Из 9 субъектов Федерации округа в 6 субъектах рыбное хозяйство занимает одно из ведущих мест. В общем объеме промышленного производства рыболовство и переработка рыбы в прибрежных дальневосточных регионах составляют порядка 15-17 , при этом для Камчатского края этот показатель значительно выше (50-60). В рыбной отрасли работают более 150 тысяч человек (около 40% общего числа работающих в рыбном хозяйстве России.) На Дальний Восток приходится 65% всего российского улова.
Не случайно государство уделяет особое внимание развитию рыбной отрасли на Востоке России. Вводятся эффективные меры административного регулирования, совершенствуются таможенные правила, идет активная пропаганда потребления рыбопродукции. В отрасли сделано достаточно многое для того, чтобы повысить эффективность работы предприятий, строятся новые и модернизируются имеющиеся перерабатывающие производства.
Ответственные государственные задачи возлагаются на рыбоохрану. Важно оперативно пресекать любые браконьерские проявления. Защита российских биоресурсов – это основа национальной безопасности Дальнего Востока и всей страны. К сожалению, сфера добычи и реализации рыбопродукции, а также ее экспорт стали плодородным местом развития коррупционных возможностей и браконьерства. Проведенный нами сравнительный анализ данных экспорта водных биологических ресурсов Федеральной таможенной службы России и таможенной статистики Министерства финансов Японии показал, что цифры не просто не совпадают, а катастрофически расходятся. Российская таможня утверждает, что в первом квартале 2010 года вывезено 7 364,6 тонн морепродукции, а, по данным японских коллег, ввезено в страну из России 26 983,1 тонн. Погрешность в 3,7 раза – недопустима.
Очевидно, что крайне необходимо реализовать комплекс мер по развитию береговой инфраструктуры по приемке, хранению и переработке рыбной продукции, чтобы рыбодобывающим предприятиям было экономически выгодно и целесообразно доставлять весь улов на российский берег.
На Дальнем Востоке растет вылов рыбы, но на своих прилавках и столах россияне рыбу не видят. В Москве продается норвежская рыба, а не наша – дальневосточная. В этой связи мы выступаем за необходимость снижения транспортных расходов по доставке водных биологических ресурсов и продуктов их переработки по территории Российской Федерации. Очень важно ввести государственное регулирование железнодорожных тарифов с целью расширения возможностей транспортировки готовой рыбной продукции до мест ее потребления. Я уже обратился к Председателю Правительства России с просьбой рассмотреть возможность компенсировать 50% железнодорожного тарифа на перевозку ряда грузов из центральных районов России на Дальний Восток и обратно. В этот перечень, конечно же, мы включили рыбную продукцию.
Сырьевая база водных биологических ресурсов Дальневосточного бассейна составляет 26 млн. тонн и может обеспечивать вылов рыбы и морепродуктов в объеме 3 млн. тонн в год. Фактически среднегодовой улов за 2000-2009 гг. составил 2,1 млн. тонн.
В 2009 году в рыбной отрасли, несмотря на влияние экономического кризиса, отмечались положительные тенденции. Вылов ВБР рыбаками Дальнего Востока составил 2472,2 тыс. тонн или 113,9% к уровню 2008 года. Лидирующие позиции по вылову биоресурсов занимают Камчатский (34%) и Приморский (27%) края, Сахалинская область (26,5%).
Выпуск пищевой рыбопродукции предприятиями округа составил 2239,8 тысяч тонн, что на 9,6% выше уровня 2008 года. При этом выпуск рыбных консервов уменьшился на 22,4%.
Для развития рыбной отрасли Дальнего Востока нам необходимо увеличивать выпуск готовой собственной продукции. Сегодня, к сожалению, 80% продукции – это рыба первичной переработки. В общем объеме экспорта свежая и мороженая рыба составляет 87,9%. Получается, что страны, которые не ловят рыбу, зарабатывают на морепродуктах в десятки раз больше. Порой мы сталкиваемся вообще с парадоксальной ситуацией, когда мы продаем соседям замороженную рыбу, а затем у них в два-три раза дороже покупаем филе, а в 5-6 раз дороже сушенную, копченую, консервированную рыбную продукцию. Подавляющее количество береговых рыбообрабатывающих цехов и заводов выпускают продукцию с низкой степенью обработки, не конкурентоспособную, не отвечающую требованиям мировых стандартов.
Важно эффективно использовать имеющуюся ресурсную базу – рационально пользоваться биоресурсами. Не брать рыбу и отдавать ее за копейки, а выпускать хороший товар. Продавать на внешний рынок не замороженную рыбу, а развивать глубокую рыбопереработку.
Мы не можем вечно быть интегрированными в мировую экономику в качестве сырьевого придатка. Ресурсы истощаются. Надо задуматься над тем, что мы оставим нашим потомкам.
Из-за отсутствия правовой базы, регламентирующей деятельность рыбоводных предприятий, состояние искусственного воспроизводства в субъектах округа находится на низком уровне. Имеющиеся мощности рыбоводных заводов, их недостаточная загрузка не обеспечивают необходимую сохранность и расширение ресурсной базы рыболовства.
Специфика рыбной отрасли, проявляющаяся в высокой энерго- и фондоемкости, длительном периоде окупаемости капитальных вложений, предопределяет потребность рыбодобывающих и рыбоперерабатывающих предприятий в привлечении долгосрочных кредитов. Вместе с тем российские кредитные организации слабо ориентированы на удовлетворение потребностей предприятий рыбохозяйственной отрасли.
Особое беспокойство вызывает высокий уровень физического износа и моральное старение флота и обрабатывающих производств.
Около 70% рыбопромысловых судов эксплуатируются сверх нормативного срока. Сдерживается освоение новых районов и объектов лова в открытом океане. Сегодня судам по 20-25 лет. К сожалению, судостроительные заводы на Дальнем Востоке не загружены, а рыбаки приобретают суда за границей. Крайне важно развивать лизинг. Лишь незначительная часть предприятий может приобрести суда без лизинга.
Стоит отметить положительный опыт благовещенских корабелов. В Благовещенске на старейшем судостроительном заводе Приамурья началось производство современных промысловых судов класса «море-река». Сегодня завод полностью обеспечен заказами, работают все его мощности. Сахалин и Камчатка начали получать современные рыболовецкие сейнеры, причем по выгодным ценам.
Как известно, в начале июня состоялось заседание Совета Безопасности Российской Федерации, посвященное вопросам развития судостроения в стране. Озвученные на заседании факты шокируют – российское гражданское судостроение сегодня составляет 0,4% от мирового судостроения. До 15 июля будет согласован и внесен в Государственную Думу законопроект о мерах по поддержке судостроения и судоходства в РФ. Он будет предусматривать меры, которые в свое время использовались при создании судостроения в Корее, Японии и Китае. Это организация судостроительных кластеров, освобождение их продукции от большей части налогов, а ввозимых комплектующих – от налогов и импортных пошлин. В частности, по этому пути шел Китай, который за 20 лет создал с нуля свое судостроение. Центр выстраивания партнерских отношений с зарубежными судостроителями будет находиться в Приморье. Специальное отделение морской техники появится в создающемся Дальневосточном федеральном университете, где будут готовить специалистов для судостроения на Дальнем Востоке.
Основная масса гидротехнических сооружений терминалов (причалы, молы и т.п.) построены в 50-60-х годах прошлого века имеет значительную изношенность или находится в аварийном состоянии, что не позволяет увеличить пропускную способность и грузооборот терминалов, обеспечить безопасную эксплуатацию причалов, применение современного погрузо-разгрузочного оборудования.
Государство планирует, что в перспективе наиболее интенсивными темпами будет развиваться именно обрабатывающее производство Дальневосточного бассейна. За период реализации Стратегии развития рыбохозяйственного комплекса Российской Федерации на период до 2020 года в Дальневосточном бассейне будет введено около 50% общего ввода мощностей, из которых более 60% составят мощности консервного производства и 20% холодильных установок.
В перспективе внутренний рынок Российской Федерации в условиях экономической стабилизации, роста доходов населения потребует значительного расширения ассортимента рыбной продукции, особенно в сторону продукции, готовой к употреблению. В перспективе предусматривается увеличение удельного веса рыбных товаров улучшенного ассортимента в общих объемах товарной пищевой рыбной продукции, включая консервы с 66,9% в 2008 году до 85,7% в 2020 году. Предусматривается увеличение выпуска рыбных консервов на береговых предприятиях, основной рост которых планируется в Дальневосточном бассейне, где возможен рост их объемов из таких видов сырья, как сайра, кальмары, водоросли.
Согласно Стратегии, приоритетным направлением развития рыбоводства в Дальневосточном федеральном округе станет выращивание водных биоресурсов, чему способствуют природно-климатические и гидрологические условия прибрежных акваторий. Об этом свидетельствует успешный опыт соседних стран – Японии, Кореи и Китая.
В первую очередь в стране будут осуществляться мероприятия по развитию морских терминалов, предназначенных для комплексного обслуживания судов рыбопромыслового флота Владивостокского, Петропавловск-Камчатского, Хасанского, Невельского, Холмского морских портов.
Кстати, Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов» предусмотрены средства на предоставление субсидий на возмещение части затрат рыбохозяйственным организациям и индивидуальным предпринимателям на уплату процентов по инвестиционным кредитам, полученным в российских кредитных организациях, на строительство и модернизацию рыбопромысловых судов сроком на 5 лет, в сумме 150,6 миллионов рублей. В бюджете предусмотрено 239,1 млн. рублей на уплату процентов по кредитам, полученным на строительство и модернизацию объектов рыбоперерабатывающей инфраструктуры. Государство выделило также 187,4 млн. рублей на поддержку желающих создать в регионах специализированные рынки по реализации рыбной продукции и 31,3 млн. рублей на уплату лизинговых платежей по договорам лизинга, заключенным с российскими лизинговыми компаниями на приобретение рыбоперерабатывающего, холодильного и технологического судового оборудования.
Уверен, что совместными усилиями органов власти всех уровней, ассоциаций рыбаков и рыбопромысловых организаций мы сможем решить основные проблемы отрасли, увеличить вылов рыбы, сделать бизнес рентабельным, приносящим доход государству и улучшить жизнь рыбаков и их семей.
РИА Fishnews.ru
Июнь 2010 г.