Не ударили в грязь лицомСтали известны итоги выставки «Экспофиш-2011», проходившей в Москве с 25 по 27 мая. Камчатские рыбопромышленные предприятия здесь выглядели достойно. |
ЭФФЕКТ МОГ БЫТЬ ЛУЧШЕ
Выставка стала динамической проекцией состояния рыбной отрасли, отражающей реальное состояние дел, произошедшие изменения, достигнутые результаты, а также направления будущего развития. Здесь были представлены промысел, флот и промвооружение, рыбопереработка, аква- и марикультура, готовая продукция, транспортировка, холодильное оборудование, научные исследования, прогнозы, технологии.
В коллективной экспозиции представлялись 20 предприятий и организаций края: крупный и средний бизнес, океаническое и прибрежное рыболовство, рыбообработка и наука: ОАО «Океанрыбфлот», ОАО «Озерновский РКЗ
№ 55», рыболовецкий колхоз им. В.И. Ленина, ЗАО «Акрос», ЗАО «Камчатимпэкс», ООО «Устькамчатрыба», ООО «Рыбхолкам», ООО «Витязь-Авто», ООО «Тымлатский рыбокомбинат», ООО «СВС», ООО «Инвест-рыба», ООО «Старкам», ЗАО «Энергия», ООО «Жупаново», рыбопромышленная фирма «Ничира», ООО «Лойд-фиш», ООО «Камчатморепродукт», колхоз им. Бекерева, ООО «Фишмастер и К», КамчатНИРО. Такой представительной делегации не смог представить ни один из регионов страны, которые участвовали в выставке. Как говорит заместитель директора Камчатского ЦНТИ Тамара Попович, камчатская объединенная экспозиция привлекала всеобщее внимание и была заслуженно отмечена дипломом за лучшее оформление.
На то, чтобы наш полуостров был достойно представлен на «Экспофиш», рассказала Тамара Попович, было потрачено много времени, сил, денег – такие мероприятия всегда были «дорогим удовольствием». Правда, эффект от выставки оказался далек от желаемого. И «заслуга» в этом ее организаторов – ФГУП «Нацрыбресурс». Она проводилась в павильоне № 38 «Росрыболовство», который расположен где-то в конце Всероссийского выставочного центра. Обычно на такие выставки посетителей возит специальный автобус. В этот раз такого не было, и не все, кто желал бы прийти на выставку, нашли в себе силы преодолеть несколько километров пешком к выставочному павильону. К тому же, первый день выставка принимала ВИП-персон. Среди них был вице-премьер Виктор Зубков, руководитель Росрыболовства Андрей Крайний, глава Роспотребнадзора Геннадий Онищенко. Камчатская экспозиция им понравилась. Это естественно, считает Тамара Попович – камчатцы всегда были на высоте. Других посетителей, которые добрались до выставочного павильона на следующий день, пускали внутрь за 250 руб.
Тем не менее, интерес к камчатской экспозиции был, люди приходили, велись переговоры. В ходе работы выставки коллективный стенд Камчатского края посетило более 50 специалистов из различных регионов России, ближнего и дальнего зарубежья, с которыми обсуждались вопросы транспортных услуг, портового и складского оборудования, морских спасательных средств, строительства промыслового флота, поставки рыбопродукции. Посетители павильона Камчатского края смогли взять с собой буклеты с оригинальными камчатскими рецептами блюд из дикого лосося, постеры (плакаты) видового состава и жизненного цикла дикого лосося Камчатки, фильм «Край дикого лосося», созданные при поддержке Камчатской лиги независимых экспертов.
Посетившая павильон депутат государственной думы Ирина Яровая интересовалась возможностью расширения присутствия готовой продукции Камчатского края в крупнейших розничных сетях Москвы и других крупных городов России и стран СНГ.
Кроме того, членам камчатской делегации удалось собрать материалы отраслевых объединений – участников выставки по наиболее актуальным вопросам развития рыбохозяйственного комплекса России, которые будут применены в реализуемых на Камчатке проектах.
В рамках выставки прошел смотр-конкурс «Современный рыбный продукт» на лучшую продукцию и инновационную разработку. Медалями и дипломами за «Филе минтая без кожи» и «Кальмар-тушка без плавника и кожного покрова» в номинации конкурса «Продукты быстрого приготовления» было удостоено ОАО «Океанрыбфлот».
РЫБА ДОЛЖНА БЫТЬ БЕЗОПАСНОЙ
Круглый стол на тему «Рыбохозяйственный комплекс и продовольственная безопасность России: техническое регулирование, качество и безопасность отечественной рыбной продукции, наполнение внутреннего рынка отечественной рыбной продукции» завершал деловую программу международной рыбохозяйственной выставки «Экспофиш». Его участники рассмотрели проблему обеспечения продовольственной безопасности как физической и экономической доступности рыбопродукции.
Поскольку районы промысла водных биоресурсов удалены от густонаселенных регионов России, одной из главных проблем из года в год остается доставка рыбы потребителю. Претензий у рыбаков к перевозчикам хватает. Представители транспортных организаций попытались разъяснить: что касается главной причины жалоб (железнодорожных тарифов на перевозку рыбы с Дальнего Востока), то компании-собственники рефподвижного состава единогласно заявили об их убыточности. Для выхода на безубыточный уровень цены необходимо повысить минимум в два раза, примерно такими они станут в пик сезона – во время лососевой путины.
При этом перевозчики обратили внимание на стремительное старение парка изотермических вагонов – к 2013 г. от нынешнего количества в строю останется примерно их половина. Чтобы как-то разрулить ситуацию, приходится задействовать вагоны-термосы и составлять ускоренные поезда. Но гарантировать соблюдение температурного режима, предписанного для хранения и транспортировки рыбопродукции, такие вагоны могут лишь зимой. Чтобы восполнить грядущий дефицит рефвагонов и вагонов-термосов требуется порядка 20 млрд. рублей, а значит отрасли не обойтись без поддержки государства.
У рыбаков такая инициатива понимания не встретила. Прозвучало предложение перевозчикам вместе с рыбаками до путины разработать систему тарифов – прозрачную и понятную, которая будет зависеть от плановости вылова, и модернизацией железнодорожных станций.
Тему обеспечения загрузки береговой инфраструктуры продолжили портовики. «Холодильники в портах Приморского края загружены на 100% только три месяца в году – во время лососевой путины. Мы готовы переработать до 1 млн. тонн, только дайте нам эту рыбу», – заявила генеральный директор ООО «Дальрыбпорт» Людмила Талабаева. Пока отправлять филе минтая в Европу через территорию России будет дороже, чем через третьи страны, рыба в российские порты не пойдет, парировал генеральный директор ОАО «НБАМР» Петр Савчук.
Но даже добравшись до прилавков Москвы или Ярославля, рыба не обязательно найдет своего покупателя. Осложняют популяризацию даров моря среди населения слабый ассортимент торговых точек, низкое качество и непривлекательный вид продукции.
Низкое качество поступающей на берег рыбы, особенно в период лососевой путины, отмечали и портовики. По словам Людмилы Талабаевой, при перевозке в трюмах старых транспортных судов сложно, а порой и невозможно поддерживать требуемую по нормативным документам температуру в минус 18 градусов. В результате при погрузке в порту нередко идут партии, охлажденные всего до 9-12 градусов ниже нуля. Прежде чем отправлять такую рыбу дальше, ее приходится домораживать на холодильниках, что в свою очередь ведет к ее удорожанию.
Повысить качество рыбы на российском рынке можно только путем объединения всех заинтересованных сил и в первую очередь – бизнеса и государства, считает председатель Союза переработчиков морепродуктов Юрий Алашеев. Несмотря на многоуровневую систему государственного контроля такие службы как Россельхознадзор, Роспотребнадзор, торгинспекция на практике не в состоянии отслеживать качество выпускаемой рыбопродукции. В такой ситуации основная ответственность ложится на плечи производителей. Поэтому логичным шагом будет создание органа по добровольной сертификации предприятий по аналогии с MSC-сертификацией рыбных промыслов.
Среди других предложений Союза: реорганизация Росрыболовства в минрыбхоз или расширение его полномочий вплоть до розничной торговли, создание единого органа контроля качества рыбопродукции и специального агентства – для информирования населения о полезности морепродуктов, способах определения их качества, системе добровольной сертификации. Главное, что требуется от государства – обеспечить условия для равной конкуренции.