Отсутствие согласованного техрегламента затрудняет работу контрольно-надзорных органов
В Комиссию РСПП по рыбному хозяйству и аквакультуре поступили замечания на проект технического регламента Евразийского экономического союза «О безопасности рыбы и рыбной продукции». Ожидается, что итоговый документ может быть принят уже осенью.
Замечания и предложения были подготовлены совместно ВНИРО, ВАРПЭ, Ассоциацией добытчиков минтая, НП «Союз рыбопромышленников Севера», Консультативным советом по иностранным инвестициям и Ассоциацией собственников и операторов рефрижераторного подвижного состава.
Как сообщил Fishnews президент Ассоциации добытчиков минтая Герман Зверев, при изучении новой редакции проекта техрегламента эксперты обнаружили 33 расхождения с предыдущей редакцией, прошедшей в ноябре 2013 г. процедуру внутригосударственного согласования в России. Некоторые из замечаний носят «технический» характер. Например, в подготовленной для утверждения Коллегией Евразийской экономической комиссии редакции проекта регламента используется ранее отсутствовавшая терминология.
Другие же расхождения могут стать почвой для злоупотреблений и коррупции со стороны контролирующих органов.
«В новой редакции проекта технического регламента необоснованно отнесена к «непереработанной пищевой продукции» продукция из водных биологических ресурсов, которая в соответствии с действующими межгосударственными и отечественными стандартами проходит процессы технологической обработки: рыба мороженая обезглавленная, рыба мороженая потрошеная обезглавленная, филе рыбное. На практике продукция, которая считается непереработанной, должна сопровождаться ветеринарным сертификатом. Если же она будет признана переработанной, например рыбное филе, сертификат уже не нужен», – рассказал руководитель АДМ.
Есть замечания к понятийному аппарату. Так, новая редакции проекта технического регламента регулирует обращение на территории Евразийского экономического союза четырех видов продукции из водных биоресурсов («непереработанная пищевая рыбная продукция животного происхождения», «переработанная пищевая рыбная продукция животного происхождения», «пищевая рыбная продукция растительного происхождения» и «пищевая рыбная продукция животного происхождения»). В то время как понятийный аппарат содержит определения только непереработанной пищевой рыбной продукции и переработанной пищевой рыбной продукции.
«В отличие от технического регулирования мясной продукции, новая редакция проекта техрегламента не устанавливает уровень содержания рыбных компонентов, который считается минимально достаточным для отнесения продукции к рыбной. Речь идет о том, что любая продукция, которая содержит в себе компоненты пищевой рыбной продукции растительного происхождения (например конфеты птичье молоко, в составе которых есть агар-агар, устричные, рыбные соусы, широко используемый в разных отраслях промышленности рыбный желатин), может быть, строго говоря, отнесена к рыбной», –прокомментировал Герман Зверев.
Помимо этого, проект технического регламента нуждается в согласовании с ТР Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции в части ее маркировки».
Также, по мнению специалистов, требование о сопровождении непереработанной пищевой рыбной продукции животного происхождения ветеринарным сертификатом и товаросопроводительной документацией необходимо дополнить исчерпывающим и закрытым списком этих документов.
Положение техрегламента, которое допускает возможность производства консервов из печени рыб на судах только при наличии оборудованной там мини-лаборатории, вообще может привести к тому, что это производство в России будет закрыто. «На Северном рыбопромысловом бассейне в течение многих десятилетий наши суда выпускают не только консервы из печени рыб, но и консервы из измельченной печени рыб, икры и молок. Лабораторий на наших судах нет, так как размер судов не позволяет их оборудовать. У нас есть официальные документы органов надзора РФ, разрешающие такое производство. В дальнейшем на берегу продукция проходит все необходимые исследования и выбраковку. С вступлением в силу данного положения ТР, мы будем вынуждены прекратить выпуск такой продукции», – прокомментировали представители бизнес-сообщества.
Отмечено, что новая редакция проекта технического регламента содержит необоснованные и избыточные барьеры при обращении продукции, что противоречит пп. 16 п. 1 ст. 51 Договора о Евразийском экономическом союзе. Например, порядок осмотра продукции исключает органолептические исследования при наличии у нее признаков микробной порчи. Однако визуально, без применения специальных микробиологических методов, определить наличие микробной порчи невозможно. Такое положение также создает условия для злоупотреблений и коррупции со стороны контролирующих органов при надзоре за выполнением требований данного проекта, считают эксперты.
К аналогичным последствиям может привести и требование проекта о необходимости проведения исследований на наличие паразитов, бактериальных и иных инфекций всех уловов ВБР и продукции аквакультуры. Это положение невыполнимо для уловов, которые перерабатываются непосредственно на судах, так как подобного рода исследование можно проводить только в специальных лабораториях на берегу. На судах их оборудовать невозможно.
«В целом нужно признать, что отсутствие базового документа, который устанавливает требования к процессам производства, транспортировки, реализации и обращения рыбопродукции, значительно осложняет работу контрольно-надзорных органов», – подчеркнул Герман Зверев.
Fishnews