Анатолий Леонтьев: При унификации нужно учитывать специфику работы рыбацкого флота
В новой редакции Морской доктрины нашли отражение вопросы, связанные с обеспечением поиска и спасения людей на море. При реализации поставленных задач важно принимать во внимание особенности осуществления рыболовства, отмечает начальник Северного экспедиционного отряда аварийно-спасательных работ Анатолий Леонтьев.
Согласно обновленной Морской доктрине до 2020 г., для обеспечения поиска и спасения людей на море необходимо унифицировать ведомственные системы подготовки специалистов морских аварийно-спасательных служб и сертификации поисково-спасательной техники. Также унификации подлежат системы лицензирования различных видов поисково-спасательной деятельности, включая развитие водолазного дела и водолазной медицины на всех региональных направлениях национальной морской политики.
По мнению специалистов, правила и документы, регламентирующие столь важные вопросы, уже давно нуждаются в актуализации, однако с унификацией систем подготовки, лицензирования и сертификации надо быть осторожными. И прежде чем что-то сделать, необходимо провести тщательный анализ ситуации.
– Унификация возможна в какой-то небольшой части, однако при этом необходимо учитывать специфику работы флота рыбной промышленности, – считает начальник подведомственного Росрыболовству Северного экспедиционного отряда аварийно-спасательных работ Анатолий Леонтьев. – Ведь у каждого флота своя специфика. Так, рыбопромысловое судно кардинально отличается от транспортного, к примеру. Рыболовецкое судно – это производство, завод, где действуют совсем другие правила и инструкции, которые необходимо четко знать и выполнять.
Анатолий Леонтьев напомнил о «не совсем удачной» практике унификации учебно-тренажерных центров по подготовке к борьбе за живучесть судна. Ранее специальные учебно-тренажерные суда были везде, только в Мурманске их было три – «Хабаровск», «Златоуст» и «Кольпино». После унификации все учебные центры перенесли на берег.
– Как можно практически спустить шлюпку с борта судна для эвакуации членов экипажа на берегу или как практически отработать постановку «пластыря» по заделке пробоины ниже ватерлинии? Это все надо отрабатывать на практике, «руками»! – уверен собеседник Fishnews.
По мнению руководителя Северного ЭО АСР, унификации привела к теоретизированию спасательной деятельности.
По мнению Анатолия Леонтьева, сегодня нужно переработать ранее изданные нормативные акты – НБЖС-80, Устав службы на судах рыбопромыслового флота от 1995 г. и другие нормативные и распорядительные акты – и контролировать их исполнение как капитанами рыбопромыслового флота, так и судовладельцами. Контроль осуществлять как на берегу, так и в районах промысла.
– И тогда, зная, что судовладелец заботится о членах экипажа судна, участвующего в обеспечении продовольственной безопасности РФ, матери и жены будут спать спокойно. А судовладелец будет знать, что государство в лице специально уполномоченных органов исполнительной власти проконтролирует исполнение его обязанностей по обеспечению безопасности мореплавания в районах промысла и в местах базирования флота. Человеческая жизнь бесценна, – заключил руководитель отряда.
Fishnews