Газета «Рыбак Камчатки»

Доктрина одна, мнения — разные

Недавно президент России Дмитрий Медведев своим указом утвердил доктрину продовольственной безопасности России. Её разработчики признают стратегической целью обеспечение населения страны безопасной сельскохозяйственной продукцией, рыбной и иной продукцией из водных биоресурсов и продовольствием.

При этом удельный вес отечественной рыбной продукции на внутреннем рынке, достаточный для обеспечения продовольственной безопасности страны, определён на уровне 80 %.

Для достижения заявленных целей, по мнению разработчиков доктрины, необходимо расширять и более интенсивно использовать потенциал водных биоресурсов и новых технологий их индустриального выращивания. Большое значение придаётся созданию новых технологий глубокой и комплексной переработки сырья, методов хранения и транспортировки сельскохозяйственной и рыбной продукции. На поддержку отечественного производителя будут направлены и меры в области внешнеэкономической политики (в частности, оперативное применение таможенно-тарифного регулирования), а также совершенствование системы поддержки кредитования для обеспечения доступности для большинства товаропроизводителей краткосрочных и инвестиционных кредитов.

Росрыболовство тоже решило стимулировать рыбопереработку путём наделения добытчиков, имеющих свою береговую переработку, дополнительными квотами.

«Рыбак Камчатки» решил выяснить, как относятся ко всему этому камчатские рыбопромышленники.

С.Б. Тарусов, председатель колхоза им. В.И. Ленина:

— Я полностью поддерживаю установленный в размере 80 % уровень удельного веса отечественной рыбопродукции и поддержку кредитования для российских производителей – это всё будет стимулировать рыбопереработку.

Это станет плюсом для всех – с прилавков исчезнет рыбопродукция из норвежских сельди или лосося, что будет экономически выгодно нашим предприятиям, рыбный промысел станет более рентабельным, появится больше рабочих мест. Значит, Дальний Восток будет развиваться, а это жизненно необходимо для всех нас.

С предложением Росрыболовства я согласен при условии, что дополнительные квоты будут даваться на развитие глубокой переработки. Ведь в море есть флот, на котором тоже наши люди работают, и здесь проще, быстрее, эффективней и качественней можно переработать уловы, чем везти их на берег, чтобы выпустить ту же продукцию. Рыбу на берег можно привлечь в том случае, если дополнительными квотами стимулировать добытчиков, имеющих свою береговую обрабатывающую базу, чтобы они развивали более глубокую переработку рыбы.

М.П. Пузырёв, председатель РА «Колхоз «Красный труженик»:

— Я обеими руками «за» те меры, которые могут переломить ситуацию с продовольственной безопасностью нашей страны. Но в одночасье этого не сделаешь. Ведь ещё лет 20 назад началось разрушение сельского хозяйства, тогда же и рыбную отрасль успешно угробили – исчезли мощные рыбокомбинаты (где было консервное производство), обеспечивавшие продовольственную безопасность. Теперь уловы и дорогой, и дешёвой рыбы идут «за бугор» с огромной скоростью. Тот же Китай хорошо скупает рыбу и потом завозит изготовленную из неё продукцию обратно в Россию. И я рад, что наша страна сейчас возьмётся за решение проблем продовольственной безопасности, и с наших прилавков исчезнут заполонившие их импортные продукты.

Что касается предложения Росрыболовства, то здесь есть над чем подумать. У нас ведь хорошую идею могут благополучно угробить. Мы можем распределить дополнительные квоты и кричать: «Ура, мы поддержали отечественного производителя!».

Дополнительные квоты, конечно, никому не помешают. Однако мы выделенные квоты не осваиваем — но не потому, что не хотим. К примеру, государство в лице теруправления и краевого министерства не желает регулировать изъятие квот. Поэтому первые тони на речке выгребают всего лосося, который не доходит до нашего участка. И сколько «Красному труженику» дополнительных квот ни дай, на его экономическом положении это не скажется.

Проблему поддержки отечественного производителя нужно решать комплексно. В том числе регулировать объёмы вылова с помощью флота. Мы способны ловить много, но кому нужна просто рыба? Мы не в силах обработать те объёмы, которые можем выловить. Поэтому приходится сокращать свой флот.

Необходимы не только дополнительные квоты, но и развитие всей инфраструктуры. В том числе – порты на побережье, чтобы туда заходил также и среднетоннажный флот, который мог бы выгрузить уловы и принять рыбопродукцию. Ведь рыбу не только надо выловить и обработать, её надо ещё и вывезти. Сейчас пройдёт несколько штормов подряд – и на побережье окажутся забиты рыбой все холодильники, потому что невозможно будет перегрузить её с берега на суда. В Японии чуть не в каждой деревушке есть свой — пусть маленький, но порт, на который базируются рыбацкие суда, обеспечивающий работой порядка 2 000 человек. А у нас строительства таких портов и в планах не видно. Поэтому я считаю, что простым увеличением квот проблему не решить – к этому вопросу надо подходить комплексно.

С.Ю. Красильников, президент Ассоциации прибрежных рыбопромышленных предприятий Корякии:

— Во-первых, необходимо уяснить, что продовольственная доктрина – это документ не узкоотраслевой, а национального масштаба, который должен быть понятен каждому гражданину. Реализация доктрины направлена на обеспечение физической и экономической доступности качественного и безопасного продовольствия в соответствии с физиологическими нормами.

Недопустимо ставить целью превращение естественных преимуществ России – пахотных земель, климатических условий, водных биоресурсов – в преимущества экономические и геополитические, это не самоцель, как бы того ни хотелось некоторым «государственным людям». Их надо просто грамотно, с умом учиться использовать в государственных масштабах во благо страны,

Что касается удельного веса отечественной рыбной продукции на внутреннем рынке, то важнейшим идеологическим прорывом доктрины является то, что в ней нет ни императивных, ни директивных норм. Государство берёт на себя задачу обеспечить комплекс мер по созданию и поддержанию такой экономики, которая обеспечит продовольственную безопасность и продовольственную независимость страны. Речь идёт об обеспечении возможностей производства пищевых продуктов, отвечающих установленным критериям, но не об установлении барьеров «импорт-экспорт», учитывая предстоящее вхождение России в ВТО.

Один из важнейших вопросов – качество и безопасность пищевых продуктов. В настоящее время вот уже второй год мы тесно работаем с Государственной думой, Федеральным Собранием РФ по разработке технического регламента, касающегося рыбопродукции.

К сожалению, значительная часть усилий уходит на улаживание разногласий в части исключения из проекта технического регламента новых форм контроля над рыбопромышленным производством, затрагивающих технологические процессы, что не предусмотрено действующие законодательством, и бюрократическую сторону (дополнительная документация от производственников, новые формы, по сути, лицензирования и т.п.). Тем не менее, принятие технического регламента станет важным этапом в реализации доктрины.

Унификация требований к качеству отечественной и импортной рыбопродукции – это очень важное заявление. Нельзя считать нормальной ситуацию, когда экспортируемая из России мороженая рыба впоследствии импортируется к нам же в виде филе по той же (а то и ниже) цене, но накачанная полифосфатами. Именно это сейчас и происходит с импортом из стран Юго-Восточной Азии.

Второе. Время от времени появляются самые разнообразные идеи, сводящиеся к одному: как бы нам начать передел квот? Не так давно мы еле отбились от так называемых «квот под киль». Предлагалось наделять рыбопромышленные суда лимитами с момента закладки на стапели, и потребовалось вмешательство на самом высоком уровне, чтобы Объединённая судостроительная корпорация отказалась от действий, ведущих к переделу квот.

Предложение о наделении рыбодобытчиков, имеющих свою береговую переработку, дополнительными квотами противоречит не просто действующему законодательству, а самой идеологии определения долей квот, которое только недавно провели.

По существу, речь во всех этих проектах идёт об одном: изъять часть ресурса из долевого распределения (которое, напомним, определило стабильность и правила на двадцать лет), и в виде нового вида квот наделить некоторые предприятия по некоторым критериям.

Рыбаки страны неоднократно и недвусмысленно высказывались против введения нового вида квотирования.

Максим ТРУШ.