Эмбарго продлили. Что дальше?
Руководители отраслевых объединений считают, что ограничение импорта в определенной мере помогло повысить спрос на российскую рыбу на внутреннем рынке. В то же время, отмечают представители бизнес-сообщества, многие проблемы рыбного хозяйства так и остались нерешенными.
Нужно оценить результаты
Правительство РФ определило, какие товары из США, Канады, Австралии и Норвегии, стран ЕС попадают под эмбарго: до 5 августа 2016 г. путь в Россию заказан в том числе продукции из этих стран.
Комментируя утвержденный перечень, премьер-министр Дмитрий Медведев прежде всего, конечно, остановился на том, как запрет сказался на отечественном сельском хозяйстве.
«С введением ограничений на импорт российские производители получили уникальные возможности для сбыта своей продукции, гораздо более заметным стало их присутствие в торговых сетях», – сказал глава Правительства.
Между тем, если учитывать, какие объемы рыбных товаров шли в Россию из той же Норвегии, эмбарго не могло не отразиться на рынке нашей страны. Опрошенные Fishnews представители рыбной промышленности отмечают, что ограничение импорта положительно сказалось на «самочувствии» отечественной продукции из водных биоресурсов на внутреннем рынке. «В прошлом году практически весь лосось ушел на российский рынок», – обратил внимание председатель правления Ассоциации «Союз рыболовецких колхозов и предприятий Сахалинской области» (АСРКС) Сергей Сенько.
По словам президента Ассоциации рыбохозяйственных предприятий Приморья Георгия Мартынова, многие рыбопромышленники были вынуждены экспортировать красную рыбу потому, что сталкивались с откровенным демпингом со стороны ретейла в РФ: сети были затоварены норвежским лососем и хотели покупать российскую рыбу по убыточной для производителей цене. «Сегодня мы ощущаем достойный спрос на нашу рыбу. Думаю, в этом году показатели по ее экспорту начнут стремительно падать», – сказал Георгий Мартынов.
В качестве еще одного позитивного примера руководители отраслевых объединений приводят поставки тихоокеанской сельди. Ранее переработчики в западной части страны не хотели брать эту рыбу, даже несмотря на низкую цену, – предпочитали использовать атлантическую сельдь. Однако эмбарго изменило ситуацию. «Сейчас сельдь прорвалась на центральный рынок, и она востребована», – полагает президент Ассоциации рыбопромышленников Сахалина Дмитрий Матвеев.
«Мы ощутили возросший спрос на нашу продукцию. Потребление по некоторым группам товаров действительно возросло. Однако я бы не связывал напрямую введение эмбарго и рост потребления рыбы и морепродуктов внутри страны. Нет корректной оценки влияния запрета на статистику по импорту и экспорту, несмотря на то что эти цифры в течение года колебались», – обратил внимание руководитель Союза рыбопромышленников и предпринимателей Камчатки Сергей Тимошенко. Он подчеркнул, что семга и горбуша – совершенно разные категории товаров: первая – премиум-сегмент, вторая – «народная» рыба. «Неркой тоже семгу не заменить. Я полагаю, что нужен более тщательный анализ по группам товаров, и только на основании этих данных можно будет сделать адекватные выводы. С другой стороны, добавлю, от действий Правительства мы, рыбаки, ожидаем, скорее положительного эффекта», – подчеркнул председатель СРПК.
Президент Всероссийской ассоциации рыбохозяйственных предприятий, предпринимателей и экспортеров Александр Фомин также указывает на позитивные результаты для отечественных промысловиков: «На мой взгляд, поскольку эмбарго коснулось в основном импорта, на добывающих предприятиях оно особо не отразилось, мы импортом не занимаемся – занимаемся собственным производством. Были действительно какие-то толчки, удалось больше, допустим, селедки поставить на внутренний рынок, лосося, - это позитивно можно оценить».
В то же время, полагает руководитель ВАРПЭ, относительно качественную рыбную продукцию, поставки которой до введения эмбарго шли, например, из стран ЕС, заменить не получается и на прилавках оказывается импорт гораздо более «скромных» характеристик. «Нельзя же сравнивать по качеству креветки из Северной Атлантики с искусственно выращенными в странах Юго-Восточной Азии», – комментирует Александр Фомин.
Часть вопросов так и не ушла с повестки дня
Когда в прошлом году Россия ввела продовольственные санкции, это подтолкнуло власти «вспомнить» о наболевших проблемах рыбной отрасли – вопросах доставки продукции из водных биоресурсов с Дальнего Востока РФ в другие регионы страны, административных барьерах, развитии аквакультуры. Было много совещаний, обсуждений. Однако часть проблем так и не ушла с повестки дня, констатируют эксперты. Сколько говорилось об оптимизации транспортировки рыбных товаров, и все равно с началом лососевой путины появляются сообщения о традиционных сезонных сложностях с недостатком подвижного состава, отметил Сергей Сенько.
В свое время в РФ была искусственно создана ситуация, когда для реализации продукции отечественного рыболовства ставятся административные барьеры – вместо того чтобы сделать приоритет для российских рыбаков, считает Дмитрий Матвеев. Он напомнил о дискриминационном подходе при ветеринарном оформлении рыбы, добытой в водах РФ и поступающей на внутренний рынок. Сейчас в плане взаимодействия с Россельхознадзором есть определенные подвижки, но скольких усилий это стоило! – отметил руководитель АРС.
Импортозамещению мешают серьезные вопросы с логистикой, хранением и т.д., но бизнес все равно ищет способы для преодоления этих проблем, для развития, подчеркнул руководитель ВАРПЭ Александр Фомин. Рыбаки рассчитывают на дальнейшее устранение препятствий.
Fishnews