– Георгий Геннадьевич, с момента принятия базового закона отрасли не проходило года, чтобы в него не вносились поправки. Что это: следствие его изначального несовершенства или нормальная реакция на изменяющиеся условия работы?
– Действительно, 20 декабря 2004 года российские рыбаки наконец-то получили Федеральный закон № 166 «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов». Тот закон был крайне сырой и не учитывал многочисленные предложения и поправки рыбаков. В результате законодатели были вынуждены его постоянно дорабатывать – к настоящему моменту принято уже 7 федеральных законов, – что не способствовало значительному улучшению дел в рыбной отрасли. Не забывайте, помимо закона о рыболовстве велась работа и по изменению и принятию других федеральных законов, кодексов, приказов, правительственных постановлений – нормативно-правовых актов, в той или иной мере регламентирующих работу рыбохозяйственного комплекса.
Очень важными для нас были поправки, внесенные Федеральным законом № 333 от 6 декабря 2007 года, установившие закрепление долей квоты вылова водных биоресурсов за пользователями на 10-летний срок. Последней на сегодняшний день редакции закона – № 250 от 3 декабря 2008 года – трудно дать однозначную оценку. Именно тогда были введены обязательные требования доставки продукции морского промысла на таможенную территорию России и уничтожения водных биологических ресурсов, добытых в научно-исследовательских и контрольных целях. Последнее, как показала жизнь, создало немало проблем для отраслевой науки.
– Новый толчок отрасль получила три года назад, когда в мае 2007 года у руля Федерального агентства по рыболовству встал Андрей Крайний. С тех пор перемены коснулись многих аспектов деятельности рыбаков. Как вы оцениваете эти нововведения?
– Анализ данных о деятельности предприятий рыбохозяйственного комплекса за последние три года свидетельствует о положительных тенденциях развития отрасли. Возьмем только один аспект: совершенствование нормативно-правовой базы. За этот период указами Президента и Правительства издано более 130 нормативных документов, изменений и дополнений к ним. На счету Росрыболовства более 380 приказов и распоряжений. Из них 89 имеют непосредственное отношение к стабильному развитию, регулированию рыболовства и в целом оптимизируют управление отраслью. Это порядок распределения и утверждения долей квот вылова (добычи) водных биоресурсов, правила рыболовства для рыбохозяйственных бассейнов, виды квот, перечни объектов промышленного и прибрежного рыболовства, рыбохозяйственный реестр, мониторинг водных биоресурсов.
Определена стратегия развития рыбохозяйственного комплекса, принята концепция развития отраслевой науки до 2020 года, увеличены квоты добычи ВБР на основные промысловые объекты, а ряд объектов выведен из перечня видов водных биоресурсов, в отношении которых устанавливаются общие допустимые уловы, оперативное регулирование промысла анадромных видов рыб отнесено к компетенции региональных комиссий.
В практику определения ОДУ и возможного вылова лососевых прочно вошли общественные слушания.
Вот уже третий год АРПП является инициатором проведения общественных слушаний при определении ОДУ Дальневосточного бассейна на предстоящий промысловый год. Поправки, внесенные в закон о госгранице, и издание соответствующих нормативно-правовых актов дали рыбопромысловым судам право вести промысел при неоднократном пересечении Государственной границы РФ, увеличив возможности эффективного использования водных биоресурсов и улучшив экономические условия хозяйствования предприятий. Совместно с ФСБ утвержден новый упрощенный порядок прохождения контрольных пунктов.
Другой важный момент – это постоянно растущая роль общественных объединений рыбаков, ассоциаций и союзов. Одним из первых шагов Андрея Крайнего на посту руководителя Росрыболовства стала организация отраслевого совещания совместно с ВАРПЭ и руководителями объединений рыбопромышленников, которое состоялось в августе 2007 года. С тех пор этот диалог не прекращался. Более того, он вышел на новый уровень, когда при подготовке очередных изменений в закон о рыболовстве на заседания профильных комитетов Госдумы и Совета Федерации стали приглашать рыбопромышленников, и особенно после создания Правительственной комиссии по вопросам развития рыбохозяйственного комплекса, которую возглавил первый вице-премьер Виктор Зубков.
Сегодня рыбаки имеют реальную возможность доносить свои проблемы до «верха» и получать адекватную и быструю реакцию, – это касается и вопросов промысла, и вопросов экономики предприятий. Этот факт наглядно проявился в 2009 году в ходе лососевой путины. Принятие оперативных решений по рационализации промысла на основе предложений науки и рыбаков привело к возможности эффективного освоения 550 тыс. тонн тихоокеанских лососей. Своеобразной формой отчета о проделанной работе перед руководством страны и перед рыбаками стали заседания Коллегии Федерального агентства по рыболовству, которые позволяют увидеть то, что было реально сделано, и что еще только предстоит выполнить.
Сближение позиций не замедлило сказаться на упорядочении организации промысла в целом. Росрыболовство значительно улучшило организацию подготовки и проведения сезонных экспедиций. Нормативные документы, на основе которых оформляется право на вылов ВБР, принимаются в сроки, позволяющие рыбопромышленникам незамедлительно получать разрешения на промысел для рыбопромысловых судов. Оперативно решать вопросы взаимодействия с другими федеральными органами, регулирующими и контролирующими рыбохозяйственную деятельность, непосредственно в регионах помогают территориальные управления ФАР.
Доброй традицией при нынешнем руководстве Росрыболовства стало проведение выездных совещаний по различным проблемам рыбохозяйственного комплекса в регионах, и отрадно, что Дальний Восток – не последний в этом списке. Ведь здесь добывается две трети российской рыбы. В октябре 2007 года после долгого перерыва возобновились заседания Дальневосточного научно-промыслового совета. До этого ДВНПС длительное время организовывался и проводился беспорядочно, раз от разу, его решения практически не влияли на ситуацию по бассейну. Сегодня ДВНПС собирается регулярно, рассматривает вопросы, которые волнуют дальневосточных рыбаков, а его решения положительно отражаются на эффективности промысла ВБР, соблюдая как интересы экономики страны, так и самих рыбопромышленников.
– Экономические показатели работы рыбохозяйственного комплекса, особенно по итогам прошлого рекордного года, налицо. А как насчет менее материальных вещей? На Ваш взгляд, рыбная отрасль за последние годы стала более открытой?
– Разумеется. Более того, считаю работу по увеличению прозрачности отрасли одной из важнейших. Прозрачность в первую очередь выгодна самим рыбакам, к которым после лихих девяностых в глазах общественности, да и государства, накрепко прилип ярлык браконьеров. На самом деле против незаконного промысла рыбаки выступали долгое время, но решительных действий в этом направлении не предпринималось, все топтались на месте. В последнее время благодаря инициативам Росрыболовства эта проблема решается. Федеральное агентство плотно сотрудничает как с силовыми ведомствами – ФСБ, Пограничной службой, МВД, так и с ассоциациями рыбаков, расширяет собственный штат инспекторов рыбоохраны. Мы наравне с государством заинтересованы в сохранности и рациональном использовании водных биоресурсов, в работе в правом поле.
Росрыболовство всегда поддерживало инициативу администрации Приморского края и АРПП по проведению Международного конгресса рыбаков в интересах консолидации усилий международного сообщества по рационализации использования водных биоресурсов. В начале сентября этот масштабный форум пройдет во Владивостоке уже в пятый раз – первый юбилей. Год от года наряду с представителями российских государственных структур, науки, бизнеса в его работе принимают участие зарубежные делегации из стран с развитой рыбной промышленностью. Отмечу, что политика, проводимая ФАР в отношении государств, которые являются партнерами Российской Федерации в рыбохозяйственной деятельности, полностью заслуживает одобрения. Ее наиболее важные аспекты – расширение сырьевой базы отечественного рыболовства и, конечно же, борьба с ННН-промыслом водных биоресурсов. В частности, шагом вперед стало подписание «антибраконьерского» соглашения с Южной Кореей и присоединение России к соглашению ФАО об усилении мер портового контроля.
Если говорить о работе на перспективу, то наше самое больное место – обновление флота. Проблема решается медленно и со скрипом, но, что радует, в тесном контакте с рыбопромышленниками. В настоящее время АРПП по предложению Росрыболовства готовит ряд предложений по перспективным проектам серии рыбопромысловых судов различных размерений для Дальневосточного бассейна. Надеемся, что эти предложения войдут в задание Правительства РФ для строительства судов рыбопромыслового флота.
Сегодня будущее отрасли зависит от того, насколько быстро мы сможем заменить устаревший рыбодобывающий и обрабатывающий флот на новые, высокотехнологичные рыболовные суда.
Уверены, что мудрость рыбацкого сообщества и прагматизм нынешнего руководства Росрыболовства позволят России в обозримом будущем занять достойное место среди лидеров мировых рыболовных держав.
Александр ИВАНОВ, РИА Fishnews
Май 2010 г.