Новости
Александр ШУЛЬДЫК

Диалог между чиновниками и рыбаками есть, взаимопонимания нет

Для сохранения исторического принципа распределения квот рыбакам нужно предлагать конкретные пути и механизмы его модернизации с учетом государственных целей, считает председатель Совета директоров «Южморрыбфлота» Александр Шулдык.

Сейчас обсуждаются диаметрально противоположные принципы распределения квот. Рыбопромышленники поддерживают исторический принцип, Федеральная антимонопольная служба выступила основным его оппонентом. Председатель Совета директоров ОАО «Южноморская база рыбфлота» Александр Шулдык в интервью газете «Fishnews Дайджест» отметил, что ФАС выдвигает две основные претензии к историческому принципу: ограничение доступа новых игроков на рынок и «квотные рантье».

«Что касается доступа, то на первый взгляд вроде бы все правильно. Как новая компания может заняться рыбалкой, если там уже закрытый клуб на 10 или 20 лет вперед? Налицо ограничение конкуренции! С другой стороны, таких новых компаний нет. Создать рыболовецкую организацию с нуля - это очень непростая задача, и за всю новейшую российскую историю мы не видим таких примеров. А ведь возможности есть. Есть «неодируемые» объекты, есть Мировой океан. Там квоты не нужны. Но новые игроки не приходят», - констатировал руководитель компании.

Говоря о второй претензии ФАС – рантье – глава «Южморрыбфлота» согласился с тем, что сложилась странная и неправильная ситуация - квоты получили компании, не добывающие рыбу, а торгующие правом на вылов. Однако Александр Шулдык обратил внимание на некоторые моменты. «Государство знает, что квоты продаются и покупаются, хотя делать этого нельзя. Государство знает механизм, который придумали, чтобы обойти ограничения. Самый простой способ победить рантье - это поломать механизм», - подчеркнул эксперт. По его мнению, этого не делают, потому что на самом деле настоящих рантье мало и большинство «продаж» квот происходит внутри связанных юрлиц, где квоты могут быть у нескольких организаций, а судно числится за одним. «Чтобы окончательно убить вопрос рантье, можно при новом распределении брать за основу исторический принцип не в разрезе юрлиц, а в разрезе судов. Пусть квоты получает та организация, суда которой ловили рыбу. Технически это вполне осуществимо, необходимая статистика есть. Все настоящие рыбаки будут за такое распределение, против могут быть только настоящие рантье. Заодно и узнаем, кто это такие», - заметил собеседник Fishnews.

По словам Александра Шулдыка, если рыбаки хотят сохранить исторический принцип, то нужно предлагать конкретные пути и механизмы его модернизации, которые будут учитывать государственные цели. «Что касается достаточной глубины переработки, то конкретный механизм может быть, например, такой. Сначала нужно дать определение - что такое глубоко переработанный продукт. На мой взгляд, это должен быть готовый к употреблению продукт или полуфабрикат. Просто мороженый минтай б/г, даже если из него вытащили икру, молоки, печень, а отходы пустили на муку, - это еще не глубокая переработка», - отметил эксперт. По его мнению, привязать конечный продукт к выловленной рыбе поможет система прослеживаемости продукции, а для распределения самих квот можно ввести повышающий коэффициент: «Например, было у меня в каком-то году 100 тонн минтая. 50 тонн я заморозил, а 50 тонн глубоко переработал. Вводим для объема глубокой переработки коэффициент 2 и в статистику вылова за этот год у меня пойдет не 100 тонн, а 150, что увеличит мою долю при новом распределении».

Также руководитель «Южморрыбфлота» считает, что для решения задачи по глубокой переработке нужно идти еще дальше и давать квоты самим переработчикам. «Мы можем построить производства для глубокой переработки рыбы, а Китай для сохранения своей монополии поведет такую ценовую политику в отношении сырья, что все рыбаки и не подумают о российском рынке. Квоты переработчикам на этапе становления российской переработки - это гарантии наличия сырья», - подчеркнул Александр Шулдык. Он добавил, что для того, чтобы рыбаки смогли заниматься промыслом, потребуется введение цивилизованного оборота квот.

Председатель Совета директоров ОАО «Южноморская база рыбфлота» констатировал, что сейчас созданы многочисленные экспертные группы, общественные советы, проводятся встречи и круглые столы. «Вроде бы диалог есть, но у меня, как у непосредственного участника таких мероприятий, часто возникает ощущение, что стороны друг друга не слышат и не понимают.

По словам эксперта, выступления рыбаков и руководителей ассоциаций обычно очень эмоционально окрашены в ущерб попытке осознать доводы другой стороны и постараться учесть интересы государства. «Рыбаки защищают исторический принцип в том виде, какой он есть сейчас, несмотря на то, что понимают: целей, которые ставит государство, он не решил до настоящего момента и не решит после 2018 года. Цели эти не глупые. Они отражают интересы общества, и государство должно их продвигать. Так как чиновники не всегда знают специфику рыбалки и переработки, то какие-то предлагаемые способы достижения целей могут быть ошибочны и даже вредны, и задача рыбаков это спокойно и аргументированно объяснять. Нужно искать и предлагать компромиссы», - подчеркнул Александр Шулдык.

Чиновникам он пожелал поскорее определиться - прекратить генерировать многочисленные и разнонаправленные предложения по перераспределению квот и твердо обозначить государственную позицию. «Если вы видите, что что-то не работает так, как того хочет государство, то нужно систему модернизировать. Но это не должна быть шоковая терапия. Смелые эксперименты может быть и нужно проводить, но не над всей отраслью сразу. Можно выделить 20-30% квот и распределить их по-новому. Пусть это будут квоты под киль, квоты переработчикам, олимпийская система, пусть даже аукционы. Теоретические рассуждения о плюсах того или иного подхода должны быть подтверждены практикой, прежде чем переносить нововведения на всю отрасль», - резюмировал руководитель «Южморрыбфлота».

Полный текст читайте в рубрике «Интервью» на сайте Fishnews.

НазадМетки: ФАСикракитайминтай
Поиск по дате / Календарь новостей
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9
  • 10
  • 11
  • 12
  • 13
  • 14
  • 15
  • 16
  • 17
  • 18
  • 19
  • 20
  • 21
  • 22
  • 23
  • 24
  • 25
  • 26
  • 27
  • 28
  • 29
  • 30
  • 31