Космосъемка против браконьеров
О новых возможностях и методах использования космической съемки шла речь на брифинге, организованном во Владивостоке представителями общественных и инженерно-технологических экологических организаций. Как было отмечено на встрече, именно Дальний Восток стал одним из первых мест в России, где было начато применение материалов космической съемки для сохранения биоразнообразия.
«В 2000 г. именно на основе космоснимков было впервые проанализировано состояние лесов Дальнего Востока и выделены леса высокой природоохранной ценности, охрана которых стала одной из основных задач WWF и других природоохранных организаций», – пояснил координатор проектов лесной программы Амурского филиала Всемирного фонда дикой природы (WWF) Андрей Пуреховский.
При этом, как сообщили РИА Fishnews.ru в отделении WWF Россия, важно, что использование спутниковых методов не ограничивается лесным сектором. Заместитель генерального директора ИТЦ «СканЭкс» Ольга Гершензон подробно остановилась на том, как космическая радарная съемка позволяет осуществлять оперативный мониторинг морских акваторий, в том числе припортовых зон, на предмет выявления разливов нефти и определять местоположение судов, занимающихся браконьерским промыслом.
Работы по экологическому космомониторингу проводились во время аварии танкера «Волгонефть-139» в Керченком проливе в ноябре 2007 г.: дешифрированные снимки оперативно «вывешивались» в открытом доступе в Интернет. Летом 2008 г. ИТЦ «СканЭкс» возобновил мониторинг Керченского пролива. В результате было установлено, что отломившаяся носовая часть танкера продолжает загрязнять море, а выставленные вокруг нее боновые заграждения, оказались неэффективными. На основе данных космосъемки Минтранс РФ принял решения о срочном подъеме носовой части танкера и ее утилизации.
Летом 2007 г. ИТЦ «СканЭкс» совместно с WWF осуществлял спутниковый мониторинг положения судов во время установки нефтедобывающей платформы на шельфе Сахалина в зоне летнего обитания краснокнижной охото-корейской популяции серых китов. Задачей проекта был контроль за соблюдением судами границы китового заказника и оценка акустического воздействия на морских млекопитающих. По ходу работ был выявлен разлив нефтепродуктов с судна около платформы. Спутниковые данные принимались на сеть станций UNISCAN, организованную инженерно-технологическим центром. Одновременно НП «Прозрачный мир» организовало on-line проект в Интернет по визуализации результатов спутникового экологического мониторинга за состоянием шельфа Сахалина, продолженного осенью 2007 г.
Данные оперативной космической съемки можно использовать и для выявления положения судов, занимающихся браконьерством. Как известно, в соответствие с законодательством, каждое судно обязано иметь на борту GPS-передатчик, автоматически передающий данные о своих координатах. В ряде случаев, при осуществлении нелегальной деятельности, передатчик «блокируется» или оставляется в другом месте. При сравнении координат судов, определенных по спутниковым данным и полученных с судового GPS, будет выявлено несовпадение. Таким образом, контролирующие органы могут выявлять суда, сообщающие ложную информацию. Однако, к сожалению, в настоящее время, госорганы не проявляют заинтересованности в применении этого метода, посетовали экологи.