Российской профсоюз моряков предложил поправки к Коллективному договору на 2008 г.
На переговорах между российскими судовладельцами и Российским профсоюзом моряков (РПСМ), прошедших в июле 2007 г. в Санкт-Петербурге, последним были выдвинуты предложения для включения в коллективный договор 2008 г. для российских моряков работающих на судах под удобным флагом. Основными стали предложения по поводу оплаты труда.
Как сообщил Fishnews.ru председатель Дальневосточного региональной организации Российского профсоюза моряков Николай Суханов, с учетом инфляции и падения курса доллара было предложено проиндексировать общую стоимость экипажа модельного судна и увеличить ее на 28%. Профсоюз также считает, что помимо компенсации в случае постоянной потери трудоспособности, связанной с несчастным случаем в период контракта, моряк должен иметь право на компенсацию в случае постоянной потери трудоспособности, если указанная постоянная потеря трудоспособности наступила вследствие болезни, возникшей в период контракта.
В период действия контракта (работа на судне или следование на судно и с судна) моряки работают в различных климатических зонах, где подвергаются влиянию различных факторов окружающей среды (влажность, жара, холод, укусы насекомых и прочее), влиянию факторов связанных с выполнением своих трудовых обязанностей на судне (качка, шум, вибрация, воздействие вредных факторов перевозимого груза, стрессы в экстренных ситуациях, изменение часовых поясов, длительность периода плавания), а так же воздействию прочих различных факторов. При стечении обстоятельств воздействие ряда указанных факторов, или даже одного из факторов, например укус насекомого, являющегося переносчиком заболевания, может привести к болезни ранее практически здорового человека, следствием чего может стать частичная или полная потеря трудоспособности. Поэтому потеря трудоспособности вследствие заболевания в период действия контракта должна, компенсироваться также как и потеря трудоспособности вследствие травмы в период действия контракта.
При следовании на судно моряку должна выплачиваться заработная плата в размере базовой ставки с даты выезда из места найма до даты прибытия на борт судна. Текст действующего договора говорит о том, что компания обязана выплачивать заработную плату моряку с даты подписания контракта и не конкретизирует сроки выплаты и размер оплаты при направлении моряка на судно. Как правило, используя неургулированность этого вопроса, компании начинают выплату заработной платы с момента прибытия моряка на судно. Но моряк, нанятый компанией, как правило, подписывает договор в месте найма, и, находясь в пути от места найма, уже попадает под действие договора, таким образом, заработная плата должна выплачиваться с даты выезда моряка до прибытия на борт судна.
Командный состав должен иметь право на оплату почасового овертайма, выполняемого помимо 103 часов гарантированного овертайма. Всякая сверхурочная работа независимо от занимаемой должности офицерской или рядовой должна оплачиваться. Длительность постоянной работы на судне для командного и рядового состава должна быть одинаковой и составлять 4 месяца. Для удобства смены экипажа длительность найма может быть сокращена или увеличена, но не более чем на 1 месяц. Настоящее предложение предполагает реализацию принципа постоянных экипажей на каждом судне, или 3 экипажа на 2 судна и выравнивание условий труда рядового и командного состава, позволит работать постоянными, сложившимися экипажами, что в свою очередь должно способствовать повышению безопасности мореплавания и снижению аварийности вследствие влияния так называемого «человеческого фактора».
РПСМ инициировал предложение внести в текст Коллективного договора пункт об ответственности компании за выплату компенсации в случае смерти моряка до окончания срока отпуска, за исключением случаев самоубийства и несчастных случаев в быту. После интенсивной многомесячной работы и перенесенных нервных напряжений и стрессов были случаи, когда моряк умирал по возвращении на берег без видимых на то причин. По мнению профсоюза, что если трагедия произошла в период отпуска, то компания должна выплачивать компенсацию.
Профсоюз приложит максимум усилий для того, чтобы все предложенные моряками требования были включены в коллективный договор 2008 г. и условия труда российских моряков, работающих на судах под удобными флагами, будут улучшены. Ведь в настоящее на таких судах трудятся более 40 тыс. российских моряков, около 35 тыс. из которых защищены коллективными договорами, подписанными между РПСМ и судовладельцами. Все договоры одобрены Международной федерацией транспортных рабочих. Заработная плата капитана на таких судах составляет от 5 до 8 тыс. долларов США, а минимальная ставка матроса 1 класса – 1550 долларов США.