Технология начинается с мысли
Все вопросы технологического развития береговой рыбопереработки можно решить силами российских инженеров, в то время как модернизация производств на судах напрямую зависит от состояния отечественного судоремонта, отмечает эксперт в области инжиниринга и производства технологий пищевой переработки Олег Комаров.
Одним из доводов в поддержку «модернизации» исторического принципа распределения квот стало утверждение о существующей проблеме неразвитой береговой переработки, озвученное на заседании президиума Госсовета. Существенным недостатком для отрасли считают и сырьевую направленность рыбного экспорта, что непосредственно связано с переработкой уловов еще в море. В то же время отмечается, что большая часть оснащения рыбопромысловых судов сегодня в России не производится – это специализированное оборудование, производственные и холодильные комплексы. Эту проблему предлагается решать с привлечением зарубежного опыта. Минвостокразвития, к примеру, уже анонсировало переговоры с рядом иностранных компаний, которые заинтересованы в локализации сборки соответствующего оборудования на Дальнем Востоке.
По оценке самих российских производителей оборудования для рыбопереработки, с судовыми технологиями в стране действительно ситуация обстоит непросто. И связано это прежде всего с утраченной базой полноценного обслуживания судов. «По крайней мере, на Дальнем Востоке практически нигде не сохранилось систем обслуживания судов: нет полноценно развитых портов, специализированных предприятий, которые предоставляли бы сервис для судов на уровне, сравнимом с мировым. Но самое главное – это судоремонт. Если суда не могут нормально ремонтироваться здесь, то они будут продолжать обслуживаться за рубежом», – обрисовал ситуацию генеральный директор компании «Технологическое оборудование» Олег Комаров.
В интервью журналу «Fishnews – Новости рыболовства» эксперт рассказал об имеющихся у российских специалистов технологиях для судовой рыбопереработки и опыте работы с ними. Правда, по его словам, все равно приходится использовать в работе импортные узлы и машины. Но судовладелец все равно выбирает заграницу из-за возможностей судоремонта.
«Судовладелец, как правило, идет на ремонт в Далянь или Пусан, где есть свой подрядчик на технологическое оборудование, который установит свои машины и даже сэкономит на первом круге некоторую сумму. А потом обязательно выяснится, что это был самый нижний ценовой сегмент, что оборудование спроектировано и изготовлено не так, как надо было заказчику, а так, как поняли китайские инженеры, и т.д.», – и это, по словам Олега Комарова, обычная практика.
Для устранения существующего разрыва, полагает он, необходимо начинать с воссоздания базы для полноценного обслуживания судов в портах России.
«Возможно, я говорю сейчас об очевидных для многих вещах, но так обстоит ситуация на самом деле, и за многие годы проблемы никуда не ушли, – добавил он. – Поэтому нужно продолжать поднимать эти вопросы. И, действительно, стоит начать хотя бы с организации у нас сборочных производств мировых лидеров машиностроения. А российские специалисты предложат свои технологические решения, без которых даже самое современное оборудование не впишется в схему производства».
Что же касается береговой переработки – здесь картина совсем иная. По мнению Олега Комарова, неверно было бы говорить о неразвитости этой отрасли. Российский Дальний Восток сегодня инвестирует в берег колоссальные средства. «Только Камчатка за последние 5-6 лет вложила миллиарды рублей в отстройку перерабатывающей береговой базы», – отметил собеседник издания.
«Сегодня в России производится широкий спектр оборудования для береговых заводов, есть аналоги большинства зарубежных машин. У нашей компании наработан огромный опыт по строительству и модернизации береговых заводов буквально с нуля. К слову, большая часть рыбоперерабатывающих заводов, о которых в докладе на президиуме Госсовета говорил губернатор Камчатского края Владимир Илюхин, – это проекты «Технологического оборудования». Поэтому все вопросы, касающиеся береговой переработки, уверен, можно решить силами российских специалистов. Тем более что берег не требует создания особой инфраструктуры по обслуживанию, как в случае с флотом», – подчеркнул Олег Комаров.
Текст полностью читайте в рубрике «Интервью» на сайте Fishnews.