«Орел» расправит паруса
В Астраханской области ведутся работы по воссозданию первого русского военного корабля «Орел», построенного для Астрахани 340 лет назад. В канун Дня российского флага губернатор Александр Жилкин посетил площадку, где его строят, и, продолжая старую традицию, поднял российский флаг над возрождающимся парусником.
Впервые российский триколор взвился на его флагштоке в 1668 г., ознаменовав начало создания военно-морского флота России и, в частности, Каспийской флотилии. Инициатором этого проекта стал ближайший советник царя Алексея Михайловича, глава Посольского и Малороссийского приказов Афанасий Ордын-Нащокин. Закладка корабля состоялась 14 ноября 1667 г. В работах, продолжавшихся полгода, россиянам помогали многоопытные голландские судостроители, выбравшие в качестве прототипа для «Орла» один из своих кораблей. 3 августа 1669 г. первенец российского Военно-Морского Флота прибыл в Астрахань для охраны южных рубежей страны.
Как сообщили Fishnews.ru в пресс-службе администрации Астраханской области, идея восстановить «Орел» возникла у астраханских энтузиастов в 1992 г. Однако только год назад удалось организовать общественный фонд «Орел». Его участники намерены создать в Астрахани центр исторического деревянного судостроения, популяризовать традиции российского мореплавания, объединить мастеров-корабелов из дельтовых городов мира.
Сегодня парусник восстанавливают совместно центр исторического судостроения и ремесел и морской историко-культурный центр города Петрозаводска. К сожалению, до нашего времени не дошел ни один из оригинальных чертежей «Орла». Однако выяснилось, что строился он по образцу типичных голландских кораблей XVII в. Поэтому на помощь пришли корабелы судостроительной верфи города Лелистад (Голландия). Надзор осуществляет Нижневолжский филиал Российского речного регистра – «Орел» будет не сувенирной продукцией, а настоящим кораблем.
Как отметил исполнительный директор фонда «Орел» Сергей Кузнецов, исторический корабль будет восстановлен с применением старинных инструментов: только топоры, пилы и молотки. В качестве основного строительного материала будет использован сверхпрочный столетний дуб, выращенный в Воронежской области. «Это, конечно, делает работу более трудоемкой и дорогостоящей, – признался директор фонда. – Но тем ценнее будет результат».
Работы на верфи идут полным ходом. Предполагается, что окончательно корабль будет готов в 2009 г., когда закончатся достройка на плаву, оснащение оборудованием и проведение ходовых испытаний. Астраханский губернатор, посетив площадку, на правах почетного гостя вбил серебряный гвоздь, укрепив мидльшпангоут парусника, а затем, по примеру Петра Первого, взялся за топор и обтесал одну из его деталей, оставив себе щепку на память. По его словам, парусный корабль «Орел», «станет не только живым воплощением истории, но и символом военно-морской гордости России».