Профильный вопрос
После формальной передачи в систему Минсельхоза России рыбная отрасль, по сути, осталась в подвешенном состоянии.
В мае текущего года указом главы государства Росрыболовство вернули в структуру Минсельхоза России, объединившего таким образом все отрасли пищевой промышленности. Шаг вполне логичный, особенно с учетом присоединения Российской Федерации к ВТО и активизации сотрудничества по линии ФАО, где интересы нашей страны не смогут отстаивать сразу несколько министров – один по рыбе, другой по мясу, третий по зерну и т.д.
Поэтому после неполных пяти лет автономного плавания рыбу пришлось срочно встраивать в структуру министерства. Свободное место нашлось в департаменте регулирования агропродовольственного рынка, рыболовства, пищевой и перерабатывающей промышленности, где появился отдел рыбоперерабатывающей промышленности. В результате и без того немаленький департамент разросся до восьми отделов, полностью соответствуя громоздкому названию. Многопрофильность в свою очередь породила неизбежную путаницу, заметно усложнив работу с Минсельхозом региональных органов власти и хозяйствующих субъектов.
Затруднения начинаются уже с порога: далеко не всем понятно, почему по вопросам рыболовства нужно обращаться в отдел рыбоперерабатывающей промышленности. Отсутствие четкого понимания, какой конкретно департамент занимается рыбохозяйственными проблемами, порой приводит к тому, что над одним и тем же законопроектом независимо друг от друга работают сразу несколько департаментов или ответы из министерства на один и тот же вопрос противоречат друг другу.
Искусственность и поспешность текущего решения видна невооруженным глазом. Возникла парадоксальная ситуация, когда пищевую и перерабатывающую промышленность, а также регулирование агропродовольственного рынка в соответствии с приказом курирует заместитель министра Илья Шестаков, а рыбу – его коллега Игорь Манылов, хотя формально за нее не отвечает вообще никто. И все эти отрасли заключены под крышу одного департамента.
Нынешнее пришествие рыбы в Минсельхоз далеко не первое, но до 2007 г. этой сферой в министерстве занимался сначала департамент рыбохозяйственной политики, затем департамент рыболовства со своими отделами и штатом квалифицированных сотрудников. Сейчас острая нехватка специалистов-отраслевиков, да еще и разбросанных по различным департаментам, создает угрозу того, что проработка на уровне министерства любых вопросов априори будет поверхностной.
Так почему бы не вернуться к уже проверенному на практике варианту? Рыболовство – это сложный комплекс, который имеет только частичное отношение к агропродовольственному рынку, пищевой и перерабатывающей промышленности. Выделение для него профильного департамента позволит решить проблемы в таких «подвисших» последнее время сферах, как международное сотрудничество в области рыболовства, безопасность мореплавания, развитие портовой инфраструктуры, рыбопереработки, аквакультуры, научное и кадровое обеспечение рыбного хозяйства, рыбоохрана и многое другое, но главное – выработка государственной политики и стратегии развития отрасли.
Согласно положению о Министерстве сельского хозяйства, в его структуре может быть до 17 департаментов по основным направлениям деятельности, на сегодняшний день их только 14. Создание отдельного департамента рыболовства автоматически устранит и несоответствия в распределении полномочий заместителей министра.
Курирующий сельское хозяйство и рыболовство зампредседателя Правительства РФ Аркадий Дворкович прямо указал, что функция Минсельхоза – контролировать работу Росрыболовства. Необходимость такого контроля очевидна, ведь по ряду направлений федеральное агентство является по сути и разработчиком проектов нормативных актов, и исполнителем соответствующих государственных услуг, и одновременно органом, который надзирает за их реализацией. Но возложить эти обязанности сразу на несколько департаментов, значит, получить ситуацию, когда у семи нянек дитя без глазу.
Что касается взаимодействия профильного департамента с Росрыболовством, то, по мнению экспертов, здесь стоит ориентироваться на пример Минсельхоза и Россельхознадзора. Отлаженной системе не мешают даже производственные разногласия руководителей этих ведомств по ряду ключевых вопросов, оперативно осуществляется межведомственный документооборот.
Более того, профильный департамент мог бы выступить в роли координатора подготовки долгосрочной госпрограммы развития рыбного хозяйства – программного документа, определяющего стратегические задачи и ориентиры отрасли на ближайшее десятилетие. Работа Росрыболовства в плане реализации федеральной целевой программы, рассчитанной до 2013 г., оставляет мало шансов довести «до ума» проект госпрограммы в установленные правительством сроки. У Минсельхоза же, напротив, колоссальный опыт по разработке и успешной реализации программ развития АПК, отработанные схемы взаимодействия с регионами, предоставления различных форм господдержки, строгая система отчетности.
Казалось бы, зачем указывать ведомству на его внутреннюю структуру и распределение обязанностей, но, как сетуют представители рыбацкой общественности: «Нашлось же отдельное место полноценному департаменту охоты в Минприроды России после передачи ему полномочий в сфере регулирования охотничьего хозяйства». Вопрос понятен. Ведь им совместно с министерством придется решать многие злободневные проблемы рыбохозяйственного комплекса, который не чета охотничьему хозяйству ни по своим масштабам, ни по значимости для экономики страны.
Эдуард Климов, председатель Совета директоров медиахолдинга Fishnews
Ноябрь 2012 г.