О проекте федерального закона «О морских портах Российской Федерации»
Отсутствие в настоящее время необходимой законодательной базы, регулирующей весь спектр правовых вопросов, приводит к снижению эффективности деятельности морских портов Российской Федерации.
Как сообщили Fishnews.ru в пресс-службе Правительства РФ, на сегодняшнем заседании будет рассмотрен проект Федерального закона «О морских портах РФ». Докладчиком по данному вопросу выступить министр транспорта Российской Федерации Игорь Левитин.
В ходе проведения экономических преобразований в Российской Федерации в морских портах произошли существенные изменения как в хозяйственной сфере, так и в сфере государственного управления. Отсутствие в настоящее время необходимой законодательной базы, регулирующей весь спектр правовых вопросов, связанных с функционированием и развитием морских портов, осуществлением государственного управления и административно-властных полномочий в портах, производством работ по перевалке грузов, приводит к снижению эффективности деятельности морских портов Российской Федерации. Документом, который должен восполнить законодательный пробел в этой сфере, является проект федерального закона «О морских портах Российской Федерации».
Законопроект состоит из четырех глав.
Глава I «Общие положения» включает 10 статей, в которых определяются основные понятия, используемые в тексте закона, дается описание акватории и территории порта. Предусмотрены нормы об образовании, присвоении наименования, открытии порта, регистрации сведений о морских портах путем внесения их в реестр.
Глава II «Государственное регулирование деятельности в морском порту», включающая 11 статей, раскрывает вопросы участия государства в деятельности морских портов.
В главе описываются цели и способы государственного влияния на деятельность в морском порту, устанавливается организация, уполномоченная осуществлять в морском порту административно-властные функции. В соответствии с предоставляемыми полномочиями данные функции возлагаются на администрацию морского порта, возглавляемую капитаном соответствующего морского порта.
Приводится конкретный перечень функций, выполнение которых обеспечивает администрация морского порта. Определяются акты, принимаемые администрацией морского порта, и порядок их согласования.
Глава III «Основы оказания услуг в морском порту» посвящена основам оказания услуг по перевалке грузов, обслуживанию судов и пассажиров в морском порту.
Существующее законодательство дает подробное описание правовых норм, регулирующих отношения, возникающие при перевозке груза. Однако до настоящего времени нет правовых норм, регулирующих отношения, возникающие при перевалке груза в порту. На сегодняшний день груз после выгрузки в порту попадает в правовой вакуум, в котором он находится до отгрузки из порта. Данная глава направлена на устранение правового пробела, сложившегося в отношении портового звена процесса транспортировки груза.
В Главе III также содержатся положения, касающиеся технологического хранения груза в порту, а также определена ответственность операторов морского терминала при оказании услуг по перевалке и хранению грузов.
Глава IV «Заключительные положения» предусматривает изменения и дополнения, которые необходимо внести в отдельные законодательные акты Российской Федерации (Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации, Федеральный закон «О естественных монополиях») в связи с принятием данного законопроекта, а также закрепляет порядок вступления в силу законопроекта.
В целом, как говорится в докладе министра, проект федерального закона «О морских портах Российской Федерации» будет способствовать восполнению законодательного пробела в правовом регулировании деятельности в морских портах, разрешению комплекса правовых противоречий, существующих в настоящее время, повышению эффективности и конкурентоспособности морских портов Российской Федерации, выполнению требований международных обязательств Российской Федерации в сфере морского транспорта, обеспечению экономических и национальных интересов Российской Федерации. Принятие вышеуказанного федерального закона не потребует дополнительных финансовых средств на его реализацию.