Промысловое пространство

13 января 2014 года
Траулер «Олег Найденов» в Дакаре. Фото AFP.

Россия не получила доказательств вины «Олега Найденова»

Власти Сенегала разрешили врачам обследовать экипаж траулера «Олег Найденов». Скорейшее освобождение судна отвечает интересам как российской, так и сенегальской стороны, уверен руководитель Росрыболовства Андрей Крайний.

В пятницу на брифинге глава Федерального агентства по рыболовству сообщил о том, что направил письмо министру рыболовства Сенегала с предложением обсудить проблемы незаконного промысла, в котором обвиняют российских моряков, в рамках внеочередного заседания российско-сенегальской комиссии по рыболовству. При этом глава ведомства подчеркнул, что до сих пор не представлено исчерпывающих официальных доказательств нарушения правил рыболовства в зоне Сенегала экипажем мурманского траулера.

«Фотографии, сделанные с борта французского военного самолета, к сожалению, не дают оснований полагать или не являются доказательством того, что судно действительно вело промысел в зоне Сенегала. По данным нашей системы мониторинга, в момент задержания судно действительно находилось в зоне Гвинеи-Бисау и находилось в поиске, то есть не вело лов рыбы», – заявил Андрей Крайний.

Как сообщает корреспондент Fishnews, в ходе сеанса связи капитан траулера Вадим Манторов рассказал о попытке сенегальских военных подменить координаты точки ареста. 7 января капитану предложили подписать акт, согласно которому «Олег Найденов» находился в момент задержания «на одну милю в экономической зоне Сенегала», а не «на 35 миль южнее границы».

По словам руководителя Росрыболовства, сейчас необходимо разделять два вопроса. Первый из них касается «беспрецедентного задержания траулера и граждан России в водах суверенного государства Гвинеи-Бисау», тогда как во втором случае имеет место обычный спор судовладельца с морскими и рыболовными властями Сенегала, который должен решаться юристами. Сенегальские власти настаивают на том, чтобы судовладелец заплатил штраф, подросший уже до 3 млн. долларов, тем самым автоматически признав свою вину. В свою очередь компания-судовладелец готова внести залог или выставить банковскую гарантию для освобождения судна, а затем доказывать свою правоту в суде.

«Еще раз хочу повторить, нас, Министерство иностранных дел России, Росрыболовство, интересует, прежде всего, судьба людей, наших граждан, и судьба траулера», – заявил Андрей Крайний, выразив надежду на дипломатическое решение проблемы. По его мнению, подоплека вопроса носит исключительно экономический характер, поскольку в прошлом году более половины российского вылова водных биоресурсов за пределами ИЭЗ РФ было освоено именно в водах, омывающих Западную Африку.

«Мы являемся конкурентами, понятно, что наше присутствие не очень нравится нашим коллегам из ЕС, из КНР. Я лично расцениваю это как экономическую борьбу за ресурс всеми возможными способами и методами, – обратил внимание чиновник. – Нашим конкурентам, нашим партнерам, нашим коллегам не нравится то, что Россия, которая ушла после развала СССР из Африки, сейчас активно в Африку возвращается. Мы подписали 14 соглашений за последние несколько лет со странами Западной Африки, и наша задача – заключить соглашения со всеми странами, с тем чтобы российские рыбаки могли работать круглогодично в этом районе, так как это было во времена Советского Союза. Эта работа нам удается, что вызывает обострение конкурентной борьбы».

Руководитель Росрыболовства подчеркнул, что доступ ко многим ресурсам Мирового океана у России сохраняется исключительно благодаря так называемому историческому принципу, который в последнее время не раз подвергался ожесточенной критике. «Когда вбрасывается идея «давайте отменим исторический принцип для рыбаков», все забывают о том, что это общемировая практика. Мы находимся во многих организациях ровно по историческому принципу благодаря исследованиям советских ученых, благодаря тому, что работал советский флот, благодаря тому, что сейчас российский флот возвращается в те районы», – заявил Андрей Крайний.

Fishnews