Защита морей от нефти требует объединить усилия
Аляскинским рыбакам потребовалось более 10 лет, чтобы добиться запрета на добычу нефти в Бристольском заливе. Перед их коллегами из России и Норвегии сегодня стоят сходные проблемы.
В ходе телемоста, связавшего два континента, камчатские журналисты задали вопросы о запрете добычи нефти в Бристольском заливе координаторам WWF и рыбакам Аляски. С американской стороны в мероприятии участвовали: Маргарет Уильямс, руководитель Аляскинского полевого офиса WWF; Дэн Стриклэнд, рыбак, представитель Аляскинского Совета по охране морских ресурсов; Альфред Кук, старший сотрудник по вопросам сохранения рыбных ресурсов Аляскинского полевого офиса WWF. С российской стороны присутствовали Анатолий Дейкштейн, координатор морской программы Камчатского/Берингийского экорегионального отделения WWF и Константин Згуровский, координатор морской программы WWF России.
«Нам удалось убедить администрацию президента США Барака Обамы запретить добычу нефти в Бристольском заливе на ближайшие 7 лет, – сообщила Маргарет Уильямс, – теперь мы планируем работать в направлении перманентной защиты этой территории, то есть запрета добычи нефти в Бристольском заливе навсегда».
По словам американских специалистов, в настоящее время экологическими организациями Аляски разработан законопроект. В ближайшее время они намерены предложить его на рассмотрение и дальнейшую доработку в Конгресс США. В соответствие с документом Бристольский залив должен быть объявлен зоной с особым статусом природопользования, пояснили РИА Fishnews.ru в пресс-службе WWF России.
Отвечая на вопрос о том, как долго представителям рыбаков на Аляске пришлось добиваться принятия такого решения, Дэн Стриклэнд рассказал, что за запрет нефтедобычи аляскинские рыбаки боролись с 1995 г. «В начале 90-х такое решение было принято, но потом президент США Джордж Буш отменил его, и нам пришлось все начинать заново».
На обоих континентах за сохранение биоресурсов шельфов выступают общественные организации и представители коренных народов. Но на Камчатке в процессе практически не принимают участие рыбопромышленники, те, кто в первую очередь пострадает от нефтедобычи. Тогда как на Аляске именно рыбаки являлись инициаторами запрета добычи углеводородов на континентальном шельфе.
«Проблемы, связанные с экспансией нефтяных компаний на шельфе существуют на Аляске, в Баренцевом море у Лофотенских островов (Норвегия), где собираются бурить нефть в местах размножения трески, на Западной Камчатке, в основном районе промысла минтая, краба и лосося, – сказал в завершении телефонного моста Константин Згуровский, координатор морской программы WWF России, – поэтому, рыбакам и общественным организациям Норвегии, России и США надо объединить усилия и добиться, чтобы ценные для воспроизводства водных биоресурсов были защищены от опасности загрязнения, связанной с добычей минерального сырья на шельфе».
РИА Fishnews.ru