Московские гастроли российской рыбы
Фестиваль «Рыбная неделя» наглядно продемонстрировал интерес москвичей, ресторанов и торговых сетей к отечественной рыбе. Однако возник ряд вопросов по организации мероприятия, в частности по поводу высоких цен.
С 22 по 28 апреля в российской столице прошел фестиваль «Рыбная неделя», организованный Федеральным агентством по рыболовству и правительством Москвы. Участниками стали более ста отечественных производителей из 30 регионов, а также ряд городских рынков, ресторанов и торговых сетей.
В рамках фестиваля на семи площадках в центре Москвы, в том числе на Пушкинской площади, Арбате и Кузнецком мосту, было установлено несколько десятков живописных шале, в которых торговали рыбой и морепродуктами с Дальнего Востока, из Мурманска, Астрахани, Сибири, Крыма и других рыбных краев. Здесь же горожанам предлагали попробовать новые блюда и приобрести памятные сувениры.
Перед ЦУМом на неделю заработал рыбный мини-рынок, где продавалась охлажденная (или старавшаяся выглядеть таковой) продукция – в основном треска, зубатка, камбала, корюшка, ставрида и небольшие партии форели, моментально разбиравшиеся толпой. К выходным на прилавках прибавилось карпов и толстолобиков, скромно представлявших отечественную индустрию аквакультуры. Как ни странно, в фирменных домиках «Русской аквакультуры», выделявшихся на общем фоне своеобразным оформлением, присутствовала сплошь мороженая рыба – те же минтай, треска, зубатка да путассу.
К сожалению, изначальная недооценка интереса москвичей к фестивалю слегка подпортила благостную картину – уставшим продавцам банально не хватало времени или компетентности для объяснения преимуществ русской рыбы. Они едва успевали обслужить покупателей, на лету расхватывавших товар. В результате довольными остались не все – люди жаловались на качество обслуживания, длительное ожидание, нехватку самых популярных продуктов и цены, которые, несмотря на обещания организаторов, не слишком отличались от магазинных.
По информации Росрыболовства, рыба на фестивальных площадках продавалась по ценам производителей с учетом транспортно-логистических издержек – примерно на 20-30% дешевле, чем в магазинах, что должно было ее сделать доступной «для всех слоев населения». Продукция поступала в специализированный распределительный центр по прямым контрактам, откуда развозилась на точки продажи в шале.
Однако централизованная доставка совсем не гарантировала порядка на местах. Как выяснил побывавший на фестивале корреспондент Fishnews, одинаковая продукция в соседних палатках зачастую реализовывалась по разным ценам. На пресс-конференции Илья Шестаков затруднился объяснить, почему одна и та же банка консервов популярного дальневосточного бренда могла продаваться как по 48 рублей, так и по 70 рублей. Загадочным образом менялась цена и на охлажденную питерскую корюшку – за день подешевевшую на «рыбном рынке» с 790 до 700 рублей за килограмм.
По официальным данным, за семь дней на ярмарках было реализовано около 300 тонн рыбной продукции, покупки совершило почти 200 тыс. человек.
«Очень важно в разрезе здорового питания пропагандировать рыбу, которая нуждается в раскрутке и к которой нужно приучить наше население, – это минтай, треска, сельдь, сайра – объекты масштабного промысла. Здесь же мне показалось, что такого акцента не было, и большим вниманием пользовались деликатесы – копченый омуль, сиговые. Все это рыбы интересные, но они добываются в небольшом количестве и не являются продуктом повседневного потребления», – обратил внимание президент Всероссийской ассоциации рыбохозяйственных предприятий, предпринимателей и экспортеров (ВАРПЭ) Александр Фомин.
Производителей удивил и общий уровень цен. «Единственным продуктом, который я увидел дешевле, чем в магазинах, была мойва по 90 рублей. Проблема в том, что в Мурманске у рыбаков она сейчас стоит 40 рублей, получается удорожание более чем в два раза, – рассказал Александр Фомин. – Или лежит юкола из муксуна за 3300 рублей. Понятно, что это экзотика, и вряд ли население ее активно берет, но цены пугают. То же самое с копченым лососем – от 600 рублей за килограмм. На охлажденную рыбу цены запредельные – ставрида по 270 рублей, камбала за 340 рублей».
Есть вопросы у специалистов и к национальному некоммерческому бренду «Русская рыба», который сейчас проходит процедуру регистрации. Так, по мнению Александра Фомина, в самом названии «Русская рыба» не слишком удачный подбор слов. В отличие от человека рыба не имеет национальности и чаще всего является трансграничным объектом. Более логичным было бы говорить о «российской рыбе», хотя и такое обобщение не бесспорно.
«Рыбный фестиваль еще раз показал, что рыбаки получают лишь небольшую составляющую от конечной цены на рыбу, и первоочередная задача государства и рыбохозяйственных организаций – сделать так, чтобы эта цена была существенно снижена. При нынешних накрутках и посредниках мы не сможем приучить население покупать нашу рыбу. Люди будут голосовать кошельком. В то же время видно, что народ соскучился по рыбе, потенциал большой. Если удастся снизить цену, приблизить ее к цене рыбака, то перспективы огромнейшие, на мой взгляд, мы сможем большую часть рыбной продукции реализовывать в России», – выразил мнение президент ВАРПЭ.
Полный текст читайте в рубрике «Крупным планом» на сайте Fishnews.