Законопроект Шрёдингера: то ли он есть, то ли его нет
Росрыболовство по-прежнему отказывается представить рыбацкой общественности законопроект по крабовым аукционам. Зато активно обсуждает с другими ведомствами возможность его принятия до конца года.
Регулярные торги не нашли поддержки
Меры по развитию конкуренции в рыбохозяйственном комплексе, которые вошли в дорожную карту, утвержденную 16 августа правительством, рассматривались 23 октября на заседании Общественного совета при Росрыболовстве. Наибольший резонанс в рыбацком сообществе вызвали два пункта этого документа – о распределении 50% квот добычи краба на аукционах и о создании механизма для выделения и реализации на торгах каждые три-пять лет части квот, ранее распределенных по историческому принципу.
Как сообщает корреспондент Fishnews, по крабовым аукционам Росрыболовство должно представить предложения в Минсельхоз к 31 января 2019 г. По второй инициативе до 25 февраля планируется подготовить доклад в правительство, причем с негативной оценкой – в ведомстве не разделяют мнения ФАС, что распределение долей квот по историческому принципу является основной проблемой развития конкуренции в сфере рыболовства.
Руководитель Росрыболовства Илья Шестаков подтвердил, что в докладе будет отражена отрицательная позиция по регулярным аукционам. «Делать это, мы считаем неправильным, недопустимым, – подчеркнул он – Думаю, что будет и позиция других ФОИВов, что это делать нецелесообразно. И мы считаем, что на данном этапе рассматривать такой подход неправильно, поскольку для этого есть все экономические аргументы».
Члены Общественного совета, в том числе участвовавшие в заседании по видеосвязи из регионов, поддержали позицию Росрыболовства при подготовке доклада в правительство, но настаивали на безусловном сохранении исторического принципа.
Краб на особом счету
Президент Ассоциации добытчиков краба Дальнего Востока Александр Дупляков поинтересовался, каким образом в концепции законопроекта будет прописан особый статус краба. Он указал, что закон должен носить универсальный характер, поэтому нормы в отношении крабов могут быть распространены и на другие объекты промысла.
Однако прямого ответа участники Общественного совета не услышали. Вместо того чтобы говорить о содержании законопроекта, глава Росрыболовства напомнил о поручении по его разработке. «Сроки установлены, поэтому законопроект мы будем разрабатывать, согласовывать непосредственно с ФОИВами и вносить в правительство для принятия решения», – отчитался он.
Не помогла и просьба председателя комиссии Общественной палаты по развитию агропромышленного комплекса и сельских территорий Евгении Уваркиной разъяснить, чем вызвана такая разница в подходах. «Я вижу две логики: по крабам и по всем остальным видам водных биоресурсов, – отметила представитель ОП. – У нас двойные стандарты?»
Оказалось, что Росрыболовство, напротив, считает свою позицию вполне логичной и обоснованной. Илья Шестаков сослался «на различное регулирование по разным видам ВБР», приведя такие примеры как выделение квот по минтаю и сельди для инвестиционных целей и регулирование промысла анадромных.
«Здесь логика понятна. Если правительство решает и считает, что это валютоемкий дорогой объект, при котором не требуется серьезных инвестиционных вложений именно в добычу и при котором добыча может осуществляться с применением аукционного принципа, точнее распределения долей на определенный срок, – это один подход. А там, где рентабельность в отрасли не такая высокая, где требуются серьезные инвестиционные вложения, где вот такой переход прав без осуществления новых инвестиционных вложений может привести к коллапсу, – это немного другая история. Поэтому мне кажется, здесь вполне все аргументировано», – заявил руководитель федерального агентства.
По мнению Евгении Уваркиной, если крабовые квоты решат продавать на аукционах, в дальнейшем сопротивляться позиции ФАС по торгам в отношении других видов водных биоресурсов будет гораздо сложнее.
Законопроект прячут от бизнеса
По словам Александра Дуплякова, беспокойство в отрасли из-за инициатив ФАС и невозможность нормального диалога вокруг распределения крабовых квот связаны с тем, что рыбаки до сих пор не знают, что именно предлагают Росрыболовство и Минсельхоз.
«Все обсуждения этого вопроса в принципе проходят в закрытом режиме, – обратил внимание руководитель дальневосточной ассоциации. – Но это в первую очередь хозяйственный документ, хозяйственный законопроект. Он касается неограниченного числа пользователей и его обсуждение должно быть открытым. Статья 2 федерального закона «О рыболовстве…» гарантирует участие общественных объединений в рассмотрении этих вопросов».
Глава Росрыболовства согласился с предложением председателя Общественного совета Германа Зверева вынести законопроект по распределению крабовых квот на аукционах на рассмотрение совета, но оговорил, что это будет сделано после разработки документа.
«Сроки определены – 31 января, время еще есть согласно дорожной карте», – заверил Илья Шестаков, но вновь уклонился от прямого вопроса, в каком виде сейчас существует эта законодательная инициатива и обсуждается ли она с другими ведомствами.
«Обсуждение всегда есть, обсуждение идет в течение полутора лет, и высказываются различные позиции различными органами федеральной власти. Вы о них, наверное, слышали, поэтому ну что мы об этом будем говорить», – обратился он к участникам Общественного совета, прежде чем покинуть заседание.
А чуть позже стало известно, это обсуждение имеет совершенно конкретные формы. Под занавес встречи Александр Дупляков проинформировал, что в сводном заключении комитета Госдумы по бюджету и налогам на проект федерального бюджета на 2019 г. отмечено, что Минсельхоз направил письмо с проектом закона – в обоснование крабовых аукционов – в Минфин. Предполагается, что закон будет принят и вступит в силу до начала будущего года.
В связи с этим, как заявил Герман Зверев, Общественный совет еще раз обратится к руководителю Росрыболовства, чтобы получить возможность ознакомиться с текстом законопроекта.