Российские проекты стремятся на верфи
ОАО «ЦТСС» сообщило о ходе разработки концептуальных проектов рыбопромысловых судов в рамках ФЦП. Участникам форума Морская индустрия России был представлен проект многофункционального большого морозильного рыболовного траулера.
Как рассказал участникам круглого стола «Морские промысловые суда для российских заказчиков» заместитель генерального директора ОАО «Центр технологии судостроения и судоремонта», директор КБ «Восток» Леонид Горбов, конструкторское бюро, вошедшее в холдинг 12 лет назад, уже второй год работает в рамках федеральной целевой программы и совместно с соисполнителями выдало ряд проектов по основным типам рыбодобывающих судов.
Суть программы «Промысел-2» предусматривает разработку в рамках ФЦП концептуальных проектов рыбодобывающих судов нового поколения для Дальневосточного и Северного бассейнов. Первым результатом трехлетней программы стала разработка в 2009 г. концептуального проекта многофункционального большого морозильного рыболовного траулера, получившего номер 11480. А также разработка концептуального проекта среднего морозильного траулера проекта 13728.
В ходе работы был выполнен анализ современных технологических, технических, экономических характеристик зарубежных аналогов и образцов отечественного судостроения прошлых лет; разработаны модели эксплуатации этих судов по различным видам и объектам промысла и т.д. К работе привлекались ведущие научно-исследовательские, проектные, конструкторские организации и др.
Как сообщает корреспондент РИА Fishnews.ru, выбор в качестве центрального проекта именно многофункционального БМРТ не случаен. По словам представителя ЦТСС, главным объектом добычи для российских рыбаков остается минтай и, соответственно, основным районом промысла – Дальневосточный рыбохозяйственный бассейн. Поэтому проект судна был разработан с учетом пожеланий, прежде всего, рыбаков Дальнего Востока. Создание универсального судна, которое одинаково эффективно работало бы на всех промысловых бассейнах, не представляется возможным в первую очередь исходя из практических соображений эксплуатации, утверждают разработчики.
Одним из определяющих требований к создаваемому проекту является условие строительства будущего судна на российских верфях и, прежде всего, на стапелях дальневосточных заводов. Это, в частности, повлияло на величины главных размерений – ширина траулера составила 19 метров, длина и высота борта до верхней палубы – 130,5 и 13,6 метров соответственно.
Перечень продуктов, выпускаемых на траулере, достаточно широк и обеспечивается пожеланиями конкретного заказчика и техническими возможностями рыбного цеха, размещенного на борту судна (в данном проекте предусмотрена установка оборудования фирмы BAADER). Производственные мощности технологического оборудования обеспечивают вылов до 330 тонн рыбы и заморозку до 200 тонн продукции в сутки. Рыбомучная установка перерабатывает до 120 тонн сырья в сутки.
Все это влечет за собой и необходимость увеличения численности экипажа на борту, три четверти из которых, как правило, заняты на рыбопереработке. Концептуальный проект многофункционального большого морозильного рыболовного траулера предусматривает все необходимые бытовые и производственные условия для размещения на судне 125 человек. «В данном случае мы стремились максимально реализовать пожелания наших основных заказчиков – рыбаков-дальневосточников. Поэтому в сравнении, к примеру, с современными норвежскими траулерами наше судно менее быстроходно, зато обладает несравнимо более весомыми характеристиками в плане автономности, поскольку подразумевает работу на экспедиционном промысле», – уточнил Леонид Горбов.
Так, при работе судна в экспедиции продолжительность рейса может составлять 120 суток при условии снятия продукции, обеспечения топливом и провизией транспортными рефрижераторами-снабженцами. При этом автономность судна по провизии и топливу составляет не менее 100 суток; по пресной воде – не менее 5 суток с последующим пополнением запасов от опреснительной установки. По смазочному маслу – 120 суток, без пополнения на промысле. Скорость свободного хода судна при осадке по летнюю грузовую марку – не менее 15 узлов.
Проработаны и просчитаны различные рейсовые модели эксплуатации. «Мы изначально задались целью, чтобы наши траулеры не становились судами трехмесячной эксплуатации на период минтаевой путины, а максимально использовались в течение всего года», – отметил директор КБ «Восток».
В своем докладе Леонид Горбов указал также и на факторы, не относящиеся к проектной деятельности центра, но напрямую влияющие на реализацию разрабатываемых проектов на практике. «Тормозит начало строительства рыбодобывающих судов выработка устойчивой финансовой системы, которая позволяла бы, с одной стороны, привлечь помощь государства, с другой – рыбакам получать суда, уже готовые к производству, а не на стадии закладки или проекта. Проще говоря, как и автолюбитель в автосалоне, рыбак должен иметь возможность прийти и выбрать то судно, которое сможет эксплуатировать уже завтра и получать от этого реальную прибыль, не ожидая в течение нескольких лет завершения его строительства», – уверен он.
«За последние полгода произошли определенные подвижки в этой области, приняты государственные решения, которые направлены на стимулирование этой деятельности. И, по всей видимости, у нас есть повод рассчитывать на то, что, по крайней мере, пилотные, головные проекты создаваемых судов промыслового флота будут строиться за государственный счет на российских предприятиях. В дальнейшем завод-строитель будет передавать уже готовый продукт в лизинг рыбакам, которые, в свою очередь, смогут рассчитываться за приобретение из доходов, получаемых от выручки добываемых водных биоресурсов. Это, на мой взгляд, оптимальная схема, и мы через все возможные органы федеральной власти активно продвигаем данные предложения и, думаю, окончательное решение будет принято уже по результатам текущего года», – подытожил Леонид Горбов.
РИА Fishnews.ru