Прудовая рыба – ключ к реализации госпрограммы
Отставание от графика госпрограммы можно восполнить за счет прудового рыбоводства – к такому выводу пришли участники семинара-совещания в Астраханской области. Они обсудили резервы для получения дополнительного объема товарной рыбы к 2020 г., которые необходимо задействовать в кратчайшие сроки.
Провал по индустриальному рыбоводству
Площадкой для обсуждения вопросов развития товарной аквакультуры 27 сентября стал город Камызяк Астраханской области. В семинаре-совещании приняли участие более 100 человек: в основном представители бизнеса, руководители и специалисты рыбоводных хозяйств, а также сотрудники региональных администраций и профильных научных учреждений – ВНИИР, ВНИИПРХ, ФСГЦР. Федеральные органы власти представляли замглавы Минсельхоза Евгений Громыко, директор департамента регулирования в сфере рыбного хозяйства и аквакультуры (рыбоводства) Евгений Кац и начальник управления аквакультуры Росрыболовства Виктор Ашарин.
Как сообщает корреспондент Fishnews, в центре внимания участников семинара-совещания оказалась реализация государственной и отраслевой программ развития товарного рыбоводства и меры, призванные обеспечить их выполнение. Прошедший год ярко продемонстрировал, что дотянуться до заложенных в этих документах объемов выращивания рыбы по различным причинам не удалось. Под сомнением оказалось достижение главной цели – выйти к 2020 г. на производство 315 тыс. тонн.
Анализ ситуации показал очень разную картину как по регионам и федеральным округам, так и по видам аквакультуры. К примеру, у рыбоводов Пензенской области есть все шансы уже к концу текущего года выйти на уровень, предусмотренный госпрограммой на 2020 г. В то же время в ряде субъектов Федерации, где центральная роль отводилась индустриальной аквакультуре – это Мурманская область, Красноярский край, Калининградская область, – уже сейчас понятно, что программные показатели выполнены не будут.
«К сожалению, при составлении программы в части нового производства для этих регионов учитывались только биологические возможности объектов выращивания, а не экономическая ситуация, состояние среды, наличие производителей, риски для бизнеса и другие факторы. На мой взгляд, это связано, прежде всего, с отсутствием у нас определенного опыта. Сейчас такой опыт появился, и ситуацию можно оценивать реалистично», – прокомментировал причины провала в индустриально рыбоводстве председатель правления Ассоциации «Росрыбхоз» Василий Глущенко.
Прудам не хватает площадей
На семинаре-совещании обсуждалось, есть ли возможности исправить положение и все-таки получить в аквакультуре 315 тыс. тонн к 2020 г., даже за счет других источников, не обозначенных в государственной и отраслевой программах. По мнению большинства участников, это вполне реально, если активизировать, прежде всего, работу прудового рыбоводства как наиболее успешного сектора отечественной аквакультуры.
Наиболее простым способом повысить объемы производства прудовой рыбы является вовлечение в оборот новых производственных площадей, в том числе водных объектов, которые сейчас не используются. Это пресловутые пруды на водотоках, малые водохранилища, ирригационные системы и другие водоемы, которые сейчас сложно задействовать из-за пробелов в законодательстве.
Строительство новых прудов на землях сельхозназначения в таких условиях также слишком рискованно. Земля под водным объектом в любой момент может быть объявлена федеральной собственностью, как это случалось в Курской, Брянской, Белгородской областях.
Большие надежды рыбоводы возлагают на выполнение поручений президента по итогам апрельского форума ОНФ в Йошкар-Оле: перед правительством поставлена задача – внести в законодательство изменения, направленные «на регулирование использования водных объектов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, для осуществления товарной аквакультуры».
«Это надо сделать как можно быстрее, – подчеркнул Василий Глущенко. – Мы надеемся, что новый состав Госдумы приступит к рассмотрению и принятию этого законопроекта, который готовился еще к весенней сессии. За это время документ прошел все необходимые общественные экспертизы и согласования».
Как только закон будет принят, появится возможность расширения прудовой базы для товарного рыбоводства. Это сразу даст очень серьезную прибавку, уверены в бизнес-сообществе. В связи с этим на совещании была высказана просьба к федеральным чиновникам ускорить продвижение законопроекта в парламенте.
Техника ради спасения рыбы
Другим перспективным резервом для роста в прудовом рыбоводстве является техническое перевооружение рыбоводных хозяйств. На сегодняшний день техническое оснащение многих предприятий находится на откровенно низком уровне, а недавно пришедшие в отрасль фермеры и индивидуальные предприниматели зачастую даже не подозревают или только краем уха слышали о возможностях механизации и автоматизации процесса выращивания рыбы.
Собственно с этой целью к семинару была приурочена специализированная выставка «Современные технические средства и оборудование для товарного рыбоводства». В Камызяк привезли образцы техники и приборов, выпускаемых, за редким исключением, отечественными производителями и вызвавших живейший интерес участников мероприятия. Непосредственно на выставке было заключено 11 сделок по продаже оборудования и подписано 13 соглашений о намерениях.
Большим спросом пользовалось инкубационное оборудование, аэраторы, камышекосилки, компрессоры для подачи воздуха для живорыбного автотранспорта, насосы для перекачки воды, приборы контроля за параметрами водной среды, охранные системы и землеройная техника для мелиорации прудов.
По словам Василия Глущенко, широкое применение техники не только улучшает экономику производства и уменьшает трудозатраты, но и, главное, сохраняет среду обитания при природно-климатических угрозах. Это беда, с которой каждое лето сталкиваются хозяйства, когда вода в прудах прогревается до опасных значений – выше 28 градусов – и рыба гибнет от падения уровня кислорода, особенно в придонной части прудов.
Между тем отход рыбы можно уменьшить, а порой и предотвратить за счет применения средообразующей техники. Разнообразные аэраторы, оксигенаторы насыщают воду кислородом, что позволяет рыбе лучше переносить высокие температуры, питаться и набирать массу даже в жаркий период года. По подсчетам экспертов, только за счет применения технических средств объем продукции прудового рыбоводства можно поднять примерно на 15%.
Ставка на гибриды
Еще одно ключевое условие увеличения производства рыбы в прудовом и индустриальном рыбоводстве не раз обсуждалось на заседаниях правления «Росрыбхоза». Речь идет о применении в обороте и выращивании высокопродуктивного посадочного материала. На текущий момент племенной статус имеют два десятка питомников и репродукторов. Их мощности вполне достаточно, чтобы обеспечить уже в будущем году все товарные хозяйства страны личинкой высокопродуктивных гибридов карповых и растительноядных рыб.
«Сейчас уровень их применения оценивается в 20%. Это гибриды чистых линий, образованные в результате межпородного скрещивания. В отличие от устойчивых пород они не способны к самостоятельному размножению, зато дают рост массы на 20-25% при тех же условиях кормления и содержания, при тех же затратах», – отметил Василий Глущенко.
По подсчетам ассоциации, стоимость гибридной личинки лишь немногим выше обычной «беспородной», а в пересчете на тонну товарной рыбы эта разница и вовсе стремится к нулю. В то же время отдача от племенного посадочного материала стабильно высокая даже без применения интенсивных технологий выращивания. Осознание важности повсеместного внедрения высокопродуктивной личинки побудило «Росрыбхоз» создать в этом году рабочую группу по селекционно-племенной работе.
«В перспективе, конечно, надо всем переходить на интенсивные технологии. Что это значит? Это хороший посадочный материал, соблюдение нормальных условий выращивания, применение технических средств, обязательно кормление рыбы. Тогда мы вместо тонны с гектара будем иметь минимум полторы-две тонны, а с привлечением дополнительных площадей получим реальную возможность выполнить госпрограмму», – убежден Василий Глущенко.
Fishnews