Регионы договорятся о промысловом пространстве
К 27 мая представители дальневосточных регионов примут консолидированное решение по вопросам, связанным с разграничением промышленного и прибрежного видов рыболовства.
Расширение районов промышленного и прибрежного промыслов, создание единого промыслового пространства стали одной из наиболее «горячих» тем Всероссийского совещания рыбаков, состоявшегося во Владивостоке 19 мая. Как сообщает корреспондент РИА Fishnews.ru, возможность высказать свою точку зрения получили участники из разных субъектов Федерации.
Заместитель председателя правительства Сахалинской области Сергей Карепкин напомнил о том, что на сегодняшний день районы исключительной экономзоны РФ, в которых допускается осуществление прибрежного рыболовства, не определены только для дальневосточных морей. При этом, считает представитель островного региона, проект постановления Правительств РФ, разрешающий прибрежный промысел на континентальном шельфе и в ИЭЗ РФ морей Дальнего Востока, нужно скорректировать.
«Предлагаемая нами редакция звучит так: определить, что континентальный шельф РФ, исключительная экономзона в Черном и Балтийском морях, а также ИЭЗ в Баренцевом, Охотском, Беринговом, Японском морях и северо-западной части Тихого океана, являются районами, в которых допускается осуществление прибрежного рыболовства», – пояснил зампред правительства Сахалинской области.
Единое промысловое пространство, по мнению Сергея Карепкина, «вопрос интересный» и «имеющий право на жизнь», но промышленному рыболовству «нужно смотреть и нацеливать себя все-таки на Мировой океан, а не в сторону российского берега». Куратор рыбной отрасли Сахалина и Курил также подчеркнул, что именно с появлением категории прибрежного рыболовства стала развиваться береговая переработка в регионе.
Начальник управления рыбного хозяйства Приморского края Алексей Цымбал по этому поводу высказался достаточно резко: «Каждый прибрежный субъект Федерации, в частности, на Дальнем Востоке, просто стремится к тому, чтобы под благовидным мотивом социально-экономического развития своего региона быть наделенным максимальным объемом прибрежных квот». При этом, отметил представитель администрации Приморья, большая часть уловов перерабатывается не на берегу, а в море. «Если мы разрешим сейчас одностороннее освоение прибрежных квот на всей территории терморя, исключительной экономической зоны и континентального шельфа, то прибрежные квоты просто превратятся в региональные привилегированные квоты, при получении которых у субъектов всегда будет в кармане козырный туз – это социально-экономическое развитие и поддержка региона», – предостерег Алексей Цымбал.
Он же озвучил предложение администрации Приморского края: внести в Федеральный закон «О рыболовстве…» изменения, устанавливающие четкое понятие прибрежного рыболовства – рыболовство, целью которого является доставка всех уловов водных биологических ресурсов в живом, парном или охлажденном виде в пункты доставки уловов, определенные субъектом РФ, для дальнейшей переработки или реализации. Также власти Приморья выступают за то, чтобы исключить из перечня типов судов, которым разрешено осуществлять прибрежное рыболовство, флот, способный самостоятельно производить продукцию, или ввести ограничения по переработке на судах «прибрежки».
Несколько иную позицию озвучил еще один участник совещания от Приморского края, президент Ассоциации рыбохозяйственных предприятий Приморья Георгий Мартынов. Он также считает, что необходимо вернуться к единому промысловому пространству, однако в вопросе об обязательной доставке уловов «прибрежки» для переработки на берег предлагает уважать интересы камчатских коллег.
Дело в том, что из некоторых районов, где традиционно работают прибрежники Камчатского края, в силу географических, климатических и экономических причин невозможно поставлять рыбу для переработки на берег – из Западно-Камчатской, Карагинской подзон. На это указал Владимир Галицын, министр рыбного хозяйства Камчатского края. Он заявил: «Квота субъекта, она же прибрежная квота, ассоциировалась всегда с теми предприятиями, которые зарегистрированы в субъекте РФ, и доставка на береговую территорию никоим образом не означает однозначность поддержки социально-экономического положения региона». Да, признал член краевого правительства, возможно предприятия и не доставляют сырье для береговой переработки, но зато платят налоги в бюджет региона и обеспечивают работой его жителей. Именно эти компании помогают и поддерживают отдаленные населенные пункты Камчатки. Узаконивание той формулировки, которую предлагает администрация Приморского края, по мнению Владимира Галицына, будет иметь катастрофические последствия для «прибрежки» Камчатского края. Министр также заявил, что «все действия, которые были предприняты в последнее время, были направлены под благовидным предлогом на уничтожение прибрежного рыболовства». Он отметил: никто не возражает против единого промыслового пространства, но «этот вопрос требует времени и проработки».
Выступали по теме разграничения промышленного и прибрежного рыболовства представители не только Дальневосточного, но и Северного бассейнов. Председатель правления Ассоциации прибрежных рыбопромышленников и фермерских хозяйств Мурманской области Анатолий Евенко сообщил, что в результате допуска «прибрежки» в 200-мильной зоне Баренцева моря почти в 2 раза вырос вылов трески, камбалы, пикши, «оживилась» береговая переработка, которая специализируется на свежей рыбе.
Руководитель Росрыболовства Андрей Крайний выразил недоумение: а из-за чего, собственно говоря, копья ломать? «Если никто из пользователей не страдает от введения единого промыслового пространства, ни у кого никакие доли не отнимаются при этом, тогда чего мы спорим уже два года на эту тему – я не очень понимаю», – заявил глава отрасли. Он отмел опасения по поводу того, что допуск промышленного рыболовства в территориальном море и внутренних водах страны подорвет промысловый запас: от таких перегибов, по мнению Андрея Крайнего, защитят правила рыболовства.
Глава Федерального агентства по рыболовству, с одной стороны, признал логичность попыток властей Приморского края сформулировать отличие промышленного и прибрежного видов рыболовства. Однако тут же отметил, что не всегда доставка рыбы для береговой переработки возможна и экономически обоснована. Руководитель ФАР понял и опасения камчатцев и сахалинцев потерять столь серьезное подспорье в решение социально-экономических проблем территории, как «прибрежка». Может быть, стоит продумать механизмы экономической поддержки для предприятий, чтобы они не «переехали» с Сахалина, с Камчатки в случае создания единого промпространства? – обратился к участникам совещания глава отрасли. Андрей Крайний также обратил внимание на слова Владимира Галицына и предложил переименовать прибрежные квоты в квоты субъектов или региональные.
Руководитель Росрыболовства попросил рыбаков как можно скорее собраться и выработать общую позицию по вопросам районов промышленного и прибрежного промыслов. «Когда мы не принимаем решения, их начинают принимать за нас», – напомнил глава федерального агентства. Если представители рыбохозяйственного комплекса не придут к консенсусу, со своими идеями может выступить какой-нибудь «умный» депутат, который и рыбу-то видел только на столе.
Консолидированную позицию дальневосточные рыбаки договорились выработать на площадке Международной рыбохозяйственной выставки «Экспофиш», которая состоится в Москве с 25 по 27 мая.
Напомним, что по итогам совещания, которое провел в марте первый вице-премьер Виктор Зубков, Росрыболовству совместно с заинтересованными федеральными органами госвласти и органами исполнительной власти субъектов поручено подготовить и не позднее 1 июня 2011 г. представить в Правительство предложения по внесению изменений в законодательство в части осуществления прибрежного рыболовства в районах континентального шельфа и ИЭЗ РФ.
Также на Всероссийском совещании рыбаков было принято решение о продлении соглашения по соотношению объемов прибрежных и промышленных квот, заключенного между регионами Дальнего Востока, до 2017 г.
РИА Fishnews.ru