О создании сверхкрупных интегрированных корпоративных структур в рыбном хозяйстве РоссииВ Росрыболовстве предполагается консолидировать рыболовецкую отрасль, оставив 10-12 крупных предприятий, заявил глава ведомства Андрей Крайний 19 сентября на пресс-конференции в Москве. По его словам, в России в результате бесконечных реформ в рыболовецкой области из 10-12 крупных игроков образовалось около 5 тысяч мелких компаний с небольшими активами. «Процессы консолидации у нас только начинаются, и мы будем этому способствовать», - сказал Крайний. |
Постановка этой цели представляется своевременной. Сам Президент России Владимир Путин неоднократно критиковал чрезмерную раздробленность рыбного хозяйства.
По существу сегодня поставлена задача активного экономически обоснованного создания ряда сверхкрупных «интегрированных корпоративных структур» (ИКС).
Специфика сложившегося управленческого кризиса в рыбном хозяйстве России заключается в том, что отдельные важные инициативы федерального Центра, включая воссозданное Госкомрыболовство России, по повышению эффективности деятельности и повышению технической оснащенности производителей товаров и услуг не находят достойных субъектов их реализации.
В то же время стоит задача уточнения самих управленческих функций Госкомрыболовства России (ранее прежде всего Минсельхоза и Росрыболовства) в части ускорения научно-технического прогресса, развития рыбообработки, активизации международного сотрудничества, развития морского промысла в перспективных районах Мирового океана и иностранных ИЭЗ и др. Предстоящее присоединение России к ВТО несет в себе дополнительные угрозы роста иностранной экспансии и разграбления наших водных биоресурсов.
Отсюда вытекает повышение значимости создания новых организационных структур в рыбной отрасли.
1. Пришло время исправить ошибки «либеральных реформаторов».
С распадом СССР и формированием рыночной экономики резко сократилась государственное субсидирование рыбной отрасли. Первой негативной реакцией на новую финансовую политику и инфляционные процессы стал уход российских рыболовных и перерабатывающих судов из отдаленных районов Мирового океана и рыболовных зон многих иностранных государств Южной Америки, Африки, Азии.
С реализацией по рекомендациям иностранных советников А. Б. Чубайса неверно выбранной модели разгосударствления произошло дробление крупных объединений и производств. В негосударственный сектор перешло около 90% предприятий, в т.ч. ряд стратегически важных объектов: морские рыбные порты, крупные базы промыслового флота, перерабатывающие комплексы, судоремонтные предприятия.
Сегодня ясно, что, «верный путь приватизации» был тот, который воплотился в российской энергетике или в российских железных дорогах и привел к появлению крупных многопрофильных компаний (холдингов). С участием 4-5 тысяч самостоятельных мелких собственников возник не «свободный рынок», а «рыбопромышленный хаос». В итоге потеряна стратегическая управляемость развитием сложного рыбопромышленного комплекса, особенно тесно интегрированного в мировое рыбное хозяйство и в мировую экономику.
При избыточной рыболовной мощности и концентрации морского промысла в 200-мильной исключительной экономической зоне (ИЭЗ) России уже с начала 90-х годов пошел процесс систематического перелова имеющихся рыбных ресурсов, что снизило общую продуктивность вылова.
Одновременно резкое снижение государственной поддержки, в том числе промысла труднодоступных видов водных биоресурсов, включая дальневосточных кальмаров, и отсутствие системы сезонного кредитования морского промысла привело к финансовой дестабилизации деятельности рыболовных компаний.
С 1992 г. либерализация внешней торговли в РФ усилила экономический интерес к масштабным экспортным поставкам рыбы (до трети улова). Недостаточность квот на промысел и недозагрузка рыболовных судов с середины 90-х годов вызвала масштабный рост браконьерства (до 1,5 млрд. долларов США). На внутреннем рынке возник дефицит морской рыбы, рост цен и сокращение потребления населением рыбы до 12 кг (без отходов). Для малых предприятий фактор технического прогресса перестал быть существенным.
2. Странная структура организации рыбопромышленного комплекса России.
По данным «Белой книги» ОАО «ВНИЭРХ» (М., 2007) на 1 января 2007 г. в рыбопромышленном комплексе России было 5113 хозяйствующих субъектов и некоммерческих организаций рыбохозяйственного комплекса. Они занимаются различной деятельностью при такой своей основной специализации:
- добыча и обработка гидробионтов – 4156;
- приемка и транспортировка – 77;
- выращивание объектов аквакультуры – 251;
- машиностроение, судоремонт и судостроение – 97;
- производство орудий лова, сетевязание – 20;
- производство тары, деревообработка – 13;
- воспроизводство водных биоресурсов – 52;
- обслуживание судов в порту – 40;
- подготовка кадров, в т.ч. специалистов флота – 7;
- информационно-вычислительное обслуживание и услуги связи – 5;
- научно-исследовательские и проектно-конструкторские работы – 47;
- материально-техническое снабжение, торговля и сбыт – 173;
- координационная деятельность – 128;
- прочие (строительство, банковское обслуживание и др.) – 47.
С одной стороны, хозяйствующих субъектов действительно много, но и Россия по своей территории велика, а ее морская береговая линия составляет десятки тысяч километров. Это говорит о том, что процесс концентрации производства и управления, ведущий к поглощениям и слияниям в крупные интегрированные компании, должен учитывать региональные особенности размещения производства и кооперативные взаимосвязи.
Крупные компании играют все более заметную роль в экономике России. При этом отмечаются достоинства южнокорейской модели экономики, опирающейся в своей мощи именно на крупные промышленные компании с высокими технологиями (судостроение, автомобилестроение, радиоэлектроника, бытовая техника и др.).
Ничего подобного в рыбной отрасли России нет.
Попытки создания крупных многопрофильных финансово-промышленных групп оказались неудачными в силу чрезмерного финансового пресса на товаропроизводителей рыбной отрасли.
Следует отметить, что в последние годы в сельском хозяйстве России была относительно большая государственная поддержка, чем в рыбном хозяйстве. Так, в 2005 г. объем изъятий финансовых средств в виде налогов и сборов в госбюджет составил 36,2 млрд. руб., а с учетом обязательных платежей – 56,8 млрд. руб. При этом государственная финансовая помощь аграрным товаропроизводителям составила 31,0 млрд. руб. Соотношение изъятий и субсидий составило – 1,8.
В рыбной отрасли в 2005 г. это соотношение (уровень донорства) составило 3,2, что больше, чем в сельском хозяйстве, на 56%.
В силу многолетней государственной поддержки в ведущих рыболовных странах мира (страны Евросоюза, Канада, Норвегия и др.) рыболовства, обрабатывающих предприятий и обеспечивающей их инфраструктуры на уровне до 20% к затратам на производство, превышающие российский уровень субсидирования в 3-5 раз, конкурирующие предприятия в этих странах имеют более высокий технический уровень и обновляемые основные производственные фонды. Отсюда встают дополнительные задачи по экономической защите и государственной поддержке российских рыболовных и рыбоперерабатывающих предприятий, включая правовые формы защиты собственности рыболовного флота и рыбных портов.
3. Возможны различные рыбопромышленные ИКС.
Представляется, что без новой финансовой политики с резким снижением платы за использование водных биоресурсов и без пересмотра системы налогообложения рыбопромышленников повышение уровня концентрации капитала и управления на основе ИКС в рыбопромышленном комплексе невозможно.
Можно задать конкретный вопрос, что получится из объединения в некую ИКС 500 средних и малых приморских (большей частью убыточных) предприятий, многие из которых выживают лишь благодаря масштабному браконьерству и поставкам иностранным партнерам мороженой морской рыбы, ракообразных и моллюсков?
Очевидно, что в настоящее время успешная реализация такого проекта представляется маловероятной.
Отсюда потребность в создании адекватной законодательной базы и в построении новой эффективной управленческой структуры вновь созданного Госкомрыболовства России.
В частности, в ближайшие 2-3 года необходимо разработать и принять рыбохозяйственные аналоги таких аграрных федеральных актов, как ФЗ «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей» (2002 г.), ФЗ «О развитии сельского хозяйства», Указ Президента РФ «О дополнительных мерах по улучшению финансового состояния сельскохозяйственных товаропроизводителей» (2003 г.).
Можно полагать, что в объединительный процесс следует включить до 70% всех вышеперечисленных предприятий и организаций, связанных с освоением «промышленных квот», а оставшаяся часть продолжит свою «прибрежную» и иную непрофильную деятельность в качестве экономически независимых, отдельных (и в большинстве своем малых) предприятий.
Организационное взаимодействие предприятий, участников ИКС, в системе управления корпоративными финансами приводится на рис. 1.
Важно создать качественные управляющие компании с участием руководителей Госкомрыболовства России и квалифицированных специалистов по корпоративному управлению.
Новая система организации управления с формированием соответствующих 10-12 очень крупных объединений рыбопромышленного комплекса России должна иметь свою специализацию.
Есть ряд чисто отраслевых функций управления (к ним относятся развитие отраслевой науки, обеспечивающей инфраструктуры научно-технической информации, стандартизации и пр., поддержка развития судостроения и рыбообработки, развитие международного сотрудничества, целевое финансирование и др.), которые могут привести к формированию ряда общеотраслевых научно-производственных корпоративных объединений.
Региональные особенности рыболовной деятельности, транспортировки рыбы в российские и иностранные порты, особенности первичной судовой и береговой рыбообработки, использования и развития региональной инфраструктуры предопределяют специфику создания десятка региональных очень крупных корпоративных объединений.
Именно крупные компании в составе ИКС нужны для удаленного экспедиционного промысла в богатых рыбой районах Мирового океана и зонах иностранных государств. В больших компаниях и на их рыболовных судах легче организовать первичную обработку рыбы, производство филе и рыбных консервов. Крупные торговые компании в составе ИКС позволят устранить многозвенность в оптовой и розничной торговле и содействовать развитию рыбообработки в местах потребления рыбных товаров.
С другой стороны, прибрежное рыболовство – это зона промысла малых рыболовных фирм, которые должны остаться самостоятельными и конкурирующими единицами.
4. Особенности производства и экономические интересы рыбопромышленных регионов.
Важно учесть сложившуюся производственную специфику основных рыбохозяйственных регионов.
Калининградская область функционирует в качестве «Свободной экономической зоны» и призвана стать экономическим мостом и пилотным интеграционным проектом между Евросоюзом и Россией. Основной рыбный промысел ведется на экспедиционной основе в Северной Атлантике и у побережья Африки. В области развитая рыбообрабатывающая промышленность. Перспективно ускоренное развитие аквакультуры.
Рыбный Север (Мурманская и Архангельская области) ловят значительное количество трески, пикши, камбалы и других водных биоресурсов, которые после выгрузки в российских и норвежских портах в значительных объемах поставляются на потребительский рынок Северо-Запада и Центра Европейской части России. В перспективе общее количество различной мороженой рыбы и готовых рыбных товаров, поставляемых в эти регионы, должно возрасти.
Дальневосточный регион по своим показателям деятельности разделяется на три рыбохозяйственные территории:
1. обособленные Камчатский край, Магаданская область и Чукотка в будущем должны стать аналогами экономики и образа жизни Исландии с высокоразвитой рыбной промышленностью. При этом следует решить многочисленные проблемы промысла и рыбообработки лососевых;
2. Сахалинская область с ее ресурсами рыбы, моллюсков и ракообразных, развитым рыбных хозяйством, куда также входят рыборазводные лососевые предприятия;
3. Приморский и Хабаровский края со своими большими ресурсами и производственными мощностями должны стать основными поставщиками на российский внутренний рынок Сибири и Европейской части России мороженой рыбы, рыбных консервов и деликатесов из ракообразных и моллюсков. В становлении этих административных единиц должно получить ускоренное развитие экспортных рыбообрабатывающих предприятий.
Астраханская область и ряд примыкающих прикаспийских республик и областей Юга имеют свой неповторимый рыбохозяйственный потенциал, регион должен стать высокоиндустриальным районом производства и промысла осетровых. Именно в этом регионе должно получить значительное развитие круглогодичное морское садковое рыбоводство.
В каждом из перечисленных регионов должно быть по 2-3 очень крупных конкурирующих интегрированных корпоративных объединения (ИКС).
5. Трудности реформирования и риски велики.
Становление и развитие интегрированных корпоративных структур в России проходит непросто, организационное объединение промышленных, финансовых и торговых участников весьма часто не дает ожидаемого эффекта. Как следствие, отдельные корпорации, громко заявившие о своем создании, по истечении нескольких лет работы уходят с рынка, реорганизуются или ликвидируются.
Так, хорошо известна история падения приморской компании ХК «Дальморепродукт».
Автор монографии «Интегрированные корпоративные структуры: развитие и эффективность», один из ведущих российских специалистов по корпоративной политике Ю. В. Якутин пишет: «ФПГ «Интербаренц» официально зарегистрирована в начале 1999 г., и потому рано говорить о достигнутых результатах ее деятельности. Однако проектные характеристики создания группы достаточно интересны, как и ряд новых организационных идей, положенных в основу ее формирования».
В создании этой ФПГ участвовали такие авторитетные российские ученые, как д.э.н. Ю. Б. Винслав и Г. В. Сахнович. Они верно диагностировали, что многие недостатки в организации рыбной промышленности региона лежат в плоскости раздробленности единых технологических цепочек и изолированности экономических интересов отдельных хозяйствующих субъектов. Так, научная база отрасли по-прежнему ориентируется на получение госзаказов, а не на преимущественное финансирование в доле от объемов реализации и экспорта рыбной продукции.
В настоящее время такой ФПГ в рыбной отрасли России уже нет, но ее проектные решения весьма интересны и значимы в свете новых управленческих нововведений скорого будущего.
Основные управленческие взаимосвязи рыбопромышленной ФПГ приводятся на рис. 2.
Организация планирования совместной деятельности участников ФПГ «Интербаренц» отражена на рис. 3.
Предложенные комплексные оргрешения понятны, хотя сегодня есть новые явления в распределении квот на промысел и др.
Отечественная теория и практика корпоративного управления имеет нужные методы анализа и эффективного организационного проектирования, но на практике все сложнее, многое упирается в конкретные ситуации.
В силу фактора различных форм собственности и выбранных приоритетов развития производств, в том числе с привлечением иностранного капитала, инвестиций из ТЭК, металлургических и иных компаний, объединительный процесс по созданию ИКС в России не складывается даже при прямом вмешательстве Президента России.
Показательна ситуация корпоративной проблематики в российском авиастроении и судостроении, где основой интеграции стала государственная собственность новых ИКС.
Так, формирование в стране сети 30-40 наукоемких оборонных холдингов, идущее «со страшным скрипом», не способствует росту конкурентоспособности продукции. Происходит нечто прямо противоположное, потому что исчезает конкуренция. Также появление холдингов в оборонной промышленности часто ведет не к суммированию потенциалов сливающихся компаний, а к удушению слабого (или «нестоличного») партнера сильным с безвозвратной потерей кадров и научных школ. Нередко сильным оказывается тот, у кого большие лоббистские возможности во власти («НВО», 2007, № 32, с. 3).
6. Квоты на промысел водных биоресурсов как главный инструмент интеграции.
В крупных интегрированных рыбопромышленных компаниях нуждается прежде всего наше морское рыболовство.
Анализ центростремительных и центробежных тенденций в рыбном бизнесе России показывает наличие мощного рычага управленческого воздействия на хозяйствующие субъекты в морском рыболовстве.
Главным рычагом поглощений и слияний мелких компаний в крупные должно быть распределение рыболовных квот. При этом не следует прямо отбирать у рыбаков уже выделенные на несколько ближайших лет квоты на промысел.
На практике миссию корпоративного объединения должны сыграть специально сформированные управляющие компании крупных интегрированных корпоративных структур. При таком порядке первичным собственником и распорядителем квот на промысел становятся новые стратегические управляющие компании, которые и должны обеспечить процесс поглощений и слияний.
Таким образом, решение поставленной проблемы затрагивает интересы собственности, самостоятельности, фирменного предпринимательства большинства интегрируемых юридических лиц. Это говорит о большой конфликтности создаваемой ситуации. При этом возможны нежелательные опасные защитные действия со стороны отдельных руководителей организаций и предприятий.
Кроме квот рыболовный потенциал новых ИКС может укрепляться за счет передачи ей в собственность конфискуемых браконьерских судов.
Столь значимое в экономическом и социальном плане управленческое нововведение потребует тщательного и скоординированного воссозданным Госкомрыболовством России и его головным экономическим НИИ экономического анализа в регионах. Кстати, НИИ также нужно воссоздать на базе ОАО «ВНИЭРХ» или вне его вследствие сложности экономических проблем развития рыбной отрасли.
Просматривается целый ряд мероприятий, которые могут ускорить процесс концентрации рыболовства, рыбопереработки и сбыта готовой продукции на внутренний и зарубежные рынки.
7. Теория вопроса.
Известны основные особенности интегрированных корпоративных структур:
- наличие широкого спектра разнообразных видов производственной, экономической, финансовой и коммерческой деятельности, нуждающегося в согласовании в соответствии с общими целевыми установками;
- организационное выделение специализированной функции корпоративного управления вследствие возрастания масштабов и сложности совместной деятельности, целесообразности отделения вопросов собственности от управления;
- гибкость, переменчивость состава корпорации, глубины и характера хозяйственных связей между отдельными участниками;
- наличие, наряду с управляющими компаниями, других «интегрирующих центров», определяющих характер группового взаимодействия (в силу своего финансово-экономического потенциала, истории, делового авторитета руководителей и др.);
- необходимость обеспечения (сохранения) приемлемого для большинства участников, ведущих акционеров и менеджмента баланса экономических интересов.
В силу отраслевой специфики малорентабельного или даже убыточного морского рыболовства необходимо введение дополнительной управленческой функции – государственной поддержки отдельных предприятий (производств) и проектов.
Все это специфически отражается в разновидностях больших российских компаний – ИКС, которые известны под специфическими терминами.
Это могут быть: интегрированные корпоративные структуры, крупные акционерные компании с дивизионной структурой; холдинговые компании с группой подконтрольных предприятий; финансово-промышленные группы; консорциумы; контрактные группы, транснациональные корпорации.
Организационное взаимодействие предприятий-участников ИКС в системе управления корпоративными финансами приводится на рис. 3.
8. Роль новой финансовой политики.
Российский и зарубежный опыт показывает значимость для подъема экономики новых структур и систем управления. Однако одновременно они требуют иной экономической и финансовой политики и управленческих изменений на макроуровне.
Рыбное хозяйство России нуждается в большем протекционизме и поддержке ускоренного развития производственных предприятий, которым в большей мере, чем ныне, должна служить и торговая политика.
Создание финансовых предпосылок динамичного развития отрасли с достижением к 2015 г. более 5 млн. т промысла рыбы и других водных биоресурсов, на что ориентирует целый ряд прогнозных документов (концепций, прогнозов, программ), предполагает:
- привлечение в отрасль инвестиций для обновления производственного аппарата, в первую очередь промыслового флота;
- снижение налоговой нагрузки на отрасль;
- реструктуризацию задолженности прошлых лет, являющейся в основном результатом непродуманных рыночных преобразований и несовершенства законодательства;
- создание условий стабильного и эффективного обеспечения квотами вылова на долгосрочный период;
- создание условий для расширения зоны рыболовства за счет освоения новых районов промысла;
- развитие рыночной инфраструктуры в рыбном хозяйстве и, как первый шаг, единого информационного пространства, что позволит существенно сократить число посредников (интернет-аукционы);
- создание фонда льготного кредитования основных и оборотных средств, в первую очередь для организации промысла в удаленных районах Мирового океана.
По прогнозным оценкам ОАО «ВНИЭРХ», из привлеченных средств в ближайшей перспективе намечается использовать в основном бюджетные ассигнования для финансирования инвестиций на развитие флота, в т.ч. федерального подчинения, аквакультуры, прибрежных градообразующих и социально-значимых предприятий рыбопромышленных бассейнов в рамках федеральных целевых программ.
Соответственно инвестиции в рыбопромышленном комплексе России должны быть в 2007-2010 гг. на уровне около 65 млрд. руб., из них собственные средства предприятий – 31, а заемные средства – 20 и привлеченные средства из госбюджета и региональных бюджетов – 14 млрд. руб.
В следующем периоде 2011-2015 гг. такие суммы должны увеличиться примерно в 2 раза.
Будучи в системе Минсельхоза России Росрыболовство в последние годы было вынуждено опираться на финансовые учреждения аграрников, особенно на Россельхозбанк. Так, в 2008 г. именно этот банк выделяет 50 млрд. рублей кредитов на развитие рыбного хозяйства – рыболовецким, рыбоперерабатывающим предприятиям, а также предприятиям, работающим в сфере аквакультуры.
С выделением из Минсельхоза России самостоятельного системного Госкомрыболовства России ситуация изменилась.
В том, что укрупнение рыбохозяйственных компаний произойдет в ближайшие годы, эксперты не сомневаются. Прежде всего укрупнение начнется после 2008 г., когда правительство должно второй раз закрепить доли ОДУ за предприятиями.
Задачи реформирования более масштабны.
Очевидно, все 10-12 крупных ИКС, о которых говорил руководитель Росрыболовства Андрей Крайний, должны иметь собственные рыбохозяйственные банки и иные финансовые структуры, включенные в систему увеличенной государственной поддержки и кредитования в соответствии с приоритетами развития рыбопромышленного комплекса.
Представляется, что в качестве первоочередной подготовительной меры следует при участии государства учредить сеть мощных региональных рыбопромышленных АКБ с уставным капиталом каждого на уровне 3-5 млрд. руб. Такие банки также смогут организовать сезонное и экспедиционное кредитование морского рыбного промысла, уменьшив его зависимость от иностранных закупщиков рыбных товаров.
ВЫВОДЫ.
1. Рыбопромышленный комплекс России в целях повышения своей конкурентоспособности должен изменить свою организационную конфигурацию, существенно укрупнив хозяйствующие субъекты.
2. Для решения такой задачи целесообразно опираться на идеологию интегрированных корпоративных структур как групп юридически или хозяйственно самостоятельных организаций и предприятий, ведущих совместную деятельность на основе консолидации активов или договорных (контрактных) отношений для достижения общих целей.
3. Научные организации рыбной отрасли (включая регионы) ждут постановки на 2008 г. новой комплексной НИР «Разработать рекомендации по укрупнению предприятий и организаций рыбохозяйственного комплекса России путем создания крупных интегрированных корпоративных структур».
4. Важнейшим условием успешной организации таких новых структур является более протекционистская политика государства по отношению к рыбной отрасли с реализацией целевых программ развития и более масштабным участием государства в инвестировании развития рыбной отрасли.
5. Создание 10-12 крупных хозяйственных ИКС вполне возможно в ближайшие 2-3 года, но этот объединительных процесс сложен и чреват своими новыми кризисными последствиями. При этом потребуется существенная организационная помощь со стороны Правительства России, Госкомрыболовства России и ряда федеральных органов власти, курирующих деятельность рыбопромышленного комплекса.
6. Данное управленческое нововведение можно рассматривать как специальную отраслевую программу, которую Госкомрыболовство России должен разработать и реализовать в рамках системы мероприятий своей управленческой деятельности.
От редакции
Раздробленность и обособленность предприятий и организаций рыбопромышленного комплекса России является одним из отрицательных результатов государственной экономической политики последних десятилетий. На данном этапе факт доминирования мелких убыточных компаний выступает тормозом на пути капитализации и развития отрасли. Кроме того, мировая конкуренция требует повышения уровня концентрации и многопрофильности предприятий.
Однако редакция сознает, что реализация идеи создания сверхкрупных «интегрированных корпоративных структур» означает кардинальный передел собственности путем активных слияний и поглощений, что чревато отрицательными и даже криминальными проявлениями. Поэтому мы решили вынести тему создания ИКС на широкое обсуждение.