Россельхознадзор применил избирательный подход к норвежской рыбе
Комиссия Федеральной антимонопольной службы пришла к выводу, что Россельхознадзор необоснованно создавал препятствия для ввоза в Россию рыбы и морепродуктов из Норвегии.
Россельхознадзор отказывал хозяйствующим субъектам в выдаче разрешений на ввоз в Российскую Федерацию рыбы и морепродуктов по причине их отсутствия в перечне фирм-импортеров, представленных компетентными ведомствами иностранных государств. К такому выводу пришла Комиссия ФАС России, которая 21 ноября 2011 г. признала Федеральную службу по ветеринарному и фитосанитарному надзору нарушителем п.2 ч.1 ст.15 ФЗ «О защите конкуренции».
В ходе рассмотрения дела Комиссия ФАС России установила, что Административный регламент, утвержденный приказом Минсельхоза России от 9 января 2008 г. № 1, не содержит требований о включении хозяйствующих субъектов в перечень фирм-импортеров, представляемый компетентными ведомствами иностранных государств.
По информации Россельхознадзора, сведения о российских компаниях-импортерах продукции зарубежных рыбоперерабатывающих предприятий представляются в Россельхознадзор компетентными ведомствами иностранных государств (в том числе Норвегии) на основании двусторонних Меморандумов, заключенных с компетентными ведомствами этих стран. Эти же сведения Россельхознадзор должен учитывать при проверке подлинности сведений, изложенных в ходатайствах на ввоз водных биоресурсов на территорию РФ.
Как сообщили РИА Fishnews.ru в пресс-службе ФАС России, в ходе анализа Меморандума между Россельхознадзором и Государственной службой по надзору за пищевыми продуктами Королевства Норвегия установлено, что документ не содержит требования об обязательном наличии сведений о заключенных контрактах для выдачи разрешения на ввоз на территорию Российской Федерации рыбы и морепродуктов.
Кроме того, Комиссия установила, что требование Россельхознадзора об обязательном наличии сведений о заключенных контрактах, представленных Норвегией, действует только по двум видам рыбопродукции – радужной форели и лососю. Для остальных видов продукции морского промысла, поставляемой из Норвегии, наличие такой информации для выдачи разрешения на ввоз на территорию Российской Федерации не требуется.
В антимонопольном органе отметили, что Административный регламент распространяется на все виды подконтрольных Россельхознадзору грузов (животных, продукции животного происхождения и др.), а требование об обязательном наличии сведений о заключенных контрактах, представленных компетентными ведомствами иностранных государств, действует только по рыбе, рыбной продукции и морепродуктам. В случае с Норвегией – только по форели и лососю, а также по странам, с которыми заключены соответствующие меморандумы.
По мнению Комиссии, процесс выдачи разрешения на ввоз подконтрольных Россельхознадзору товаров, установленный Административным регламентом, един для всех хозяйствующих субъектов. Несмотря на это Россельхознадзор предъявляет к хозяйствующим субъектам разные требования в зависимости от страны происхождения и вида поднадзорного груза.
По мнению Минсельхоза России, отсутствие российского импортера рыбы и морепродуктов в списках фирм-импортеров, представляемых компетентными органами иностранных государств, не является основанием для отказа в выдаче ему разрешения на ввоз обозначенной продукции на территорию РФ, предусмотренного Административным регламентом.
По итогам рассмотрения дела Комиссия предписала Россельхознадзору прекратить нарушение антимонопольного законодательства. Кроме того, ведомство обязали привести автоматизированную систему «Аргус» в соответствие с требованиями Административного регламента, а также ежеквартально в течение года представлять в ФАС России информацию о заявителях, направивших ходатайства на ввоз на территорию РФ рыбы и рыбопродукции, с указанием принятых решений по этим ходатайствам.
РИА Fishnews.ru