Об обеспечении государственных интересов в сфере использования водных биоресурсов
Президент решил вмешаться.
М. Е. Фрадкову
Осуществленные мероприятия по обеспечению государственных интересов в сфере рационального использования водных биоресурсов не привели к качественному улучшению положения в этой области.
Рассмотрите с участием органов исполнительной власти заинтересованных субъектов Российской Федерации весь комплекс вопросов по реализации государственной политики в отношении рыбохозяйственного комплекса.
При необходимости:
- подготовьте и внесите в установленном порядке в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации дополнения и изменения в Федеральный закон «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов»;
- обеспечьте в максимально сжатые сроки принятие в полном объеме нормативных правовых актов, предусмотренных Федеральным законом «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов»;
- рассмотрите вопрос о включении направления «Развитие аквакультуры» в состав приоритетного национального проекта «Развитие агропромышленного комплекса»;
- разработайте механизмы, стимулирующие поставку водных биологических ресурсов на российские перерабатывающие предприятия, а также создание условий для обновления рыбопромыслового флота.
Примите необходимые организационные решения.
О результатах доложите к 1 марта 2007 г.
В. Путин
Информация о проверке федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти ряда субъектов Российской Федерации по обеспечению государственных интересов в сфере рационального использования водных биоресурсов и аквакультуры
В соответствии с планом работы Контрольным управлением Президента Российской Федерации совместно с аппаратами полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах проведена проверка деятельности федеральных органов исполнительною власти и органов исполнительной власти ряда субъектов Российской Федерации по вышеуказанному вопросу.
Федеральными и региональными органами государственной власть принимаются определенные меры по развитию рыбохозяйственного комплекса. Принят ряд законодательных актов, направленных на рациональное использование водных биологических ресурсов, их воспроизводство и сохранение. Наметились позитивные сдвиги в работе отрасли. В 2005 году добыто 3,2 млн. тонн рыбы и морепродуктов, что на 9,1% выше уровня 2004 года. Произведено 3 млн. тонн товарной пищевой рыбной продукции, 580 млн. условных банок рыбных консервов 59 тыс. тонн рыбной кормовой муки, что превышает показателя предыдущего года на 12,7%, 2,4% и 2,3 % соответственно. Положительная динамика сохраняется и в текущем году. С начала 2006 года водных биологических ресурсов выловлено на 11,8% больше, чем за аналогичный период прошедшего года. Объем их переработки и консервирования увеличился на 6,2 %.
Вместе с тем, как показала проверка, меры, принимаемые федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, не позволили преодолеть кризисную ситуацию, сложившуюся в рыбохозяйственном комплексе.
Система государственного управления рыбохозяйственным комплексом реорганизовывалась за последние 15 лет семь раз. Частые структурные изменения федеральных органов управления рыбной отраслью не только не повысили ее эффективность, а наоборот – негативным образом отразились на состоянии дел. Рыбохозяйственная деятельность до вступления в силу о январе 2005 г. Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» (далее – Закон) регламентировалась нормативными правовыми актами федерального уровня (около 150), зачастую противоречащими друг другу. Из-за отсутствия единой отраслевой политики и скоординированных действий по обеспечению государственных и экономических интересов Российской Федерации не удалось организовать рациональное использование и охрану водных биоресурсов.
Их запасы в исключительной экономический зоне Российской Федерации из года в год сокращаются. Опережающими темпами происходит утрата биомассы наиболее ценных промысловых видов. За последние 4 года объемы общих допустимых уловов (далее – ОДУ) сократились с 3,7 млн. тонн до 3.1 млн. тонн, или на 16% в т.ч. по осетровым – на 29,7 , по сельди – на 1 7,5, по треске – на 13,5 процента.
Практически свернут промысел рыбы и других морепродуктов экономических зонах иностранных государств и открытых район. Мирового океана, где в настоящее время вылавливается лишь около 10 биоресурсов от возможного объема.
Рыбопромысловые мощности страны, позволяющие ежегодно добывать не менее 6 млн. тонн водных биологических ресурсе используются менее чем на две трети. Оборудование перерабатывающих производств загружено не более чем на 50 процентов. Среднедушевое потребление рыбных товаров в стране за последние годы снизилось почти на четверть и составляет немногим более 12 килограммов, что почти наполовину ниже нормы.
Продолжается физическое и моральное старение рыболовного флота. Свыше 60% судов эксплуатируются с превышением нормативных сроков. Их обновление составляет 0,2-0,4% против 4,5-5%, необходимых для простого воспроизводства, что приводит к утрате мощностей и значительным затратам на их восстановление.
Финансово-экономическое положение основной части предприятий и организаций остается неудовлетворительным. Более половины из них являются убыточными. На начало т.г. они имели убытки на общую сумму свыше 1,5 млрд. рублей, а просроченная кредиторская задолженность составляла 4,1 млрд. рублей. Количество рабочих мест в этой сфере только за 2005 год сократилось по сравнению с 2004 годом на 9,1% и составило 76,2 тысячи.
Правительством Российской Федерации неудовлетворительно организована работа по выполнению поручений Президента Российской Федерации, касающихся рационального использовании водных биологических ресурсов и развития рыбохозяйственного комплекса. По 7 из 10 поручений, находящихся в настоящее время на контроле, сроки исполнения неоднократно переносились.
Не выполнено поручение Президента Российской Федерации от 20 мая 2002 г. N Пр-864 (п.4) о разработке комплекса мер, направленных на охрану биоресурсов Каспийского моря, предотвращение браконьерства и незаконного оборота рыбы и рыбопродукции, сроки исполнения которого переносились 8 раз.
Дважды переносились сроки исполнения поручения от 25 июля 2005 г. N Пр-1184 о внесении изменений в Федеральный закон «О животном мире». Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, а также в федеральное законодательство, регулирующее вопросы охраны рыбных ресурсов, касающихся изменения порядка обращения с конфискованными (изъятыми) рыбой и морепродуктами в части их возврата в среду обитания либо, если это невозможно, уничтожения на месте конфискации (изъятия). В результате сохраняются условия для их браконьерского промысла. По экспертным оценкам ФГУП «КаспНИРХ», среднегодовое изъятие осетровых браконьерскими орудиями лова в водоемах Волго-Каспийского региона составляет более 2 тыс. тонн, что почти в 7 раз превышает общедопустимый улов этих видов рыб на 2006 год, а материальный ущерб, нанесенный их запасам, -1 млрд. рублей.
Трижды продлевался срок исполнения поручения Президента Российской Федерации от 5 июля 2004 г. N Пр-1088 об упорядочении вывоза за рубеж рыбного сырья и продукции, производимой из водных биологических ресурсов континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации, в части упрощения таможенного оформления в морских портах России.
Существенной проблемой в развитии рыбохозяйственного комплекса является несовершенство нормативно-правовой базы, позволяющей неоднозначно трактовать и применять нормы законодательства.
Федеральный закон «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», разработка проекта которого была начата еще в 1994 году, вступил в силу лишь в январе 2005 года.
Более того, Правительством Российской Федерации до сих пор не обеспечена разработка механизма реализации Закона. На момент проверки не приняты 7 из 12 нормативных правовых актов, определенных Законом, Минсельхозом России – 11 из 17 таких актов. Не решены вопросы развития прибрежного рыболовства, призванного обеспечить береговые перерабатывающие предприятия водными биоресурсами о живом и охлажденном виде, рыбохозяйственной науки, оптимизации доступа российских пользователей к водным биологическим ресурсам на долгосрочной основе, обеспечения соответствия добывающих мощностей рыбопромыслового флота и исключительной экономической зоне Российской Федерации объемам запасов биоресурсов и ряд других, требующих безотлагательного правового регулирования.
Внесенные Федеральным законом от 15 июня 2006 г. N 89-ФЗ изменения в федеральное законодательство, которыми российским рыбопромысловым судам предоставлено право неоднократно пересекать государственную границу без прохождения пограничного, таможенного иных видов контроля на основании разрешения пограничных органов, исполняются. Правительством Российской Федерации до настоящего времени не определен порядок получения разрешения на неоднократное пересечение государственной границы, пространственные и времени пределы действия разрешения, а также порядок осуществления контроля отношении российских рыбопромысловых судов.
Негативное влияние на эффективность государственного управления отраслью оказала неоправданно затянувшаяся административная реформа. Росрыболовством на момент проверки не назначены начальники 11 из 27 федеральных государственных учреждений – бассейновых управлений по сохранению, воспроизводству водных биологических ресурсов организации рыболовства. Не до конца урегулирован вопрос прекращении дублирования функций Россельхознадзора подведомственными учреждениями Росрыболовства, что ведет к установлению бюрократических барьеров для хозяйствующих субъектов.
В связи с расширением полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерацией им переданы функции по охране и рациональному использованию отдельных видов йодных биологических ресурсов. Однако указанные полномочия определены на виды биоресурсов, а не на водоемы в которых обитают гидробионты, отнесенные как к федеральному, так и к региональному ведению, что приводит к дублированию функций. Не проведены работы по составлению кадастра этих водоемов. Не разработана методика расчета субвенций из федерального бюджета на исполнение названных полномочий.
Кроме того, несмотря на поручение Президента Российской Федерации от 30 июня 2006 г. N Пр-1103, от Правительства Российской Федерации не поступили предложения по прекращению дублирования Россельхознадзором и ФСБ России функций контроля и надзора в сфере охраны морских биологических ресурсов за пределами внутренних вод Российской Федерации.
Федеральными органами исполнительной власти не в полной мере решаются задачи, определенные Концепцией развития рыбного хозяйства Российской Федерации на период до 2020 год.
Минсельхозом России, Росрыболовством, другими федеральных органами исполнительной власти не приняты необходимые меры по реализации подпрограммы «Водные биологические ресурсы и аквакультура» федеральной целевой программы «Экология и природные ресурсы России (2002-2010 годы)».
За 2003-2005 годы на реализацию мероприятий по строительству реконструкции объектов для воспроизводства рыбных запасов 6ыло направлено только 76 млн. рублей, или менее 4% от предусмотренного объема, на строительство рыболовного флота для государственных нужд 330,2 млн. рублей, или только пятая часть. Несмотря на то, что поставленные цели не были достигнуты, Правительство Российской Федерации распоряжением от 17 ноября 2005 г. N 1952-р приняло решение о завершении указанной программы.
Неудовлетворительно финансируются мероприятия федеральной целевой программы «Экономическое и социальное развитие Дальней Востока и Забайкалья на 1996-2005 годы и до 2010 года», направленные на развитие рыбохозяйственного комплекса. На их реализацию в 2003-2005 годах было выделено 108,3 млн. рублей, или 12,5% от предусмотренного, в том числе из федерального бюджета -1,9 млн. рублей, или 4,1 процента.
Менее чем наполовину загружены береговые перерабатывающие мощности. В Мурманской области они используются лишь на 10%, в Приморском крае – на 30 процентов.
Органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации не выполняются требования Закона в части составления перечня и ведения реестра рыбопромысловых участков для прибрежного рыболовства. Для разработки полного перечня рыбопромысловых участков только Мурманской области необходимо 7,5 млн. рублей. Законом о бюджете Мурманской области на 2006 год данная статья затрат не предусмотрена, так как пунктом 4 ст. 18 Закона органам исполнительной власти предписано лишь утверждать указанный перечень, при этом источники финансирования его разработки не определены.
Минсельхозом России, Росрыболовством, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации неудовлетворительно осуществляются распределение и контроль за добычей водных биологических ресурсов.
Чрезмерная концентрация прав по управлению промыслом водных биоресурсов на федеральном уровне не способствует их рациональному использованию. Росрыболовством со значительной задержкой издаются приказы о начале работ по вылову родных биоресурсов для научных целей и утверждаются планы-графики проведения морских экспедиций для определения общих допустимых уловов водных биологических ресурсов по районам и объектам промысла. В 2004 году приказ Росрыболовства был издан 2 июля, в 2005 году – 3 февраля, планы-графики проведения экспедиции были утверждены соответственно сентябре и в мае.
В результате почти каждая четвертая запланированная экспедиция не была проведена, что повлекло за собой снижение качества научных исследований, в том числе касающихся достоверности оценок запасов объемов изъятия водных биологических ресурсов. В 2004 году ФГУ «СахНИРО» не была выполнена Третья комплексная Охотоморская экспедиция и ряд других плановых исследовательских работ. В результате были снижены прогнозируемые объемы общих допустимых уловов по кукумарии японской на 3 тыс. т, мойве – на 2,4 тыс. т, морскому ежу серому – на 2,3 тыс. т. По этим же причинам в 2004-2006 годах ФГУП «КамчатНИРО» фактически были сорваны важнейшие исследования по минтаю и черному палтусу.
На проведение ресурсных исследований ежегодно требуется около 3 млрд. рублей. Из федерального бюджета выделяется около 800 млн. рублей, оставшаяся часть затрат лишь частично покрывается за счет реализации водных биологических ресурсов, выловленных по научным квотам. За 2004-2005 годы на эти цели квоты выделены объеме 292 тыс. тонн на сумму более 5 млрд. рублей, контроль за реализацией которых должным образом не осуществлялся.
Фактическое освоение научных квот не превышает 60%. При этом они ориентированы преимущественно на изучение высоколиквидных объектов с изъятием их из среды обитания (икряной минтай, палтус сельдь, краб, креветка, морской гребешок и др.), а коммерчески неперспективные виды остаются малоизученными.
Росрыболовством не обеспечивается полноценный контроль за получением и расходованием средств, выделяемых на проведение морских ресурсных исследований. Не в полной мере используются резервы для увеличения финансовой отдачи при освоении научных квот вылова морских биоресурсов. Не до конца нормативно урегулированы вопросы ценообразования, взаиморасчетов, порядка использования получаемых при биоресурсных исследованиях средств. Отсутствует нормативный акт, определяющий методику расчета цен на водные биологические ресурсы, выловленные при проведении научно-исследовательских работ, вследствие чего институты ежегодно определяют цены по самостоятельно разработанным временным методикам.
В 2005 году подведомственными НИИ в научных целях было выловлено 33,8 тыс. тонн биоресурсов, доходы от их продажи составь 2146,5 млн. рублей. При этом средневзвешенная цена их реализации колебалась от 3,59 рубля (ФГУП «АзНИРХ») до 174,30 рубля (ФГУП «ПИНРО»). Выловленные биоресурсы зачастую реализовывались заниженным ценам, в отдельных случаях оплата услуг судовладельцем посредников завышалась. ФГУП «КамчатНИРО» в 2005 году бы реализовало 96,1 тонны краба камчатского и 22,9 тонны конечностей варено-мороженного краба синего по цене 102 рубля за килограмм по сложившейся минимальной оптовой цене 350-400 рублей, а 4,8 тыс. тонн рыбы лососевых пород (нерка, кета, горбуша, кижуч}- по цене от 4до 7 рублей при оптовой цене 25-96 рублей. ФГУП «ТИНРО-Центр» ревизовало 1 тыс. тонн сайры по цене 3,7 рубля за килограмм при действовавших рыночных оптовых ценах от 14 до 30 рублей.
Не принимается необходимых мер и по обновлению научно-исследовательского флота, предназначенного для проведения ресурсных исследований во внутренних морских водах, территориальном море исключительной экономической зоне Российской Федерации. В ведении государственных научно-исследовательских институтов, подведомственных Росрыболовству, находится 30 таких судов. При списании с учетом нормативного срока службы к 2010 году их останется 21 единица, а 2020 году – всего 8.
Отсутствие полноценного финансирования научных исследований приводит к тому, что прогнозные объемы общедопустимых уловов рассчитываются исходя из имеющихся тенденций и с учетом недоосвоения: квот на добычу биоресурсов.
В условиях дефицита финансовых средств снижается достоверность определения общих допустимых уловов. При этом они устанавливаются для всех 250 добываемых видов водных биологических ресурсов. Для сравнения, Норвегия определяет такие уловы на 10 объектов, Япония – на 12.
Отсутствие дифференцированного подхода при взимании сбора за пользование водными биоресурсами приводит к освоению только высокорентабельных, востребованных рынком объектов промысла (минтай, треска, палтусы, лососи, крабы, креветки, морские ежи). С учетом больших объемов браконьерского лова оценки ОДУ в ряде случаев существенно занижены. Для более точной оценки состояния этих запасов необходимо использование в ресурсных исследованиях современных научно-исследовательских судов, информационных и методических технологий, что в настоящее время сдерживается из-за ограниченности бюджетного финансирования и недостаточного ресурсного обеспечения проводимых исследований.
Кроме того, сложность и многоступенчатость процедуры согласовании объемов общедопустимых уловов, включая получение заключений экологической экспертизы, приводит к поздним срокам их утверждения Минсельхозом России и издания приказов Росрыболовства об объемах квот на вылов водных биологических ресурсов на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации. Для Дальневосточного бассейна квоты на 2004 год были утверждены только 9 января, на 2005 и 2006 годы – соответственно 20 и 19 декабря предшествующих лет. С учетом времени, необходимого для поступления изданных приказов в субъекты Российской Федерации, выписки территориальными органами Россельхознадзора разрешительных билетов на вылов биоресурсов и доставки подлинников билетов на рыболовные суда, находящиеся в районе промысла, часть из них не имела возможности приступить к лову в первых числах года. При этом ежесуточный простой одного большого морозильного траулера, находящегося в автономном режиме плавания о районе промысла, составляет более 15 тыс. долларов США. По этой причине в 2006 году потери рыболовных судов «Мильково» и «Мыс Орлова», работающих по квотам Сахалинской области, составили 1,6 млн. рублей и 2,5 млн. рублей соответственно.
Аналогичная ситуация складывается и при утверждении дополнительных объемов общедопустимых уловов. В 2004 году квоты по таким объемам на вылов сайры в Южно-Курильской зоне объеме 33,3 тыс. тонн для рыбаков Приморского края были утверждены Росрыболовством лишь 23 ноября, то есть после окончании ее промысла. В результате в бюджетную систему не поступило более 6,7 млн. рублей. В 2005 году, несмотря на обращения губернатора Приморского края в адрес Правительства Российской Федерации и Минсельхоза России с просьбой о корректировке общедопустимых уловов сайры, приказ Росрыболовства так и не был издан.
При скоротечной лососевой путине существующая система утверждения дополнительных лимитов вылова лососей (по принципу утверждения первоначального проекта ОДУ), показала свою несостоятельность. Например, в 2004 году распоряжение Правительства Российской Федерации N 1407-р об увеличении ОДУ тихоокеанских лососей для Камчатской области было принято лишь 4 ноября, когда лососевая путина уже закончилась. Из-за неосвоения дополнительно утвержденного объема вылова кеты и нерки в бюджетную систему не поступило в виде платы за биоресурсы 48,5 млн. рублей. В 2005 году из-за двухнедельной задержки утверждения дополнительного объема вылова нерки рыбаки Камчатской области смогли поймать 275 тонн вместо рекомендованных 4 тыс. тонн. Потери составили десятки миллионов рублей.
Препятствует эффективному промыслу лососевых видов рыб существующая разница в ставках налоговых сборов при их промысле море и во внутренних водоемах. Предусмотренные ст. 333 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые сборы на морскую нерку в 4 раза превышают налоговые сборы за речную нерку, у морского и речного гольца – в 6 раз, у морской и речной горбуши – в 175 раз.
В 2004 году морские ставные невода на западной Камчатке был уничтожены штормом. На урегулирование разницы в цене при переоформлении налоговых сборов, без которых рыболовный билет на вылов рыбы не выписывается, потребовалось 3-4 дня. При скоротечности лососевой путины это обернулось потерями сотен и даже тысяч тонн уловов.
Искусственное выделение из промышленных квот прибрежных квот на добычу биоресурсов и ограничение районов добычи 12-мильной зоной привели к значительному их недоосвоению. В 2004 году общий объем квот был освоен на 66,5%, в том числе для прибрежного рыболовства – на 35,5%, в 2005 году – 67,8% и 41,2% соответственно. В Приморском крае счет прибрежных квот в 2004 году было добыто 20,3 тыс. тонн водных биоресурсов, а в 2005 году – только 12 тыс. тонн.
Дефицит рыбопродукции приводит к недозагрузке прибрежных рыбоперерабатывающих предприятий, потере рабочих мест и, как следствие, к сокращению объемов ее реализации, росту цены на выпускаемую рыбную продукцию и ее неконкурентоспособности на рынке.
Минсельхозом России до настоящего времени не выполнены требования Закона в части разработки порядка изъятия долей закрепленных договорами в общих объемах квот на вылов водных биологических ресурсов. В результате определенное количество запасом водных биологических ресурсов не осваивается. В частности, по прибрежному рыболовству, по предварительным оценкам, не осваивается от 10 до 20% квот. Отсутствие порядка изъятия долей не позволяет достичь основной цели прибрежного рыболовства – стимулирования развития береговой рыбоперерабатывающей промышленности. В то же время это способствует формированию теневого рынка долей и квот на вылов водных биоресурсов. Рыбопромысловые предприятия, не осваивая квоты на вылов ресурсов, фактически передают их другим хозяйствующим субъектам путем заключения хозяйственных договоров о совместной деятельности. Порядок заключения и регистрации договоров о переходе одного лица к другому доли в общем объеме квот добычи ВБР для осуществления промышленного рыболовства утвержден Минсельхозом России только в июне т.г.
Рациональному использованию осетрового стада и его эффектней охране от истребления препятствует нерешенная проблема правового статуса в Каспийском море. За 1993-2005 годы общие фактические уловы осетровых сократились почти в 10 раз – с 7 тыс. тонн до 0,77 тыс. тонн, при этом уловы российских рыбаков – с 4 тыс. тонн до 156 тонн, или в 25,7 раза. Доля Российской Федерации в общих допустимых уловах Каспийском море уменьшилась с 51,1% до 24,7%, а доли остальных государств увеличились, в том числе Ирана – с 19,5 до 47,9%. В то же время российская сторона вносит наибольший вклад в воспроизводство осетрового стада. Только за 2002-2004 годы отечественными осетровыми рыбоводными заводами выпущено в Каспийское море 153,2 млн. шт. молоди, в то время как остальными прикаспийскими государствами 127,7 млн. штук.
Кроме того, на значительное сокращение стада влияет неконтролируемый браконьерский промысел осетровых видов рыб, оборот продукции из которых, включая икру, легализуется через конфискат. При этом Правительством Российской Федерации не приняты действенные меры, направленные на рациональное использование осетровых видов рыб, а также меры государственного регулирования оборота продукции из них, включая икру.
Правительством Российской Федерации не уделяется должного внимания созданию благоприятных условий для обновления рыбопромыслового флота. В настоящее время его численность составляет 2840 судов, из которых используются лишь 1536, или 54%, 1 том числе 412 – со сверхнормативными сроками эксплуатации, что в 5,6 раза больше, чем в 1991 году. Отсутствие финансовой возможности для строительства новых судов на российских судостроительных предприятиях вынуждает судовладельцев покупать бывшие к эксплуатации зарубежные, не приспособленные к работе в удаленных районах промысла. За последние 10 лет приобретено 546 таких судов, половина из которых имеют возраст 15 и более лет. Кроме того, произошло изменение структуры флота в сторону увеличения численности средних и малых добывающих судов, что в 1,7 раза уменьшило производственный потенциал отрасли по сравнению с 1991 годом. Это привело к концентрации флота в исключительной экономической зоне России, где добывается до 80% общероссийских объемов вылова.
При недостатке средств на строительство новых судов и ряде случаев вновь построенные используются государственными предприятиях подведомственными Росрыболовству, неэффективно. Эксплуатация трех рыболовецких судов общей стоимостью 12,5 млн. долларов США, построенных Украиной в счет погашения долга перед Россией, не только не приносит прибыли, а влечет за собой прямые убытки. В 2002 году суда были закреплены на праве хозяйственного ведения за ФГУП «Национальные рыбные ресурсы». В ноябре того же года два из них вместе с квотами в объеме 4,7 тыс. тонн были переданы ООО «НПП «Мосресурспроект». Из-за отсутствия контроля за использованием судов убытки предприятия составили 58,1 млн. рублей.
Третье судно, зарегистрированное как научно-исследовательское, и договору передано в пользование ФГУП «Камчатский научно-исследовательский институт рыбного хозяйства и океанографии». Однако Росрыболовство не обеспечило его ресурсами, необходимыми для ремонта и эксплуатации в научно-исследовательских целях. В то же время затраты предприятия на содержание этого судна с 1 августа 2002 г. по 1 апреля т. г составили более 8,7 млн. рублей. Кроме того, в настоящее время оно требует ремонта, так как значительная часть судового оборудования была похищена.
В рыбохозяйственный комплекс России входят 16 морских рыбных портов и 38 портопунктов, из которых 5 (Мурманский, Калининградский, Невельский, Охотский и Таганрогский) находятся в федеральной собственности, 1 (Астраханской) – в муниципальном подчинении, а 10 портов были приватизированы в начале 90-х годов и арендуют причалы и другие гидротехнические сооружения у государственных администраций портов.
Росрыболовство не организовало в полной мере производственную деятельность в морских рыбных портах, находящихся в ведении агентства. Они нередко работают как обычные стивидоры, осуществляя перевалку других грузов, а обслуживание и обработка рыбопромысловых судов занимают в их деятельности ограниченные объемы. В 2003 году ими было обработано около 722,1 тыс. тонн рыбной продукции, что составило 29,4% общего грузооборота, а в 2005 году – соответственно 565,9 тыс. тонн и 14,6 процента.
Удельный вес обработанных рыбных грузов в общем грузообороте за указанный период сократился в ФГУП «Мурманский морской рыбный порт» с 30,4% до 10,5%, ФГУП «Охотский морской рыбный порт» – с 0,5% до 0,2 процента. ФГУП «Невельский морской рыбный порт» в Сахалинской области мощностью 640 тыс. тонн в 2005 году прекратил осуществлять обработку грузов, на нем введено конкурсное производство
В Сахалинской области на протяжении последних трех лет Холмский морской рыбный порт работает как база перевалки и накопления грузов для строительства газопровода в рамках реализации Соглашения разделе продукции «Сахалин-2».
Не принимается действенных мер по предотвращению браконьерского промысла и незаконного вывоза добытых в исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе Российской Федерации биоресурсов за рубеж. По оценкам российских и зарубежных экспертов, их ежегодный неучтенный вывоз из России оценивается в сумме 1-2 млрд. долларов США, в том числе в Японию 0,7-0,9 млрд. долларов США. По ряду видов объемы вылова и экспорта только в Японию значительно превышают общедопустимые уловы. Из Дальневосточного бассейна в 2005 году было экспортировано 37,8 тыс. тонн краба камчатского при допустимых уловах 2,2 тыс. тонн и отчетном годовом вылове 1,3 тыс. тонн. По крабу-стригуну эти показатели составляли соответственно 47,2 тыс. тонн, 39,0 тыс. тони и 21,3 тыс. тонн, по нерке – 24,8 тыс. тонн, 25,6 тыс. тонн и 19,9 тыс. тонн.
Законодательство Российской Федерации не предусматривает действенных мер по борьбе с браконьерством. В отношении капитанов судов, совершивших преступления, судебные органы ограничиваются наложением штрафов либо лишением свободы условно с минимальным испытательным сроком. В ряде случаев судьями не учитывается общественная опасность содеянного и размер причиненного ущерба. Применение дополнительного наказания в виде лишения права занимать должность капитана используется в единичных случаях. Рассчитывая на фактическую безнаказанность, ряд капитанов судов, находясь под следствием, продолжает заниматься преступным промыслом морских биоресурсов. Так, 29 июля 2005 г. Сахалинской природоохранной межрайонной прокуратурой было возбуждено уголовное дело в отношении капитана рыболовного сейнера «Восточный» Муштакова по факту незаконной добычи 3620 особей краба. Находясь под подпиской о невыезде, на вверенном ему судне он 6 сентября 2005 г. повторно совершил аналогичное преступление, добыв 1405 особей. За первое преступление он был осужден к штрафу в размере 150 тыс. рублей, за второе – к штрафу в таком же размере с лишением права занимать должность капитана сроком на 1 годи к году лишения свободы условно с испытательным сроком 8 месяцев.
В Камчатской области в январе 2005 г. возбуждено уголовное дело в отношении капитана СРТМК «Кривая коса» Довженко за незаконный промысел краба в исключительной экономической зоне Российской Федерации. По данному уголовному делу изъято 10,5 тонны мяса краба, 5.2 тонны конечностей краба, наложен арест на судно. В июле 2005 г. Довженко осужден на 2 года условно, а штраф составил всего 100 тыс. рублей.
Имеют место многочисленные случаи, когда сотрудники государственных контролирующих органов, на которых возложены функции по охране водных биологических ресурсов, сами занимаются незаконным их выловом. В 2004 году органами прокуратуры Астраханской области возбуждено 7 уголовных дел в отношения должностных лиц правоохранительных и государственных контролирующих органов, в 2005 году выявлено 34 таких преступления, в текущем году – 24.
Сотрудник ОВД Володарского района Астраханской области Калашников совместно с гражданами З.Кенжигаряевым и Х.Кежегаряевым незаконно добыли 254 кг рыбы осетровых видов, сотрудники ГИБДД УВД Астраханской области Потанов и Черников – 689 кг, сотрудник управления по борьбе с правонарушениями в сфере оборота водных биоресурсов УВД Астраханской области Котельников – 64 кг.
Имеют место факты халатности, допущенные должностными лицами органов пограничной охраны. В Приморском крае в ходе расследования уголовного дела с судна СДС «Меркурий» пропала незаконно добытая продукция (около 4 тонн живого краба). В результате несоблюдения условий хранения на борту СРТМ-К «Ясное» погибло около 8 тонн. незаконно добытого краба. В ходе следования судна «Аянка» с места задержания в порт Владивосток исчезло около 6 тонн живого краба. Должностные лица органов пограничной охраны по указанным фактам привлечены лишь к дисциплинарной ответственности.
Проверка показала, что не соблюдаются государственные интересы при реализации конфискованных водных биоресурсов. Действующий механизм их хранения, оценки и реализации не предусматривает ответственности за потерю качества указанной продукции и ее реализацию по ценам ниже рыночных.
Снижение объемов средств, поступающих в бюджет, происходит в том числе за счет увеличения затрат на длительное хранение незаконно добытых биоресурсов. В Приморском крае трепанг весом более 800 кг, изъятый органами внутренних дел в декабре 2003 г., был передан на реализацию федерального имущества (далее – Фонд) только спустя год. Затраты хранение составили 65 тыс. рублей.
В Сахалинской области не соблюдаются условия хранения изъятой продукции со стороны организаций – хранителей. В августе 2005 г. было утилизировано почти 6 тонн варено-мороженного краба в связи многократными циклами его замораживания и размораживания. Потери федерального бюджета составили около 200 тыс. рублей.
Таможенными органами в Приморском крае крае в мае 2005 г. изъято более 1 тонны сушеного трепанга на сумму почти 4 млн. рублей. результате несоблюдения хранителем – ООО «Кесс», являющимся поверенным Фонда, режима хранения биоресурсы практически утратил свои потребительские качества и в дальнейшем были проданы по цене 10 раз ниже рыночной.
В Камчатской области в сентябре того же года отделением Фонда реализовано 19,6 тонны варено-мороженного краба на сумму 2,8 млн. рублей в среднем по цепе 135 рублей за 1 кг, что более чем в 4 раза ниже рыночной, а в январе т.г. – 1,5 тонны по цене 106 рублей за 1 кг. В августе-сентябре 2005 г. продано более 17 тонн лососевой икры по цене 100 рублей за 1 кг, или в 6-8 раз дешевле.
Правительством Российской Федерации не выработана государственная политика, направленная на развитие аквакультуры в пресных водоемах и морской прибрежной зоне, несмотря на то, что в настоящее время аквакультура является одним из самых быстроразвивающихся секторов мировой экономики, обеспечивающим более трети мирового потребления рыбы и морепродуктов.
Объемы производства аквакультурной продукции в России значительно уступают потенциальным возможностям, в результате чего по этому показателю Российская Федерация занимает 24-е место в мире среди стран, занимающихся культивированием и товарным выращиванием водных биоресурсов. В целом по стране производство биоресурсов в условиях искусственного разведения составляет только около 100 тыс. тонн в год, или менее 3% от объемов уловов, тогда как в мировой практике из 146 млн. тонн общего вылова всех водных видов организмов на аквакультуру приходится более 50 млн. тонн, или около 35 процентов.
Сложившаяся ситуация в первую очередь обусловлена традиционной инвестиционной политикой отрасли (приоритетное развитие промысла и перерабатывающих предприятий). Развитие аквакультуры сдерживается отсутствием соответствующей законодательно-правовой базы, предусматривающей правила пользования водоемами, льготную налоговую и инвестиционную политику, надежду систему страхования рисков.
Многие действующие ведомственные акты, принятые во времена плановой экономики, в условиях рыночной экономики содержат большое количество пробелов и неопределенностей, что способствует проявлению чиновничьего беспредела и приводит к значительным финансовым издержкам в рыбоводных хозяйствах.
Правовая неурегулированность отношений, связанных с объектах аквакультуры, серьезно сказывается на ее развитии, а главное – на формировании фермерского рыбоводства.
В принятых за последнее время документах, определяющих стратегию агропромышленного развития России (Концепц&