Вячеслав Попов: Основной недостаток – отсутствие налоговой гибкости
Председатель Комиссии Совета Федерации по национальной морской политике Вячеслав Попов считает необходимым внести поправки в ФЗ «О морских портах…». По его мнению, развитию российских портов мешает фискальный характер таможенно-налоговой политики. Вместо стремления помочь развитию портам, таможенников и налоговиков интересует традиционно фискальная цель – давить и забирать.
Россия – великая морская держава. Однако сегодня все функции управления в сфере морской политики распылены. Сегодня морями, реками, портами, шельфом, флотом и рыболовецкой отраслью занимаются разные ведомства, агентства и министерства, почти что все. Уже настолько «все», что это зачастую означает – никто. Более того, каждое ведомство, защищая свой интерес, не замечает, что ущемляет интересы других участников морской сферы деятельности.
Поэтому было необходимо создать объединяющий, координирующий орган, который сможет преодолеть эту разобщенность в морском деле, и поможет навести порядок. В интервью «Парламентской газете» Председатель Комиссии Совета Федерации по национальной морской политике Вячеслав Попов рассказал о деятельности своей комиссии, которая занялась всем комплексом проблем по законодательной базе в сфере морской политики.
В целях создания правового поля, прежде всего, был принят Закон «О морских портах и портовой деятельности», который до этого буксовал 9 лет (!). В ходе рассмотрения закона в Совете Федерации осенью прошлого года, комиссии было дано поручение – провести мониторинг реализации закона. Специалистами комиссии по морской политике был проведен ряд выездных мероприятий, итогом которых станут поправки в закон о морских портах, которые, по словам Вячеслава Попова, будут внесены в Госдуму уже к осени этого года.
«За время своей работы наша Комиссия провела выездные заседания в портах Санкт-Петербург, Усть-Луга, Приморск. Первый вывод, который был сделан – закон был нужен, он действует, и в целом сыграл положительную роль для всех российских портов. Появилась правовая основа для наведения порядка в деятельности портов, введения единых стандартов работы наших портов», – отчитался глава комиссии.
В то же время, как сообщили РИА Fishnews.ru в пресс-службе Совета Федерации, был выявлен и ряд существенных недостатков, мешающих дальнейшему развитию. «Так, это отсутствие гибкости и способности оперативно принимать решения в области налоговой и таможенной политики. Нет такой цели – заинтересовать всех участников портовой деятельности и помочь развиваться нашим портам. Цель у таможенников и налоговиков иная, традиционно фискальная – давить и забирать, – отметил сенатор. – Сегодня же нужна политика гибкая, позволяющая стимулировать тех, кто зарождается, развивается и занимается перспективным для России направлением деятельности».
Положительный пример имеет мировая практика, когда новое дело, новый нужный государству бизнес на начальном этапе своего развития освобождается от налогового бремени, чтобы иметь возможность встать на ноги, заработать в полную силу. «А у нас даже не уменьшают налоговую нагрузку на строящиеся портовые объекты. Надо строиться и расширяться, работы и прибыли еще нет, а налоги – уже плати, и весьма солидные!» – уверен Вячеслав Попов. «По этой же причине, – продолжил он, – до 90% наших судов ходит под иностранными флагами. Опять же из-за таможенной и налоговой политики. Там дешевле, а у нас дороже – такие условия созданы правительственными постановлениями».
Другой проблемой остается положение дел в судостроении. Заказы уходят за границу, российские строители работают по минимуму. Все это, по мнению представителя Совета Федерации, является результатом ошибочного подхода в управлении – «мы все еще хотим командовать. Не условия создавать, а предписывать и указывать. Хотя предельно ясно – сделайте так, чтобы людям было интересно и выгодно. Поэтому наш главный вывод таков. Узловыми моментами, препятствиями, стоящими на пути развития морского дела, являются сегодня негибкость таможенно-налоговой политики, отсутствие системных и долгосрочных подходов в государственной морской политике», – подчеркнул чиновник.