Россияне рыбу уважают, но не понимают
Какую рыбу и в каком виде предпочитают покупать наши соотечественники и как повысить популярность рыбных товаров, обсудили участники конференции «Наша рыба. Стратегия продвижения отечественной рыбной продукции на столы россиян» в рамках форума в Санкт-Петербурге.
Конференция, организованная 15 сентября - в последний день работы второго Международного рыбопромышленного форума и Выставки рыбной индустрии, морепродуктов и технологий, оказалась одной из самых популярных и востребованных. Межотраслевая дискуссия, собравшая представителей рыбной промышленности, ретейла, логистических компаний, СМИ, специалистов в области диетологии, маркетинга и рекламы, развернулась вокруг вопроса, как вернуть рыбное меню на столы россиян.
Как сообщает корреспондент Fishnews, социологические данные - от опроса на улицах Москвы до общероссийского исследования - рисуют интересную картину. В пользе рыбной продукции для здоровья не сомневается подавляющее большинство россиян, но вот часто употребляет ее в пищу вполовину меньше опрошенных, и уж совсем небольшой процент населения разбирается в видах рыбы и в том, как ее выбирать.
Проведенное ВЦИОМ исследование показало, что потребление рыбы и рыбной продукции зависит даже от региона. По словам заместителя гендиректора центра Кирилла Родина, чаще всего рыбу едят жители Дальнего Востока, а реже всего - на Северном Кавказе. При этом в целом по стране морская рыба пользуется большей популярностью, чем речная. Среди гастрономических предпочтений россиян лидирует жареная рыба (22%), за ней с большим отрывом - запеченная в духовке.
При выборе рыбы потребители в основном ориентируются на внешний вид товара, качество и свежесть, срок годности и цену. Эти данные вполне совпадают со статистикой торговых сетей. По словам директора по взаимодействию с органами госвласти X5 Retail Group Станислава Наумова, «достойное качество товара» и «доступная цена» – приоритетные требования. Кроме того, покупатель хочет получить быстрый в приготовлении продукт, в небольшом количестве – среднюю по весу порцию, по возможности сытный и диетический.
Важным фактором привлечения внимания остается яркая, информативная упаковка, лучше с прозрачными вставками. Позиционирование продукта как «органического» и для «здорового образа жизни» также добавляет ему очков в глазах посетителей магазинов. А вот в ценности и четком понимании аудиторией бренда «Русская рыба» представитель ретейлера усомнился.
«Лично для меня русская рыба – это речная рыба, – признался Станислав Наумов. – С точки зрения маркетинга даже «Дикая рыба холодных морей» звучит круче, чем "Русская рыба"».
Аналитики также указали на низкий уровень знаний о рыбной продукции не только у потребителя, но и у продавцов. Заинтересованность в российской рыбе есть, но бренды производителей населению практически неизвестны. Люди все чаще предпочитают покупать филе, стейки или полуфабрикаты - просто потому, что не умеют или не хотят разделывать целую рыбу.
По мнению экспертов, нужно образовывать покупателя, учить его выбирать продукцию, указывать, на что обращать внимание. Помимо врачей-диетологов, чьи консультации малодоступны большинству населения, к пропаганде рыбы стоит подключать фитнес-инструкторов и соцработников, которые могут объяснять людям основы правильного и сбалансированного питания, считает генеральный секретарь Российского союза нутрициологов, диетологов и специалистов пищевой индустрии Альфред Богданов.
Как отметил замруководителя Росрыболовства Петр Савчук, ключевой проблемой остается качество той рыбы, которую покупатель видит в торговых сетях. Представитель федерального агентства напомнил о повсеместной практике магазинов продавать размороженную рыбу под видом охлажденной и с соответствующим ценником. По-прежнему весьма ограниченным остается ассортимент рыбных полуфабрикатов, например, из тресковых видов рыб. Производителям нужно учитывать и тренд к уменьшению фасовки.
«Важно, чтобы не в больших блоках это продавалось, чтобы была мелкая упаковка, удобная покупателю, - подчеркнул замглавы рыбного ведомства. – Наша стратегия рассчитана на рынок потребителя, от его требований зависит вся цепочка. Если мы создадим эту индустрию, рыбаки будут заключать с сетями долгосрочные контракты, это и даст результат. Должно быть соответствующее отношение к рыбе, рыбу надо любить», – подчеркнул Петр Савчук.
Эту точку зрения разделяют и маркетологи, предлагая отталкиваться от покупателя и его запросов как источника бизнеса, что для отечественных рыбаков пока нехарактерно. «На сайтах российских компаний есть все о добыче, - обратил внимание генеральный директор компании PMCG Павел Межеричер. - Но нет ничего о потребителе».
«Хорошее обсуждение, - охарактеризовал итоги конференции президент Всероссийской ассоциации рыбохозяйственных предприятий, предпринимателей и экспортеров Герман Зверев. - Хороший у нас интеллектуальный ассортимент сегодня был для общения. Мне кажется, сессия удалась».
II Международный рыбопромышленный форум и Выставка рыбной индустрии, морепродуктов и технологий проходили в Санкт-Петербурге с 13 по 15 сентября. Организатор выставочных мероприятий – Expo Solutions Group, генеральный информационный партнер – Fishnews.
Fishnews