Журнал «Fishnews»
Обложка номера

Точка отсчета

Рыбаков впервые за последние пять лет собрали за круглым столом. На Всероссийском совещании, которое состоялось в ноябре во Владивостоке, присутствовали представители Дальневосточного региона, Калининграда, Мурманска, Азова и Астрахани. Наиболее массовый десант прибыл из Москвы во главе с руководителем Госкомитета по рыболовству Андреем КРАЙНИМ.

Президентские уловы

О том, что реформы в отрасли назрели, говорили на всех уровнях. Президент России Владимир Путин дал четкое указание: навести порядок на берегу и в море, вернуть рыбной промышленности былые объемы добычи и переработки, обеспечить поступление необходимых белковых продуктов для реализации населению страны.

О том, как выполнять требования президента, что еще необходимо сделать в области законодательства для претворения в жизнь перечня поручений главы государства и шла речь в ходе совещания. Темами обсуждения также стали вопросы о повышении роли общественных организаций в управлении рыбопромышленным комплексом России, о создании условий по обороту долей и механизму их изъятия в случае нарушения рыбодобывающими компаниями правил рыболовства, о кадрах в рыбной отрасли.

Подобный диалог был необходим, ведь проблем в рыбной отрасли за последнее десятилетие накопилось немало. Об этом в своем вступительном слове заявил глава Госкомитета по рыболовству Андрей Крайний: «Ни для кого из нас не секрет, что за последние 15 лет рыбная отрасль во многом утратила свои позиции. Многочисленные реформы загнали ее в состояние системного кризиса. Вместо крупных рыбпромов в результате приватизации мы получили 5216 предприятий, 3500 судов в реестре! Большинство этих компаний объективно не в состоянии смотреть вперед, они попросту выживают. Ведь отрасль капиталоемкая, она требует значительных инвестиций. И последние 15 лет флот тоже не молодел, крупнотоннажных судов практически не вводилось. Вылов водных биологических ресурсов упал с 10,5 млн. тонн до 3,2 млн. тонн. Соответственно, и потребление килограммов рыбы на душу населения снизилось с 22 до 12-16.
Более того, не было консолидации отрасли как с точки зрения управления, то есть формальной консолидации, так и с точки зрения нацеленности на какой-то конечный конкретный результат».

Такое положение дел не могло не подтолкнуть политическое руководство страны предпринять конкретны шаги с тем, чтобы оптимизировать ситуацию. Ведь в конечном итоге рыбное хозяйство – это сложный комплекс, от результатов работы которого зависят и социальная защищенность миллионов людей, и экономика прибрежных регионов, и продовольственная безопасность страны.

- Мы с вами находимся на новом витке развития. Образованный комитет по рыболовству – это инструмент для выполнения поставленных задач, – пояснил позицию госорганов Андрей Крайний. – Эти задачи достаточно подробно обозначены в поручениях Президента. Таким образом, мы получили план действий. Это накладывает огромную ответственность. Поэтому прежде чем кинуться выполнять эти поручения засучив рукава, нам бы хотелось посоветоваться с рыбацкой общественностью всей страны, послушать, что думают рыбаки, руководители предприятий, о чем говорят в кубриках… Для того чтобы вместе с вами, сверив часы, выполнять эти поручения. Без вас мы не в состоянии учесть и увидеть все нюансы, особенности, которые существуют в каждом бассейне.
Руководитель комитета настроил рыбаков на серьезный и конструктивный разговор: «Мне бы хотелось, чтобы вы отдавали себе отчет в том, что решения, которые мы здесь примем, являются безусловными для всех участников разговора. Мы готовы выслушать каждого. Потому что, повторюсь, эти решения станут планом действий, который мы начнем осуществлять уже завтра».

Дальнейшая дискуссия была сконцентрирована на нескольких основных посылах – доставке уловов водных биоресурсов на российский берег и связанными с этим вопросом поручениями главы государства; а также на логической реализации принципа «одного окна» в рамках осуществления предыдущего поручения; на целесообразности и практической реализации поручений, касающихся добывающего флота (необходимых мощностей, строительства и т.п.). Нужно заметить, что поручения президента представляют собой структурированный блок взаимосвязанных и взаимодополняющих задач, прописанных, на первый взгляд, обособленно, однако невозможных к частной реализации без учета комплексных особенностей механизма взаимодействия рыбной отрасли. Возможно, поэтому участники совещания предлагали системную реализацию плана президента, лишь расходясь в частностях, которые, безусловно, отражали бассейновые и геополитические особенности регионов. При этом дискуссия действительно носила конструктивный характер, т.к. «регионы» не просто декларировали сложность претворения в жизнь тех или иных поручений, а предлагали конкретные пути их реализации – начиная от изменения законов и заканчивая порядком оформления судов, декларированием продукции и порядком работы задействованных в этом процессе государственных органов с учетом всех тонкостей и особенностей работы.
Так, со стороны Приморья в части реализации поручения по созданию условий для увеличения реализации свежей рыбы на российском берегу первый вице-губернатор Приморского края Сергей СОПЧУК предложил «устранить ряд административных барьеров и принять неожиданное решение в сфере государственного регулирования оборота рыбной продукции».

- Во-первых, необходимо восстановить единое промысловое пространство на всей акватории двухсотмильной зоны России, предоставив рыбакам возможность осваивать промышленную квоту как в ИЭЗ, так и в территориальных водах РФ. Необходимо, наконец, принять меры для того, чтобы начал работать упрощенный порядок пересечения государственной границы рыбацкими судами, доставляющими уловы на берег. Кроме этого, нужно создать экономически выгодные условия как для рыбака – поставщика свежей рыбы, так и для потребителя – населения нашей страны. Возможно, в этом вопросе нам целесообразно перенять опыт Японии, где давно законодательно установлено максимальное количество посредников между производителем и потребителем и выстроена схема: производитель – оптовый продавец – мелкооптовый продавец – розничный продавец – потребитель, а также установлена предельная разница между оптовой ценой производителя и розничной ценой. Эта мера дает возможность сохранить экономически выгодную цену реализации для рыбака и достойную розничную цену для покупателя.

По мнению еще одного представителя Приморского края, генерального директора Дальрыбпорта Людмилы ТАЛАБАЕВОЙ, лишь соответствующая статья в законе «О рыболовстве» сможет развернуть суда на российский берег. «Если говорить о привлечении рыбных компаний на территорию РФ, то для них должны быть созданы комфортные условия. Мы считаем, что необходимо пересмотреть ввозные таможенные пошлины. Так, ввозные таможенные пошлины на рыбопродукцию водных биоресурсов, выловленных в исключительной экономической зоне РФ, должны быть нулевыми. Для экспорта они должны быть дифференцированными по степени обработки рыбы. Например, на филе минтая – это глубокая переработка – они могут быть 2-3% от товарной стоимости продукции, а на минтай неразделанный могут достигать 10-15%. Причем через некоторое время, достаточно длительное, через 4-5 лет после внесения в ФЗ дополнения об обязательном декларировании, пошлины на неразделанную продукцию могут быть дополнительно увеличены. Этого достаточно для строительства рыбоперерабатывающих береговых заводов на территории РФ». Отметим, снижение ставок сбора за ВБР предусмотрено поручением президента. В то же время дифференцированный подход, который предложил докладчик, безусловно, будет способствовать не только доставке уловов на российский берег, но также стимулирует развитие береговой переработки. Конечно, с целью реализации последнего необходимо наладить строительство рефрижераторно-складских помещений, построить новые причальные стенки, реконструировать железнодорожные пути, погрузо-разгрузочные механизмы и т.д. Все это должно быть предусмотрено соответствующей Федеральной целевой программой, которая также должна предусматривать субсидирование процентных ставок по кредитам, целевое кредитование и т.д. Плюс к этому – внесение изменений в Налоговый кодекс РФ. Так, по предложению Людмилы Талабаевой, если рыбопродукция ввозится в порт РФ только с целью декларирования и затем будет отправляться за рубеж, то НДС уплачиваться не должен. «И очень важно, чтобы декларирование проходило без перевалки рыбопродукции в российских портах, то есть по заявительному принципу. Как будет контролироваться процесс вылова декларированием, это, я считаю, уже дело власти. Нам кажется, что уже сегодня, если власть захочет, она сможет проконтролировать все задекларированное и определить, что выловлено законно, а что незаконно. Мы считаем, что комплекс данных мероприятий позволит уменьшить браконьерский вылов рыбы, увеличить объем таможенных платежей и, самое главное, стимулировать рыбный бизнес вкладывать деньги в береговую рыбопереработку. А это увеличение объема промышленного производства, рабочих мест и т.д.». Позиция, высказанная Людмилой Талабаевой, основана на разумном комплексном подходе и, по сути, стала выражением мнения большинства участников совещания, в том числе и из других регионов. «Как показывает практика и международный опыт, осуществлять учет и контроль возможно несколькими способами. В предыдущих выступлениях предлагается осуществлять контроль через фактическую поставку уловов на таможенную территорию и передачу информации с правом электронной подписи. С нашей точки зрения, это оптимальный вариант», – отметил заместитель исполнительного директора некоммерческого партнерства «Северо-Западный рыбопромышленный консорциум» Игорь ПАВЛОВ.

В рамках обсуждения плана по реализации поручений Владимира Путина, касающихся доставки уловов на российский берег и обязательного декларирования продукции в портах, участники Всероссийского совещания развернули дискуссию по внедрению на практике принципа «одного окна». Он предусматривает сокращение сроков прохождения рыбопромысловыми судами пограничного, таможенного, санитарного, ветеринарного и других видов контроля в портах Российской Федерации, а также определяет порядок проведения контрольных мероприятий. Сегодня, как известно, проблема прохождения различных проверочных процедур при заходе в российские порты является настоящей головной болью для рыбаков.
Под принципом «одного окна – одного подхода» – участники решили понимать межведомственный электронный обмен информацией между хозяйствующими субъектами и службами государственного контроля с целью исключения непосредственного обращения субъекта в различные организации при данной процедуре.

Вполне конструктивное предложение поступило от президента Ассоциации добытчиков минтая Игоря ЕВТУШКА, который предложил согласовать с Министерством транспорта, с таможней, ФСБ, службой фитосанитарии вопрос о создании в российских портах объединенных бригад для осуществления круглосуточного оформления в режиме «одного окна – одного подхода» судов, доставляющих продукцию водных биоресурсов. При этом он отметил необходимость сокращения не только сроков прохождения всех процедур (по его словам, сегодня на это требуется более недели), но и количества контролирующих служб (сейчас порядка 20 организаций). Игорь Павлов заметил, что подобные временные простои непременно влекут и финансовые потери. В ответ на замечания рыбаков Андрей Крайний пояснил, что договоренность о взаимодействии с пограничниками и таможней уже достигнута. Предполагается, что контролирующие структуры будут действовать по четко прописанному совместному регламенту. Помимо этого руководитель Госкомитета предложил создать в портах либо таможенные зоны и работать в соответствующем режиме, либо особые экономические зоны, которые также допустимы с точки зрения закона. Проблема, по его словам, может возникнуть лишь в том, что исполнители на местах будут сознательно «тормозить» процесс, саботировать инновации. В свою очередь Людмила Талабаева справедливо заметила, что любые нововведения необходимо опробовать на практике и лишь затем включать в закон. «Только после разработанных нормативно-правовых актов данный порядок должен быть опробован на практике и уже после этого статья должна вступить в законную силу. Почему мы не уделяем серьезного внимания апробированию данного действия? Многие государственные органы работают по пятидневной рабочей неделе и только с 8 до 17 или с 9 до 18 часов. Тогда как все порты мира работают в круглосуточном режиме. Многие контролирующие службы у нас подчинены различным ведомствам, министерствам, работают на основе множества несвязанных между собой нормативных актов, подактов, статей и т.д. И отработка взаимодействий между ними потребует не только времени, но и государственной воли».

Логическим этапом в развитии принципа «Рыба – на российский берег» является развитие прибрежного рыболовства, отработка механизма реализации продуктов промысла, упорядочение торговли. Эти вопросы также нашли свое отражение в поручениях Владимира Путина и, конечно, не остались без внимания на Всероссийском совещании. Как и в других вопросах, реализация продекларированных норм на практике сталкивается с массой проблем. Так, по словам заместителя губернатора Камчатского края Иршата ШАЙХОВА, их можно обозначить так: концептуальные, рыночные, инфраструктурные, административные и законодательные проблемы.
- Концептуальную проблему мы видим в поправках в ФЗ 166. Это отсутствие сформулированной точки зрения законодательной власти на цели прибрежного рыболовства и одновременно игнорирование региональных условий прибрежного рыболовства.

Говоря о рыночных проблемах, оратор отметил низкую емкость дальневосточного рынка. Так, по его словам, возможность потребления свежей и охлажденной рыбы на Камчатке составляет приблизительно 7,7 тыс. тонн, или 2% от вылова; на всем Дальнем Востоке – 26 тыс. тонн, или 2,2% от вылова. Следовательно, 98% продукции необходимо вывозить за пределы региона в замороженном виде или в более глубокой переработке. Степень переработки определяется рентабельностью.

В свою очередь сбыт продукции глубокой переработки за пределами региона неэффективен по причине высоких ж/д и морских тарифов, высокой стоимости продукции глубокой переработки и недостаточной платежеспособности российского населения, требующего дешевой рыбы. Естественно, отечественная продукция не выдерживает конкуренцию на международном рынке по сравнению с поддерживаемой государством продукцией из Китая. Давление азиатского рынка сбыта ощутил на себе каждый рыбак.

Другой немаловажный блок, который обозначил в своем выступлении Иршат Разинович, – это инфраструктурные проблемы. Отсутствие регулируемого государством оптового рынка продаж сырца и гарантий справедливого допуска переработчиков к сырью. Недостаточное развитие портовой инфраструктуры.

К административным проблемам докладчик отнес недружественные, неконкурентоспособные условия в российских портах, террор органов, контролирующих качество и сбыт продукции. Отдельной строкой было упомянуто многократное пересечение границы рыбопромысловыми судами. «Правительство приняло 560-е постановление об упрощенной системе пересечения госграницы. А что мы имеем на сегодня? У нас приходит судно и оформляется с 6 утра до 21 часа, при этом платит 15 тыс. рублей: 2 тыс. таможне, 12 тыс. за лоцманские и швартовые операции. То есть фактически сама программа не работает».

Не остались без внимания докладчика и законодательные проблемы: отсутствие необходимых законодательных актов, регламентирующих оптовую торговлю рыбопродукцией, неэффективность порядка упрощенного пересечения границы, о котором говорилось выше, низкое качество и ангажированность законопроектов.
Исчерпывающий перечень назревших проблем Камчатский край предложил решать следующим образом: «Нужно принять комплекс экономических и административных мер, ключевым элементом которого является формирование оптового рынка рыбопродукции. Задачи рынка: свободный и стабильный доступ рыбопереработчиков к сырью. Формирование объективной цены сырца и конечной продукции. Выведение из тени товарных и денежных потоков.

Помимо этого необходимо ввести дифференцированные ставки сбора за ВБР, меры тарифной поддержки, продвижения товара до потребителя. В административной части нужны нормативные акты, регламентирующие обязательную продажу сырца через оптовый рынок. Необходимо разработать и принять федеральную комплексную целевую программу развития инфраструктуры оптовой торговли сырьем и рыбопродукцией в России».
В то же время заместитель председателя «Росрыбакколхозсоюза» Александр МЕДВЕДЕВ заметил, что, прежде чем говорить о реализации столь далеко идущих планов, необходимо «провести ревизию правомерности наделения квотами (кем и как они осваивались), а затем уже принимать решения». В противном случае при раздаче квот можно потерять не только ресурсный суверенитет на море, но и продуктовый – точнее торговый суверенитет на собственных рынках.

Другой немаловажный вопрос, на котором участники совещания акцентировали внимание, связан с разработкой системы регулирования вылова водных биологических ресурсов, системы, обеспечивающей сбалансированность объемов общих допустимых уловов и имеющихся промысловых мощностей. Так как реализация данного поручения лежит в сфере интересов и ученых, с одной стороны, и промышленников – с другой, мнения разделились.

С одной стороны, объективная оценка возможна только при наличии достоверных данных о состоянии промысловых запасов, а значит, после проведения масштабных научных ресурсных исследований. С другой стороны, данный вопрос тесно связан с разработкой и реализацией другого поручения президента, касающегося программы государственной поддержки строительства рыбопромыслового флота на российских судостроительных верфях.

Заместитель генерального директора ТИНРО-Центра Юрий БЛИНОВ предложил разработать государственную программу обновления рыбодобывающего флота и ввести в эту программу ограничения по срокам эксплуатации рыбопромысловых судов: 30 лет – для крупно- и среднетоннажных, 25 – для малотоннажных. Им также предложено разработать программу строительства новых рыбопромысловых судов с учетом возможностей сырьевой базы; разработать кредитный механизм, комплекс налоговых льгот для стимулирования компаний, ведущих строительство новых судов.

- С учетом имеющихся резервов сырьевой базы ввести механизмы экономического стимулирования компаний, осваивающих неполно используемые или вовсе не используемые промысловые объекты. Это позволит переориентировать часть рыбопромыслового флота, ныне задействованного на промысле экономически выгодных и перелавливающихся объектов.
Докладчик говорил о том, что при перераспределении имеющихся сырьевых ресурсов между рыбопромышленными компаниями нужно использовать, конечно, исторический принцип, но надо попытаться и систематизировать данные о количестве, структуре, технической и технологической вооруженности флота и экономической эффективности его работы. Это позволит исключить суда с уже предельным сроком из эксплуатации и более эффективно использовать сырьевую базу.

И последнее, учитывая, что одна из самых больших проблем – это выбросы, наука давно ставит вопрос о том, чтобы прийти к учету вылова не по выходу и по сдаче готовой продукции, а через прямое взвешивание, особенно для тралирующих судов. При прямом взвешивании мы значительно уменьшим выбросы рыбы и потери вообще, – заключил ученый.

Промышленники, в общем согласившись с тем, что регулировать соотношение флота и возможности ресурсной базы необходимо в принципе, с сожалением констатировали, что на сегодня реализовать можно только один подход – количественное ограничение флота по типам судов (генеральный директор ЗАО РПК «Рыбфлот-ФОР» Владимир СЕРЕНКОВ), т.е. введение минимальных мощностей на промысел того или иного объекта. В то же время дальневосточные рыбаки не согласились здесь с мнением ученых, пояснив, что с учетом программы ремонта у каждой компании должен быть запас – минимум в 20-30% от добывающего флота (генеральный директор УК БАМР Сергей ПЕРЕДРИЙ), а потому высказывания о чрезмерности флота на бассейне неверны.

Изменить ситуацию могла бы реализация программы государственной поддержки строительства флота, а также принятие мер по совершенствованию применения налога на добавленную стоимость и таможенных пошлин при ввозе на территорию Российской Федерации судового и технологического оборудования, оборудования для оснащения рыбоперерабатывающих производств, которое не производится на территории Российской Федерации, а также при временном вывозе российских рыбопромысловых судов за рубеж для ремонта, технической модернизации и переоборудования. Ведь сегодня при желании модернизировать рыбодобывающий флот и добиться более высоких производственных показателей предприятие сталкивается с неминуемыми высокими затратами, ставящими под сомнение целесообразность не только заходов в российские порты, но иногда и самой рыбалки. Показательный с этой точки зрения пример привел заместитель исполнительного директора Мурманского тралового флота Валентин ЖУРАВЛЕВ.

- В связи с тем что обычно морские суда также ведут промысел в различных районах Мирового океана, как правило удаленных, то для поддержания их в нормальном техническом состоянии судовладельцу приходится осуществлять операции по ремонту, техобслуживанию, а также модернизации судов в ближайших иностранных портах. Судовые запчасти, оборудование приобретаются в данном случае, конечно, у иностранных компаний и поставляются на суда без дополнительных затрат по таможенным платежам.

Выступающий отметил, что в случае поставки запчастей и оборудования на территорию России судовладелец несет дополнительные затраты по таможенному оформлению в размере от 24 до 33% от их стоимости. К примеру, суммы, уплаченные их предприятием при ввозе импортных запчастей, составили в 2003 г. 13 млн. рублей, в 2004 г. – 15 млн. рублей и так далее по настоящий момент. Уже за 9 месяцев 2007 года эти суммы составили 3 млн. рублей. Кроме того, если морское судно подвергается за пределами таможенной зоны России операциям по модернизации, то при заходе этого судна в российский порт судовладелец должен уплатить таможенный платеж в размере 23% от стоимости работ по модернизации. К примеру, за таможенное оформление супертраулера «Василий Лозовский» Мурманский траловый флот в 2000 г. выплатил 27 млн. рублей. В то же время при попытке проведения подобных операций по ремонту и модернизации в отечественном порту в России судоремонтные предприятия и их поставщики не могут предложить судовладельцам хоть каких-нибудь конкурентных предложений по сравнению с зарубежными компаниями.
Конечно, при снятии подобных таможенных барьеров резко бы возросло число заходов судов в российские порты.

Соответственно увеличился бы поток поставляемой рыбопродукции, значительно увеличилась бы загрузка предприятий береговой инфраструктуры и пополнение бюджета всех уровней, в том числе за счет налоговых отчислений. Предложение представителя предприятия «Мурманский траловый флот» сводилось к отмене НДС на оборудование как такового. Андрей Крайний, в целом согласившись с таким предложением, вместе с тем предостерег рыбаков от поспешных и рискованных заключений с точки зрения перспектив. «Возникает вопрос – как тогда мы будем поддерживать собственное судостроение? Получается, что мы одной рукой разрешаем модернизировать за границей, а другой рукой хотим дать возможности нашим судостроительным и судоремонтным предприятиям тоже как-то задышать. Так мы постоянно будем зависеть от иностранных верфей». Руководитель Госкомрыболовства предложил вполне разумный подход – на какое-то время ввести ставку «ноль» для модернизации судов, для ввоза оборудования, которое не производятся в РФ. А по окончании переходного периода, когда наши судоремонтные и судостроительные заводы беспошлинно завезут комплектующие и в России начнут делать те же самые ремонты, начнут строить и т.д., ставку поднять вновь.

Говоря о строительстве нового флота, участники сошлись во мнении, что это возможно лишь при развитой системе кредитования и лизинга. Заявление главы рыбной отрасли, что Россельхозбанк, начиная с 2008 г., будет резервировать по 50 млрд. рублей в год на кредитование рыбной отрасли, хозяйственников, безусловно, обнадежило. Помимо этого, по словам Андрея Крайнего, уже сегодня комитет ставит перед правительством РФ вопрос о выделении из бюджета средств на субсидирование 2/3 процентной ставки.

Андрей Анатольевич предостерег рыбаков от нечестной игры. «К сожалению, я вижу, что, несмотря на равные условия существования и функционирования, одни рыбаки говорят о своей несостоятельности и постоянно выпрашивают у государства квоты, беспроцентные кредиты, другие же, напротив, заявляют, что в принципе все нормально и просят только «не мешать». По сути, просят разработать нормальные правила игры и не менять их каждый год. Чтобы не получалось так, что раздали карты, а играть заставляют в домино», – метко охарактеризовал события минувших лет глава отрасли.
Ассоциация рыбохозяйственных предприятий Приморья акцентировала внимание на обсуждении поручений главы государства, которые направлены на борьбу с браконьерством. В частности, президент АРПП Георгий МАРТЫНОВ предложил разработать и внести в административный кодекс о правонарушениях дифференцированный подход к определению наказания за каждое конкретное нарушение. Говоря о разработке нормы, предусматривающей использование конфискованных судов в государственных нуждах, он предложил уничтожать браконьерские суда. В ответ Андрей Крайний заметил, что нынешняя норма, которая предусматривает конфискацию судов даже если владелец не установлен, вполне может быть дополнена и таким «чрезвычайно красивым и поучительным для всех действием». «Конфисковывать в государственных целях и не уничтожать предполагалось те суда, которые задержаны норвежцами в районе Шпицбергена.

Дело в том, что ранее, согласно двустороннему соглашению, заключенному между СССР и Норвегией, заметив или запротоколировав нарушение у судна другой страны, инспектор должен был просто сообщать об этом инспектору государства, чье судно нарушило правила. Когда наши рыбоохранные суда там находились, Норвегия сообщала о подобных фактах. Сегодня наших контролеров там давно нет, и этим фактом пользуются. Как правило, норвежские суды мы выигрываем. Однако рыбаков подвергают жесткому прессу. Поэтому данная норма и предполагает лишь конфискацию в государственных целях. Остальные же браконьерские суда надо резать!»
Коротко участники совещания остановились на обсуждении поручения Владимира Путина, которое касается финансирования из федерального бюджета мелиоративных работ в местах естественных нерестилищ водных биологических ресурсов, а также финансирования ежегодных дноуглубительных работ на каналах-рыбоходах в дельте реки Волги. Андрей Крайний справедливо заметил, что, несмотря на то что в поручении говорится о Волге, вопрос водной мелиорации очень важен для всех регионов. «Помимо Волги у нас есть еще Дон, Амур», – пояснил свои слова глава отрасли. Однако, по его словам, сегодня этим вопросом крайне сложно заниматься в связи с тем, что в нормативно-правовых актах не определен государственный орган, ответственный за данное направление работы. В законе «О рыболовстве» есть лишь дефиниция, т.е. определение, что есть мелиорация. «Последние 15 лет этим вопросом никто не занимался, и деньги на это не выделялись. Сейчас мы сделали это обязанностью Госкомрыболовства. Так что, как только мы получим инструмент, можно будет работать».

Неожиданное предложение в рамках обсуждения поручений президента прозвучало от Сахалинской области. Президент Ассоциации рыбаков Сахалина Владимир ГОРШЕЧНИКОВ выразил мнение, что при разработке нефтяных проектов на шельфах ущерб необходимо возмещать и рыбакам. Ведь в основном они страдают от того, что теряют районы промысла, теряют объекты, на которых трудились всю жизнь. Андрей Крайний согласился с замечанием сахалинцев и предложил оформить данное заявление официально.

В любом случае, как справедливо заметил в ходе совещания глава департамента министерства сельского хозяйства РФ по рыбоохранной политике (должность указана на момент проведения совещания) Анатолий МАКАЕДОВ, в России все процессы должны организовываться сверху. А для того чтобы выстраивать нормальные взаимоотношения, необходимы функционирующие саморегулируемые организации.
- Я думаю, в рамках выполнения поручений президента и вообще выстраивания взаимоотношений, очень важно, чтобы рыбопромышленники осознали, что рыба и рыбные ресурсы – это, прежде всего, то, на чем они работают. И они должны научиться бережно к этому относиться и выстраивать нормальную системную логику взаимоотношений с управляющими структурами, строить институты взаимодействия.
Это как раз отражено в поручениях президента. Отражено через призму взаимодействия центра и регионов. К сожалению, мой опыт работы с нормативной базой показывает, что за столом рыбопромышленники говорят об одном, а когда принимаются нормативные документы, речь идет совершенно о другом. То же самое было с законом о рыболовстве. Ведь поправки, связанные с аукционами, тоже не депутаты сами придумали. Вы понимаете, что их инициируют те же рыбопромышленники.

Поэтому пока рыбопромышленники сами не выстроят нормальную вертикаль самоорганизации в виде региональных ассоциаций, по видам промысла и так далее, пока не будет выстроена нормальная вертикаль в лице Всероссийской ассоциации, которая будет четко взаимодействовать с руководством отрасли, порядка не будет.

Потому что рыбопромышленники должны получать максимальную прибыль, это их задача, и от этого никуда не денешься. А государство должно сохранять свой ресурс и получать тоже максимально возможную законную часть, которая должна идти на социальные программы, в том числе и на развитие рыбной отрасли. Поэтому и государство, и рыбопромышленники должны являться нормальными стратегическими партнерами, для того чтобы ресурсы находились на максимально возможном уровне грамотного освоения.

Осторожно, двери закрываются!

Отдельное внимание было уделено в ходе совещания вопросам выхода российского флота в Мировой океан. Выступавший по данной проблеме председатель Клуба капитанов рыбопромыслового флота (г. Владивосток) Борис ПАФАТНОВ, коротко обрисовав возможности и потенциал России по промыслу в открытых районах Мирового океана, обратился к руководству отрасли с просьбой помочь организовать первый опытный экспедиционный рейс, мотивировав это тем, что, несмотря на заманчивые перспективы для рыбаков, это огромный риск, прежде всего финансовый. Опасения капитана также касались вероятной и довольно скорой потери этих промысловых районов как таковых, ввиду того, что они будут «поделены» другими, более успешными и развитыми странами-ловцами.

Руководство комитета, в целом разделяя данную позицию, представило отчет о проделанной в этом направлении работе. Так, по словам начальника Управления водных биоресурсов и организации рыболовства Госкомрыболовства Александра ОХАНОВА, сейчас разрабатывается текст конвенции, которая бы регулировала промысел ставриды в районе в пределах 200 мильных зон южной части Тихого океана. «Прошло уже три совещания, в которых мы принимали участие. В ходе встреч был выработан качественно новый принцип доступа к ресурсам, а именно – традиционность в ограничении тех промысловых мощностей (возможностей), которые были достигнуты странами за последние 5 лет. В то же время для нашей страны было сделано исключение. Ведь если бы мы вошли в эти рамки, то никаких возможностей работать в ЮЗТО у нас бы не было, потому что в последние годы наш флот там не работал. В связи с этим было решено, что наши промысловые мощности будут зарегистрированы 2008 и 2009 годами. Поэтому мы обращаемся ко всем рыбопромышленникам, чтобы они рассмотрели возможность направления туда своих судов. Мы же в свою очередь будем принимать все необходимые меры, чтобы вернуться в океан и сделать океанический промысел рентабельным», – заверил присутствующих представитель Госкомитета.

Одной из основных тем для обсуждения стал вопрос о наделении ресурсами добывающие организации. Как пояснили в комитете, 2009 год будет переходным. А в последующем году Госкомрыболовство будет проводить работу по расчету долей. Исторический принцип будет сохранен. Да и вообще суть работы останется прежней.

- Предприятия будут представлять фактические данные об освоении, которые подтверждаются в форме государственной статистической отчетности. Далее расчет будет осуществляться по простой математической схеме. Складывается общее освоение, и затем рассчитываются доли по предприятиям. С учетом того, что мы переходим на другой режим рыболовства, т.к. некоторые объекты промысла будут выведены из ОДУ, такой принцип будет применим лишь по тем биоресурсам, на которые общедопустимые уловы сохранятся, – пояснил Александр ОХАНОВ.

Вместе с тем он заметил, что в планах руководства оставить ОДУ лишь по 50 единицам запаса, остальные – просто тестировать.

- Данный перечь должен быть гибким, чтобы Госкомрыболовство в соответствии с рекомендациями научных промысловых советов могло изменять его, – озвучил позицию руководства Александр ОХАНОВ.
Другой не менее важный вопрос, который волновал рыбаков и который непосредственно связан с поручениями президента, касался перечня документов, которые необходимы для получения долей.

- Прежде всего, это документы, подтверждающие, что заявительная компания является российским предприятием без участия иностранного капитала и что она имеет собственный флот. Наша задача – определить лимиты тем предприятиям, которые фактически осваивают их, – прокомментировал вопрос начальник Управления водных биоресурсов.
Говоря о прибрежных квотах, чиновники пояснили, что в соответствии с поручениями президента, вероятно, будет введен принцип, по которому некоторые виды рыб, в частности лососи, перейдут в оперативное управление субъектам федерации. В то же время по некоторым объектам промысла сохранится долевой принцип распределения. Однако полнота распределения квот должна полностью лечь на субъект федерации.

- В правительстве также предлагают выносить на аукцион те проценты долей, которые компании не смогут освоить. Это позволит расширить круг пользователей ВБР. Все-таки для нас стабильность – залог успешной работы компаний, – озвучил позицию комитета Александр ОХАНОВ.

Обсуждая распределение и освоение квот, генеральный директор ООО Рыболовной компании «Гессар» Виктор ВЕНЦЕЛЬ задал правомерный вопрос – что подразумевается под формулировкой «принудительное изъятие квот органом государственной власти»? Какой орган исполнительной власти будет определять, не совершена ли инспектором при проверке судна в море ошибка? По мнению рыбаков, необходимо сохранить прежнюю норму закона – решение об изъятии долей должен принимать суд.

Что касается движения долей, перехода права на добычу ВБР на аукционе, то рыбаки выступили с предложением отработать действенный механизм вторичного оборота долей. Если предприятие в силу каких-либо обстоятельств не может освоить часть своей доли, пусть оно ее продаст, но при этом сохранит за собой право в последующем работать на своих прежних объемах. Ведь рыбалка – это рискованный бизнес. Очень многое зависит от промысловой обстановки, погоды в районах промысла, никто не застрахован и от внезапных поломок и т.д. Промысел может протекать неудачно несколько сезонов подряд. Однако, по мнению рыбаков, недоосвоение по этим причинам не может являться поводом для изъятия части доли и выставления ее на аукцион. На совещании было предложено сохранить исторический принцип наделения лимитами в его прежнем понимании.

Другой актуальный вопрос – каким образом правительство собирается определить морские районы для прибрежного рыболовства? По мнению рыб

Ксения ПИСАРЕВА

  • Обложка номера