Закон о рыболовстве по версии МинвостокразвитияПредставители рыбацкого сообщества оценили версию изменений, которые нужно внести в закон о рыболовстве, предложенную Министерством по развитию Дальнего Востока. Оценки варьируются от очень жестких до умеренных. |
На какой срок квоты – зависит от обязательств
Напомним, что Министерство по развитию Дальнего Востока подготовило предложения по внесению изменений в федеральный закон о рыболовстве и Налоговый кодекс РФ. Инициативы ведомства планируется рассмотреть 12 октября на площадке Общественной палаты РФ. Для участия в обсуждении приглашены представители Совета Федерации и Госдумы, целого ряда министерств (в том числе профильного Минсельхоза), а также рыбодобывающей и рыбоперерабатывающей отрасли.
Как и в случае с законопроектом Росрыболовства, поправки Минвостокразвития охватывают ключевые вопросы регулирования работы отрасли. Прежде всего, как и по каким правилам предоставлять права на вылов. Предусматривается, что доля квот может закрепляться на 3, 10 или 20 лет. Период, на который пользователь получает лимиты, зависит от тех обязательств, которые он на себя берет.
На три года – если добывает ежегодно не менее 80% квоты на судах рыбопромыслового флота, принадлежащих ему на праве собственности или используемых на основании договора лизинга.
На десять лет – при соблюдении двух условий. Во-первых, вылова в течение двух лет подряд в объеме не менее 70% квоты на собственных или полученных в лизинг судах. Во-вторых, изготовления переработанной пищевой и (или) непищевой продукции не менее чем из 60% добытых уловов на судах рыбопромыслового флота (собственных или в лизинг), береговых предприятиях, принадлежащих пользователю на праве собственности, или на береговых предприятиях, которые определили органы госвласти прибрежных регионов.
На двадцать лет – опять два условия. Первое – добыча в течение двух лет подряд в объеме не менее 60% квоты на судах, принадлежащих на праве собственности или используемых на основании договора лизинга. Второе – соглашение об осуществлении инвестиций. Речь идет о капитальных вложениях в постройку в РФ судов рыбопромыслового флота, объектов по выпуску, хранению рыбопродукции и (или) объектов, предусмотренных региональными программами развития рыбохозяйственного комплекса.
Лицо, получившее долю квоты и исполнившее обязательства по ней согласно заключенному договору, имеет право на закрепление лимита на новый срок.
Если договор заключен на 3 или 10 лет, то переход права на добычу от пользователя не осуществляется. При реорганизации предприятия лимит, согласно поправкам, выставляется на аукцион.
Если пользователь получил квоту на 20 лет, ему предоставляется право залога долей в качестве обеспечения заемного финансирования в российских кредитных организациях для реализации соглашения об инвестициях. Порядок пролонгации права на добычу за лицами, исполнившими обязательства по договорам, устанавливается Правительством, говорится в законопроекте. Кабмин должен установить критерии и сроки отчетности по обязательствам, предусмотренным в договоре.
Особое внимание привлекает также предложение исключить как вид рыболовства «прибрежку», сообщает корреспондент Fishnews.
Спорные поправки
Предложения вызывают много вопросов, отметили опрошенные эксперты. Непонятно, почему в качестве сроков, на которые закрепляются доли квот, выбраны именно 3, 10, 20 лет, обоснований этому не предоставлено – говорит исполнительный директор Союза рыбопромышленников и предпринимателей Камчатки Сергей Красильников. Складывается ощущение, что тем, кто готовил проект, поставили задачу: «Пишите – а потом обоснуем», – отмечает представитель бизнес-сообщества.
Проект предусматривает, что виды водных биоресурсов, для которых устанавливается общий допустимый улов, с 2019 г. не изменяются. Это не биологический, не производственный подход, комментирует исполнительный директор СРПК. «В этом я вижу стремление ограничить доступ к ресурсу», - заявил собеседник Fishnews. По мнению Сергея Красильникова, предлагаемый принцип распределения долей приведет к «вымыванию» из отрасли малых и средних предприятий, проект вновь скрывает за собой «квоты под киль», которые жестко критикуются рыбацким сообществом.
Кроме того, уверен исполнительный директор союза, такие важные изменения нужно рассматривать уже после заседания президиума Госсовета, где будут даны ориентиры по дальнейшему развитию отрасли.
Президент Ассоциации рыбопромышленников Приморья Георгий Мартынов указывает на разность позиций, которые предлагают разные ведомства, - получается, что государство не определилось. «Вместе с тем ресурс, и на этом ведомства акцентируют внимание, - государственный. Соответственно, государство вправе что-то требовать от бизнеса. Но хотелось бы, чтобы эти требования были согласованные, единые», - говорит руководитель АРПП. Он выразил надежду, что на заседании президиума Госсовета президент поставит именно такую задачу - найти точки соприкосновения.
Поправки, подготовленные Минвостокразвития, по мнению Георгия Мартынова, многое не учитывают, хотя в них есть конструктив.
«Эти предложения диссонируют с одним из основополагающих стратегических документов для отрасли - Морской доктриной, где сказано, что надо строить флот для освоения ресурсов Мирового океана, для работы в конвенционных районах», - считает президент ассоциации.
Развитие – именно в Мировом океане, уверен собеседник Fishnews. Напоминает он и о перспективных объектах промысла. «В течение 20 лет нам предстоит работать на сардине-иваси, скумбрии, а плавбаз нет. Сегодня в Приморье только три предприятия готовятся к масштабным промыслам - это «Доброфлот», «Акваресурсы», колхоз «Приморец». Предлагая что-либо в закон, ведомства должны понимать, за чем будущее отрасли и кто станет его «творцом». Пока же, повторюсь, в предложениях нет комплексности, цельности, не хватает масштаба», - говорит Георгий Мартынов.
Впрочем, и рыбаки тоже не могут найти компромисс между собой - так, до сих пор идут споры относительно прибрежного и промышленного рыболовства, обращает внимание руководитель АРПП.
«Подходы Минвостокразвития понятны: ведомство хочет простимулировать эффективно развивающиеся предприятия в будущем, но есть очень серьезный момент – как быть тем компаниям, которые уже направили огромные средства на развитие производства, модернизировали или ввели новые суда, построили суперсовременные заводы на берегу? Их нужно снести и построить новые?» – говорит президент ВАРПЭ Александр Фомин. Эти пользователи уже вложили большие инвестиции, еще не рассчитались по кредитам, почему их интересы не учитываются? «Нельзя начинать с чистого листа. При таком подходе в выигрыше окажутся предприятия, которые ничего не делали все эти годы, ведь они ничего не теряют. Это принципиальное противоречие», - комментирует поправки руководитель всероссийской ассоциации. Он добавил, что свои замечания уже озвучивали и ВАРПЭ, и другие представители отрасли.
Президент объединения также обратил внимание на сложности, которые могут возникнуть в администрировании предлагаемых принципов распределения ресурса. «Во всяком случае, министерство Дальнего Востока ищет попытки найти какие-то конструктивные русла, в диалоге с бизнесом, то, чего не удалось, к сожалению, сделать на площадке Росрыболовства. Так что будем участвовать в заседании Общественной палаты. Рыбаки прекрасно понимают, что в нынешних экономических и политических условиях необходимо найти выходы и развилки, способствующие повышению обеспечения населения доступной продукцией, которые устроят и рыбацкое сообщество, и государство. Но вопросов достаточно много. Без четко сформулированных целей и задач невозможно разработать механизмы их реализации. Пока все крутится вокруг подходов по перераспределению квот, но кроме цели передела ресурса, решение каких-либо других государственных задач не просматривается. Возможно, они будут изложены в ходе обсуждения», – заявил Александр Фомин.
Представители рыбацкого сообщества намерены озвучить свои замечания и предложения разработчикам изменений в закон о рыболовстве.