Сергей Диденко: Для запрета дрифтерного промысла должны быть научные основания
Хочется, чтобы вопрос с промышленным ловом тихоокеанских лососей дрифтерными сетями рассматривался столь же детально, внимательно и объективно, как это было в 2009 г., отмечает член совета Ассоциации рыбопромышленников Сахалина Сергей Диденко.
На рассмотрение в Госдуму поступил законопроект о запрете с 2016 года промышленного и прибрежного рыболовства анадромных видов рыб в российских водах с использованием плавных (дрифтерных) сетей. Авторы поправок заявили о том, что дрифтерный промысел в исключительной экономической зоне РФ нужно прекратить в целях сохранения оптимального потенциала естественного воспроизводства тихоокеанских лососей. Запрет же для внутренних морских вод и территориального моря предусмотрен, чтобы лов с использованием дрифтерных сетей «не переместился» в эти районы, сказано в пояснительной записке к законопроекту.
Капитаны 15 рыбопромысловых судов, возмущенные предложением о запрете дрифтерного промысла, направили 17 декабря срочную телеграмму президенту Владимиру Путину. Авторы обращения считают, что за инициативой о закрытии дрифтерного лова стоит вовсе не забота об экологическом благополучии, а «освобождение российского моря от российского флота» в пользу американских поставщиков красной рыбы.
«Это не первая попытка закрыть дрифтерный промысел. Первая была предпринята в 2009 году. Тогда вопрос обсуждался на уровне Госдумы и на правительственной комиссии под председательством Виктора Зубкова. В состав комиссии входили представители от МИДа, ФСБ, МВД, Минюста, Минфина, Ростехнадзора, Минприроды и Росрыболовства. Решением комиссии, которое 12 июня 2009 года утвердил Владимир Путин, признавалось нецелесообразным закрытие дрифтерного промысла», – рассказал в интервью Fishnews член совета Ассоциации рыбопромышленников Сахалина Сергей Диденко.
Плохо то, что авторы законопроекта о запрете дрифтерного промысла проигнорировали принятое в 2009 г. решение и совершенно не рассматривают научную сторону вопроса, отметил член совета АРС.
«Дело в том, что от численности лососевых, которую ученые определяют во время путины по итогам траловых исследований в море на внешней границе ИЭЗ, до берега доходит 50% рыбы – наука это четко говорит. Идет естественная убыль. Дрифтерный промысел как раз осуществляется в этой зоне и укладывается в эти 50%», – заявил собеседник Fishnews.
Добыча тихоокеанских лососей дрифтерными сетями относится к промышленному рыболовству и регулируется правилами рыболовства на основе общего допустимого улова. Материалы, обосновывающие ОДУ, проходят государственную экологическую экспертизу. Это очень сложный процесс, который четко регламентирован: обоснования рассматривают ученые советы рыбохозяйственных институтов, экспертная комиссия и т.д., обратил внимание Сергей Диденко.
«Наука определила, что можно безболезненно для популяции изъять в ходе дрифтерного лова 22 с лишним тысячи тонн. А значит, освоение этого объема для экологического состояния стада, как говорится, погоды не делает», – подчеркнул член совета АРС.
Разработчик законопроекта в пояснительной записке заявляет о том, что дрифтерный промысел может привести к полному опустошению нерестилищ и, соответственно, к полному прекращению промысла. Но ситуация обстоит иначе, считает Сергей Диденко. К полному опустошению конкретных нерестилищ способно привести браконьерство на реках, а вовсе не дрифтероловы, заявил член совета ассоциации.
Текст полностью читайте в рубрике «Интервью» на сайте Fishnews.