2018 гг. (млн вон). Источник – Корейская статистическая информационная служба