- Максим Владимирович, что стало предпосылкой к разработке новых, электронных форм отчетности?
- Постановлением Правительства установлено, что судовые суточные донесения (ССД) капитанов должны подписываться электронной цифровой подписью. А само наличие ЭЦП говорит о том, что должны быть созданы соответствующие программные и аппаратно-технические средства. В настоящее же время капитаны судов ведут журналы в бумажном виде. Так что внедрение электронно-промыслового журнала (ЭПЖ) – это наше будущее.
Надо понимать, что ЭПЖ – это не просто защищенный компьютер, который будет установлен на судне, но сложный распределенный аппаратно-технический комплекс, где защищенный компьютер является только рабочим местом для первоначального сбора данных, прежде всего – судовых суточных донесений. Параллельно должны быть реализованы аппаратно-технические решения, что называется, «на берегу», которые включают в себя средства получения и обработки электронных сообщений, анализ их по различным критериям.
При этом сначала осуществляется первичный этап обработки сообщения: что оно целостно, не противоречит другим данным. Затем происходит обработка и анализ всех собранных донесений для получения аналитических форм и материалов, включая сведения об уловах, о выгрузке продукции в порту – то есть все, что содержится в ССД и что представляет важную информацию для управления рыбохозяйственным комплексом.
- Упростят ли электронные формы передачу отчетности для капитанов судов?
- Внедрение любых новых технологий имеет две стороны. Вспомните ситуацию с бухгалтерскими программами типа «1С». Изначально для людей, привыкших работать на счетах и арифмометрах, использование новых программных средств было тяжело и непривычно. Надо было учиться, возникали сложности, неприятие, негативные эмоции. Но когда это вошло в практику, стало понятно, что новшество значительно упрощает и облегчает работу. Похожая ситуация и с электронно-промысловым журналом.
Надо помнить, что ЭПЖ – это не просто калька с ССД, которое капитан может сейчас послать даже по факсу. Электронно-промысловый журнал позволяет формировать отчетные формы, куда войдут не только ССД, но и другие данные, которые необходимо капитану передать на берег даже не в рамках мониторинга.
ЭПЖ помогает формировать эти сообщения, минимизируя возможности технических ошибок. Например, если судно находится в определенном районе промысла и имеет разрешение на вылов конкретного ВБР, электронная форма журнала, при соответствующих вводных, может избавить от недоразумений: в частности, если капитан ввел в отчет не разрешенный, а другой вид рыбы или неправильно назвал район промысла.
Кроме того, наличие электронно-цифровой подписи придает всем сообщениям и документам, передаваемым с помощью данного механизма, юридическую значимость. Сейчас отчеты передаются всеми возможными способами: посредством подвижной радиосвязи, по электронной почте, даже по мобильному телефону, если он находится в зоне действия. Понятно, что за эти данные капитан никакой юридической ответственности не несет. В будущем, когда электронно-промысловый журнал внедрят, он станет основным источником информации. Хотя понятно, что необходимы и дублирующие каналы на случай выхода оборудования из строя.
- Что сделано сейчас?
- Сейчас создан прототип ЭПЖ, который «закрывает» в текущем формате ССД. Создан механизм подписания донесений электронно-цифровой подписью и, что самое важное, – реализованы требования по обеспечению целостности этого донесения и уведомлению капитана о получении и обработке сообщения в центре мониторинга. Это то, что уже работает, можно демонстрировать.
Но надо помнить, что есть существенная разница между прототипом и действующим устройством. Поэтому необходим дополнительный комплекс научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, направленных на разработку программной составляющей конечного оборудования, то, что я называю «серверной частью», а на самом деле это та аппаратно-программная инфраструктура, которая обеспечивает работу системы мониторинга по приему сообщений уже на берегу. Важно еще и то, что это устройство должно соответствовать требованиям, предъявляемым к оборудованию на борту судна.
- Учитывались ли пожелания капитанов при создании ЭПЖ?
- Формализованного опроса не было, но обсуждение этой темы с рядом крупных судовладельцев, безусловно, проходило. В любом случае, мы постараемся максимально учесть пожелания капитанов судов.
- Когда начнется внедрение?
- Работы будут проходить в несколько этапов. В этом году, как я уже сказал, планируется реализовать базовый этап, который будет заключаться в создании действующего образца конечного устройства – того, так сказать, компьютера, которое находится на судне. Он сможет поддерживать функции электронно-цифровой подписи. Кроме того, ведется разработка серверной части, позволяющей принимать и обрабатывать сообщения.
Предполагается, что в следующем году уже пройдут испытания. Подчеркну, что наряду с осуществлением опытной эксплуатации, будет проводиться разработка дополнительных устройств. Надо понимать, что технические средства, которые устанавливаются на борту, могут быть разной конфигурации в зависимости от типа, класса, размерности судна.
Следующий этап – работы над усовершенствованием программной составляющей электронно-промыслового журнала, а также работы по внедрению в промышленную эксплуатацию на нескольких десятках судов уже действующих образцов ЭПЖ. При этом, подчеркну, опробуют применение электронно-промыслового журнала именно как аппаратно-программного комплекса, а не просто как персонального компьютера капитана.
- Сейчас ЭПЖ уже применяют некоторые страны. Имеют ли международное значение наши работы в этом направлении?
- Создание и внедрение ЭПЖ в российской рыбохозяйственной отрасли значительно усилит позиции нашей стороны при переговорах с зарубежными странами по вопросам унификации и выработки общих требований к контрольно-промысловой отчетности, в различных международных комиссиях.
Юлия КОЛОДНИЦКАЯ
Ноябрь 2009 г.