Ставка на свежую рыбу
Аквакультура – это прежде всего возможность решить проблемы с доставкой рыбопродукции и обеспечить население свежей рыбой в любое время года, считает глава Росрыболовства Илья Шестаков.
В рамках деловой программы 16-й агропромышленной выставки «Золотая осень» 8-9 октября состоялась международная конференция по вопросам аквакультуры. Как сообщает корреспондент Fishnews, ее программу открыла панельная дискуссия «Ключевые драйверы развития отрасли. Потенциал российской аквакультуры для бизнеса, инноваций и инвестиций». На следующий день обсуждение продолжилось в формате круглых столов.
Выступая на конференции, заместитель министра сельского хозяйства – руководитель Федерального агентства по рыболовству Илья Шестаков отметил, что несмотря на существенное отставание России от мирового уровня развития аквакультуры этому виду деятельности отводится роль основополагающего элемента рыбохозяйственного комплекса. Пока же вклад продукции товарного рыбоводства в продовольственный рынок страны минимален и не превышает 150 тыс. тонн в год. К преимуществам аквакультурной продукции по сравнению с рыболовством глава ведомства отнес возможность доставки ее к потребителю в живом либо охлажденном виде в любое время года.
«По экспертным оценкам объем выращенной рыбы и морепродуктов в пресноводных и морских прибрежных участках нашей страны может достичь 1 млн. тонн», – констатировал руководитель ФАР, отметив, что товарная аквакультура как отрасль долгое время оставалась без должного внимания и сейчас находится фактически в самом начале своего развития.
Предпринятые в 2013 г. шаги, в частности принятие федерального закона «Об аквакультуре…», создали основу для успешного развития отечественной аквакультуры. Меры государственной поддержки, которые начнут действовать с 2015 г., станут серьезным подспорьем для бизнеса, уверен Илья Шестаков.
Председатель Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Геннадий Горбунов указал на необходимость ускорить подготовку подзаконных актов в сфере аквакультуры. Сенатор также обратил внимание на отсутствие достоверной методики определения возврата выпускаемой с рыбоводных заводов молоди с целью пополнения природных запасов осетровых и других ценных видов рыб.
Генеральный директор ТИНРО-Центра Лев Бочаров отметил, что многие страны обратились к аквакультуре вынужденно, в силу дефицита ресурсов для традиционного рыболовства. Для нашей страны такая проблема неактуальна, конкуренция со стороны промышленного лова сказывается на темпах развития товарного рыбоводства. Более того, прибрежное рыболовство нередко претендует на те же акватории, что и марикультура, но экономическая отдача от первого вида деятельности гораздо выше.
На сегодняшний день в мире можно выделить два основных направления аквакультуры – это выращивание пресноводных видов, как правило массовых и дешевых, и более дорогих морских объектов. В России целесообразно развивать оба направления, считает руководитель научной организации. Первое – для внутреннего рынка, второе – для сегмента элитной пищевой продукции. Дополнительный доход в этом случае может принести «побочное» производство технической, фармацевтической, косметической и иной продукции.
Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Сахалинской области Андрей Коваленко обозначил проблему лососевых рыбоводных заводов, связанную с постановлением Правительства РФ от 15 мая 2014 г. № 450 «Об утверждении Правил организации и проведения торгов (конкурсов, аукционов) на право заключения договора пользования рыбоводным участком», и озвучил предложения по его изменению. В соответствии с этими правилами, действующие предприятия по искусственному воспроизводству тихоокеанских лососей будут вынуждены на отрытых аукционах бороться за право пользования участком на водном объекте, в границах которого они выпускают молодь.
По мнению Андрея Коваленко, аукционная схема распределения может использоваться, но только для новых или освободившихся рыбоводных участков. Участки на базовых водоемах рыбоводных заводов должны распределяться путем конкурсов с критериями, обеспечивающими приоритет для уже работающих на этих реках предприятий по воспроизводству лосося, уверен сахалинский бизнес-омбудсмен. Пока же получается, что участвовать в аукционах и претендовать на участки на базовых водоемах могут любые компании из любых регионов, а главным критерием являются деньги.
Участники дискуссии не раз возвращались к другим болевым точкам российской аквакультуры. Среди них необходимость «длинных» денег, дефицит трудовых ресурсов (квалифицированных и желательно недорогих), затруднения с охраной рыбоводных и марикультурных хозяйств, не сформированное до конца нормативное поле, завышенные ожидания инвесторов. «Нужна господдержка в плане подготовки кадров, нужно развивать свою сырьевую базу – производить посадочный материал и корма, нужны субсидии», – схожие пожелания звучали во всех докладах представителей бизнеса.
По мнению генерального директора ООО «Русское море – Аквакультура» Юрия Киташина, развитие российской аквакультуры тормозится не только плачевным технологически состоянием большинства предприятий. «Проблема в том, что большая часть наших субъектов аквакультуры в принципе не понимает, чем они занимаются. Им нужно остановиться и посмотреть на самих себя со стороны, – уверен руководитель компании. – Нужно заставить себя превратить предприятие в рентабельное. Где-то нужно вложиться в технологии, где-то переосмыслить объект аквакультуры, которым занимаешься».
Он предположил, что информационную поддержку хозяйствам аквакультуры, которые хотели бы выполнить такой анализ и понять, какие возможности есть на рынке, могла бы осуществлять отраслевая ассоциация. «Такая ассоциация может стать консолидирующим фактором в отрасли и представлять интересы аквакультуры в общении с государственными органами. Она может предоставлять услуги консалтинга, вырабатывать принципы, которым должны следовать предприятия, чтобы минимизировать риски, частично заниматься законотворческой деятельностью, предлагая свои решения в плане нормативно-правовой базы.
Мы активно работали в этом направлении, общались с руководством Росрыболовства, которое нас поддерживает в этом начинании, и приняли решение, что будем способствовать созданию ассоциации поддержки развития аквакультуры. Думаем, что до конца этого года она уже будет воплощена в реальность», – заявил Юрий Киташин.
«Для нас аквакультура – это возможность решить проблемы логистики нашей большой территории. Это единственная важная задача – решить вопросы доставки рыбной продукции, нисколько не насытить рынок, а именно решить вопросы ассортимента и доставки», – подвел итог дискуссии Илья Шестаков.
Он также объявил о планах по созданию центра сопровождения аквакультурных проектов. «Бизнес, который приходит в отрасль, вынужден учиться практически на собственных ошибках, поскольку по большому счету опыт перенимать не у кого. Мы приняли решение, что на базе одного из наших институтов – ВНИИПРХ в Московской области – постараемся создать первый центр компетенций в сфере аквакультуры для центральной части России и будем развивать эти направления и в других наших подведомственных учреждениях. Это институты, которые будут сопровождать с научной точки зрения развивающиеся проекты», – пообещал глава Росрыболовства.
Fishnews