Эти удивительные моллюски
Минтай, сельдь, треска, крабы и кальмар — всё это привычные для российских предприятий промысловые виды. Знаком с ними обычно и отечественный потребитель. Но есть и новые точки приложения сил для рыбаков.
В 2020 году в список объектов, которые может осваивать рыбная промышленность, добавилось более двух десятков новых наименований. Среди них оказались моллюски панопа и зирфея. В чем уникальность этих подводных обитателей, как их можно добывать и на каких рынках они могут оказаться востребованы, корреспонденту журнала «Fishnews — Новости рыболовства» рассказали в Тихоокеанском филиале Всероссийского НИИ рыбного хозяйства и океанографии (ТИНРО).
Панопа, зирфея
Зирфея (Zirfaea pilsbryi) и панопа (Panopea japonica) — представители экологической группы глубоко зарывающихся моллюсков. На дне обнаружить их непросто. Панопа способна уходить в грунт на глубину до одного метра, а зирфея — до 50 сантиметров. На поверхности могут виднеться лишь сифоны — трубки, с помощью которых моллюски дышат и питаются, у глубоко зарывающихся видов они мощные и длинные.
В связи с особенностями панопы и зирфеи специалистам долгое время нелегко было оценить численность и распространение этих объектов. Панопа, например, встречалась ученым при исследованиях, но из-за «глубокой посадки» выкопать ее было проблематично. «Когда мы выполняли дражные учетные работы, достать моллюсков целиком не получалось», — рассказал и. о. заведующего лабораторией бентоса ТИНРО Дмитрий Соколенко.
Здесь нужно отметить, что моллюсков семейства Hiatellidae давно добывают в США и Канаде. Бытовое название этих промысловых объектов — гуидаки, что на языке индейцев означает «глубоко копающий». Моллюски оказались востребованы на азиатских рынках, где знают толк в необычных морепродуктах и высоко ценят их полезные качества.
Американцы используют для добычи гуидаков гидравлический размыв. При этом за рубежом от освоения диких поселений даже перешли к аквакультурному выращиванию моллюсков. Для этого используются заливы с большими отливно-приливными колебаниями. Таким образом удалось достаточно быстро нарастить объемы уже культивируемого объекта, отметил Дмитрий Соколенко (в перспективе, считает он, посмотреть на возможности выращивания гуидаков в аквакультуре можно будет и в России).
Востребованный на азиатском рынке морепродукт рано или поздно должен был вызвать интерес у наших промысловиков. В конце 2016 года отраслевая наука получила от одной из рыбопромышленных компаний запрос на исследования ресурсов панопы японской. Уже в 2017 году ученые совместно с рыбаками провели такие работы в заливе Посьета и на участке от устья реки Туманная до границы Дальневосточного морского заповедника.
Для исследований применялась помпа для локального гидравлического размыва: в грунт по трубке подается вода, за счет этого он взрыхляется, и можно аккуратно извлечь моллюска. Также водолаз проводил на некоторых станциях видеосъемку — это помогло собрать больше сведений о ресурсной базе.
Общий запас панопы в юго-западной части залива Петра Великого оценили тогда в 855 тонн. Но самое главное — было обнаружено ранее неизвестное крупное поселение зирфеи. Общий запас этого моллюска, по оценкам ученых, составлял более 10 тыс. тонн. «Для нас это стало открытием», — вспоминает Дмитрий Соколенко.
После того как были собраны научные данные, нужно было также провести официальные процедуры по включению новых объектов в промысел. Это поэтапный процесс. Сначала панопу и зирфею внесли в перечень видов водных биологических ресурсов для промышленного рыболовства (он утвержден распоряжением правительства). Потом эти моллюски были добавлены в список объектов, для которых устанавливается общий допустимый улов (ОДУ).
Здесь может возникнуть вопрос, почему не открыть доступ к промыслу новых видов в режиме возможного вылова (в этом случае рыбакам для освоения не нужен договор на долю квоты). Однако по установленным правилам добыча объектов, которые только-только вводятся в промысел, регулируется через установление ОДУ, рассказали в Тихоокеанском филиале ВНИРО.
Знания о биологии и экологии панопы и зирфеи еще предстоит пополнять, нужно будет оттачивать методы добычи и оценить ее влияние на поселения моллюсков. В связи с этим для освоения ученые пока рекомендуют небольшие объемы. Общий допустимый улов панопы на 2022 год составил 10 тонн, зирфеи — 20 тонн. Сейчас отраслевая наука уже представила предложения по ОДУ на 2023 год: там по глубоко зарывающимся моллюскам остаются те же цифры. На начальных этапах промысел рекомендуется осуществлять с присутствием научного наблюдателя.
«Я надеюсь, что после начала промысла мы сможем сотрудничать с рыбодобывающими организациями и расширить наши знания о глубоко зарывающихся моллюсках», — отметил Дмитрий Соколенко. Если научный мониторинг будет показывать, что с запасом не происходит негативных изменений, в будущем разрешенные для освоения объемы будут увеличены. Но в этом вопросе, конечно, ключевым фактором будет сохранение биоресурсов.
Федеральное агентство по рыболовству выставило доли квот вылова панопы и зирфеи в подзоне Приморье на аукцион. Сейчас торги уже прошли.
Разведанные запасы панопы японской и зирфеи Пилсбери в районе Хасанского взморья открывают хорошие перспективы для специализированного промысла, считают ученые. Но, естественно, добыча должна осуществляться в соответствии с правилами рыболовства. Предложенная промысловая мера для панопы равна длине раковины в 8 см, для зирфеи — в 6 см.
Запретный для лова период должен обеспечивать моллюскам возможность для нормального воспроизводства. Промысел обоих видов, по мнению ученых, нужно закрывать на время с начала июня до конца августа.
Для промысла зирфеи отраслевая наука рекомендует участок, ограниченный с юга устьем реки Туманная (параллель 42°18' с. ш.), с севера — охранной зоной южной границы Дальневосточного морского заповедника (параллель 42°21' с. ш.), с запада — изобатой 10 метров, с востока — меридианом 130 °53' в. д.
По местам добычи панопы рекомендации следующие: участок, ограниченный с юга устьем реки Туманная (параллель 42018' с. ш.), с севера — охранной зоной южной границы морского заповедника (параллель 42°21' с. ш.), с запада — изобатой 10 метров, с востока — меридианом 130°53' в. д. На остальной части акватории подзоны Приморье к востоку от мыса Поворотный (меридиан 133°02' в. д.) предлагается разрешить промысел на глубинах более 10 метров.
Для добычи глубоко зарывающихся моллюсков специалисты предлагают задействовать водолазов, снабженных оборудованием для гидроразмыва грунта. Методы отработаны на тихоокеанском побережье Соединенных Штатов и Канады, но в любом случае потребуется провести настройку под местные реалии — глубины, тип грунта.
При этом надо отметить, что добыча водолазным способом с применением локального гидроразмыва — весьма щадящая для донных сообществ. Такой метод позволяет прицельно добывать нужных моллюсков, не причиняя особого беспокойства их соседям.
Панопа и зирфея могут быть востребованы у наших азиатских соседей, например в Китае. Эти моллюски способны прийтись по вкусу и российским поклонникам новых блюд, так что развитие промысла «зарывашек» может быть интересно и для отечественного сегмента HoReCa. В русскоязычном интернете, кстати, легко найти и популярные статьи, посвященные гуидакам, и видео, демонстрирующие необычный способ их добычи. А также рецепты блюд домашней кухни.
… И не только
В подзоне Приморье традиционно, на протяжении многих лет, добывают спизулу, анадару, корбикулу. Промысел этих видов моллюсков регулируется через общий допустимый улов.
Есть и востребованные «неодуемые» объекты. Прежде всего это, конечно, устрицы, рассказал Дмитрий Соколенко. После 2015 года их промысел стал активно наращивать объемы. В прошлом году рекомендованный вылов — около тысячи тонн — был освоен уже летом, отметил специалист. В дальнейшем, вероятно, устрицу все-таки переведут в объекты, для которых устанавливается ОДУ.
Среди перспективных видов моллюсков заведующий сектором ТИНРО назвал глицимериса: он водится на небольших глубинах и давно потребляется в азиатских странах — Корее, Китае, Японии.
Моллюск серрипес, напротив, обитает достаточно глубоко — скопления формируются на глубине 50-60 метров. На восточной стороне острова Русский ресурсы этого морского обитателя составляют под 10 тыс. тонн, рассказал Дмитрий Соколенко. Правда, для добычи на таких глубинах нужно специальное оборудование.
Можно было бы наладить и добычу петушка, который сейчас идет к нам из-за рубежа под коммерческим названием венерка, или вонголе. «Есть, например, каллитака, которая населяет Амурский, Уссурийский заливы, илистую котловину на глубинах от 10 до 40 метров. Тоже там очень хорошие запасы», — комментирует специалист.
Так что для предприятий, которые рискнут попробовать что-то новое и не побоятся экспериментов, моллюски открывают особые возможности.
Маргарита КРЮЧКОВА, журнал «Fishnews — Новости рыболовства»
Апрель 2022 г.