Судостроению нужен импульс
Выездное заседание комиссии Совета Федерации в Северодвинске было посвящено проблемам нормативно-правового регулирования интеграции предприятий судостроения. Главная цель создания корпораций – в условиях рынка объединить ресурсы страны для решения общегосударственных задач, считает председатель комиссии по национальной морской политике Вячеслав Попов.
В пятницу на Севмаше сенаторы обсудили перспективы создания Северного центра судостроения и судоремонта. Напомним, в рамках ОСК планируется создать 3 центра судостроения – Северный, Западный и Дальневосточный. На организацию центра также претендуют судостроительные предприятия южных регионов, но практически все они находятся в частной собственности, а главная цель создания корпораций – «в условиях рынка объединить ресурсы страны для решения общегосударственных задач, – заметил председатель комиссии Совета Федерации по национальной морской политике Вячеслав Попов. «Необходимо возродить, а затем сделать конкурентоспособным на мировом рынке российское судостроение», – уверен он.
Выездное заседание комиссии Совета Федерации, посвященное проблемам нормативно-правового регулирования интеграции предприятий судостроения, проводилось в Северодвинске не случайно. Здесь расположены крупнейшие на Северо-Западе судостроительные гиганты – «Звездочка», Севмаш, «Арктика», крупные научно-исследовательские институты.
Потенциал очень большой, но есть проблемы, которые не позволяют предприятиям интегрироваться в мировую экономику, характерные для судостроительной отрасли в целом. Как сообщили РИА Fishnews.ru в пресс-службе администрации Архангельской области, в первую очередь, это устаревшее оборудование, которое уже не обеспечивает требуемого качества продукции. Во-вторых, проектные решения, существенно отстающие от технологий, которые используются на передовых зарубежных предприятиях. В-третьих, острая нехватка квалифицированных рабочих кадров.
Эти проблемы лежат в плоскости производственной деятельности. Но есть и вопросы законодательного порядка. «Налоговая и таможенная политика должна быть направлена на стимулирование предприятий, а в России она пока носит фискальный характер, – пояснил Вячеслав Попов. – Поэтому наши крупнейшие компании не имеют возможности быстро модернизировать производство, а, следовательно, неконкурентоспособны».
Однако уже в ближайшее время ситуация может коренным образом измениться. В прошлом году судостроение было объявлено одним из приоритетов государственной политики. Это дало толчок разработке стратегии развития отрасли до 2020 г. и на дальнейшую перспективу. Среди первоочередных задач – разработка законопроектов, которые позволят отечественным судостроителям конкурировать с зарубежными концернами.