- О том, что рыбная отрасль страны находится в кризисном состоянии, знают все. На протяжении многих лет предпринимались неоднократные попытки поднять ее с колен. Однако по тем или иным причинам решения, призванные улучшить ситуацию, не выполнялись. Протокольные постановления так и оставались на бумаге. И даже поручения Президента страны попросту игнорировались.
Постоянные реформы, отсутствие единой государственной политики по стратегически важным вопросам, «множественная подведомственность», частая смена непосредственных руководителей… – здесь комментарии излишни. И поэтому рыбаки привыкли встречать любые перемены с изрядной долей скепсиса. Однако принятые Президентом страны решения не могут не радовать. Более того, тот факт, что Владимир Путин лично озаботился разрешением ситуации и взял ее под свой контроль, не может не обнадеживать и определенно вселяет оптимизм.
Поручения охватывают все стороны и направлены на разрешение как текущих, так и стратегических вопросов. В целом, они задают перспективу развития отрасли. Например, в борьбе с браконьерством объединены меры и силового, и экономического характера. Первые касаются усиления контроля за выловом и оборотом ВБР в исключительной экономзоне и на континентальном шельфе РФ путем создания специального отраслевого центра системы мониторинга биоресурсов, заключения партнерских соглашений со странами, осуществляющими закупки российской рыбной продукции, с целью создания международной информационной базы учета происхождения и движения этой продукции, а также ужесточения уголовной и административной ответственности за незаконный промысел, в том числе конфискацию браконьерских судов независимо от их принадлежности и лишение браконьеров квот и рыбопромысловых участков.
Отмечу, что разговор об этом шел давно, и нами предпринимались попытки внедрить и систему мониторинга, в том числе международного, и ужесточить наказание за нелегальный промысел еще в середине 90-х годов. И эти меры, безусловно, имели положительный эффект. Однако сегодня они дополнены мощным экономическим блоком: это, прежде всего, разработка законодательной нормы, устанавливающей обязательную доставку уловов водных биологических ресурсов и продукции из них на таможенную территорию Российской Федерации, а также помощь в реализации рыбо- и морепродукции путем создания рыбных бирж, расширения сети оптовой и розничной торговли свежими или охлажденными ценными биоресурсами, упорядочение торговли рыбными продуктами путем продажи их в специализированных магазинах.
Известно, что браконьерство будет существовать до тех пор, пока оно будет выгодным, а легальный бизнес – убыточным. Поручения Президента направлены на то, что рыбаки могли работать легально и при этом эффективно.
Лозунг «рыбу – на российский берег» стал реальным. Ведь для его реализации планируется создать все условия: во-первых, оперативное управление самим промыслом теперь ляжет на плечи субъектов федерации, что позволит обеспечить более полное и эффективное освоение квот; во-вторых, будет оптимизирована система прохождения рыбопромысловыми судами пограничного, таможенного, санитарного и других видов контроля (предполагается оформлять суда по принципу «одного подхода»); в-третьих, будут значительно снижены ставки за пользование водными биоресурсами тем, кто везет продукцию на российский берег для последующей ее реализации и переработки. Но самое главное, Президент дал поручение разработать федеральную целевую программу, направленную на развитие рыбохозяйственного комплекса РФ, которая будет предусматривать комплекс мер, обеспечивающих стимулирование поставок водных биологических ресурсов и продукции из них на территорию Российской Федерации, а также наращивание производственных мощностей для переработки водных биологических ресурсов на территории России.
Значительные изменения претерпит и сама система управления водными биоресурсами. Помимо изменения порядка определения общих допустимых уловов, сокращения списка квотируемых объектов, передачи лососевых рыбоводных заводов и рек Дальнего Востока в концессию, передачи субъектам федерации полномочий по распределению квот вылова водных биологических ресурсов для осуществления прибрежного рыболовства, рыбопромысловых участков и заключению договоров пользования этими участками, Президент воссоздал государственный комитет по рыболовству, которому фактически передал все функции профильного министерства. При этом глава государства даже предусмотрел будущие затраты на эффективную реструктуризацию отрасли, перераспределив доходы от сборов за пользование ВБР в пользу регионов.
Радует, что нашли поддержку у Президента опасения рыбаков по поводу потери государственного «рыбного суверенитета».
Согласно утвержденному перечню поручений, Президент постановил рассмотреть вопрос о целесообразности введения законодательной нормы, запрещающей осуществление промысла в исключительной экономической зоне, на континентальном шельфе и во внутренних водах Российской Федерации иностранными рыбопромысловыми судами на условиях аренды.
Некоторые из поручений Президента уже начинают реализовываться. Подробно о ходе выполнения поручений, касающихся поддержки российского судостроения, на встрече с рыбаками рассказал руководитель Госкмитета по рыболовству Андрей Крайний. Создание объединенной судостроительной корпорации с филиалами, в том числе и на Дальнем Востоке, вкупе с оптимизацией таможенных пошлин и налога на добавленную стоимость при ввозе на территорию России судового оборудования и технологического оборудования для оснащения рыбоперерабатывающих производств, которое не производится в России, а также при временном вывозе российских рыбопромысловых судов за рубеж для ремонта, технической модернизации и переоборудования, должны дать мощный толчок развитию не только судостроительной, но и судоремонтной отрасли. Эти меры будут способствовать строительству новых современных перерабатывающих заводов.
Если все поручения Президента будут выполнены, то ситуация в отрасли изменится коренным образом. Ведь они (поручения) затрагивают самые животрепещущие темы – браконьерство, флот, ресурсы, порты, тарифы и т.д. По сути, данный перечень поручений носит судьбоносный характер. А жесткие сроки выполнения, установленные Президентом, и единственное ответственное лицо, лично председатель Правительства, позволяют надеяться на реальный результат. Кроме того, к руководству отрасли пришел молодой, энергичный, а главное – компетентный в проблемах отрасли руководитель Андрей Анатольевич Крайний. Это вселяет уверенность, что намеченные решения будут выполнены, тем более что Андрей Анатольевич должен докладывать о ходе выполнения поручений Президенту лично. Ведь чтобы сохранить сегодня то, что мы имеем, необходимы не просто эффективные решения, но и незамедлительное их исполнение.
Конечно, нам, рыбакам, еще есть над чем работать. В частности, над поправками к федеральному закону о рыболовстве. Сегодня нельзя допустить те поправки в основной рыбацкий закон, которые предложены Комитетом по природопользованию. Мы не просто не обретем перспективы, но вернемся в прошлое. В частности, законодатель предлагает оставить существующие сроки наделения долями (5лет), что лишает рыбаков горизонта планирования. Оборот же долей предлагается регулировать гражданско-правовыми отношениями. Другими словами, если компания нарушит правила рыболовства, то решение относительно степени ее вины будет принимать суд. Пока же будут длиться судебные разбирательства, компания-нарушитель, а попросту – браконьер, будет продолжать осуществлять свою деятельность – браконьерить!
Однако более опасно то, что нам предлагают вернуться к аукционной системе распределения биоресурсов, что приведет к краху российского рыболовного суверенитета. Аукционы – это единоразовое «выкачивание» денег из отрасли. Рыбаки будут вынуждены обратиться за помощью к иностранным инвесторам. То, что произойдет дальше, объяснять не надо. Отмечу, это лишь часть наиболее острых моментов, которых мы просто обязаны не допустить!
Существует другой вариант проекта поправок к Закону о рыболовстве, подготовленный рыбацким сообществом, который отвечает реалиям дня. Этот документ сохраняет исторический принцип, предусматривает наделение долями на срок не менее 10 лет, утверждает бассейновый принцип управления отраслью и разрешает другие немаловажные вопросы.
Необходимо также прорабатывать вопрос о возобновлении промысла в Мировом океане. В конце 80-х годов рыбаки Дальнего Востока добывали в открытых водах свыше 5 млн. тонн рыбы и морепродуктов. Несмотря на стабильную в то время сырьевую базу, промысловый флот работал в 12-ти районах Тихоокеанского бассейна. Сегодня необходимо вернуться туда. Ведь сырьевая база в морях Дальневосточного бассейна настолько истощена, что не исключен в ближайшее время полный запрет промышленного лова в Охотском море минтая и других объектов, как это произошло с камчатским крабом. Для рыбаков с их крайне скудным финансовым положением это будет катастрофа со смертельным исходом. В связи с этим, наряду с принятием экстренных мер по сохранению биоресурсов в нашей экономической зоне (усиление контроля через увеличение возможностей наших пограничников, вывод иностранного флота из ИЭЗ по примеру Охотского моря и ориентация его на работу совместных предприятий в рамках межправительственных соглашений по рыболовству), крайне важно предпринимать меры по организации промысла в Мировом океане. Тем более что наши рыбаки имеют колоссальный опыт работы в открытых частях Мирового океана. Вместе с тем организация промысла в открытых водах – очень непростая проблема, для осуществления которой потребуется решение целого комплекса вопросов – флот, ресурсное и финансовое обеспечение и др. Но делать надо. Сегодня радует, что и государство осознало целесообразность и необходимость выхода в Мировой океан и уже наметило первые шаги по возвращению «на рубежи». Об этом на встрече с рыбаками поведал Андрей Крайний.
Однако уверен, что эти вопросы мы решим. Ведь под давлением рыбацкой общественности и с учетом сложившейся в отрасли ситуации, наконец, воссоздали Государственный комитет по рыболовству, передав ему функции Министерства сельского хозяйства РФ в сфере рыболовства. Однако я считаю, что структура комитета и положение о комитете должны предусматривать передачу ему всех полномочий с таким расчетом, чтобы было «одно окно», в которое может обратиться любой руководитель, любой рыбак. Необходимо восстановить рыбводы. А территориальные управления на местах должны стать структурными подразделениями Комитета. Необходимо в полной мере восстановить бассейновый принцип управления отраслью. Это позволит решать вопросы эффективно и оперативно. Думаю, при таком подходе отрасль получит новый, сильнейший импульс к развитию.