Тернистый путь законотворчества
Принятый 21 ноября 2008 г. во втором и третьем чтении Госдумой законопроект «О внесении изменений в ФЗ «О рыболовстве…» и отдельные законодательные акты РФ» нуждается в дальнейшей доработке. Как полагают в руководстве ВАРПЭ, очередные, но не исчерпывающие изменения в главный отраслевой закон «оставляют поле деятельности для рыбаков, чиновников и законодателей над его совершенствованием».
Предыдущий вариант ФЗ N 166 «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» был далек от совершенства, в результате чего у рыбацкой общественности и структур продолжали оставаться вопросы по применению тех или иных его норм. В частности, отсутствовало четкое определение понятия «прибрежное рыболовство», вызывала сомнения правомерность принудительного прекращения права на добычу (вылов) водных биоресурсов по решению уполномоченного федерального органа исполнительной власти, т.е. Росрыболовства и т.д.
В 2008 г. велась активная работа над совершенствованием отдельных норм закона. При подготовке законопроекта ко второму чтению в ноябре рабочей группой, созданной Комитетом по природным ресурсам и природопользованию и экологии Госдумы, в состав которой входят и представители ВАРПЭ, были поддержаны поправки, предусматривающие право рыбохозяйственных предприятий на пользование налоговым режимом в виде ЕСХН, уточняющие критерии градо- и поселкообразующих рыбохозяйственных организаций (в части пользования арендованными судами). Однако из окончательной редакции законопроекта, принятой во втором и третьем чтении 21 ноября, эти нормы были исключены.
К положительным сторонам законопроекта, как сообщили РИА Fishnews.ru во Всероссийской Ассоциации рыбохозяйственных предприятий, предпринимателей и экспортеров (ВАРПЭ), относится восстановление понятия «прибрежное рыболовство», отмена права ФАР выносить решения о принудительном прекращении рыболовства, т.е. усиление гражданско-правовой формы регулирования рыбным промыслом, нераспространение на маломерный флот требований оснащения судов ТСК, узаконенный прилов водных биоресурсов. Кроме того, установлено, что производство рыбной и иной продукции из водных биоресурсов осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов, что, по мнению рыбопромышленников, позволит вывести на качественно иной уровень вопросы переработки ВБР.
Внесена ясность в вопрос закрепления долей и наделения квотами на добычу водных биоресурсов в случаях, когда ранее устанавливался запрет на их добычу. Ранее имелись предложения об аукционной форме наделения пользователей долями на такие объекты промысла. Однако законопроектом предусмотрено, что договоры о закреплении долей на вновь разрешенные к добыче виды будут заключаться на основании сведений о ранее закрепленных долях.
К минусам законопроекта, как считают в Ассоциации, следует отнести сохранение нормы о запрете с 1 января 2009 г. промысла для судов, принадлежащих иностранным лицам. При работе над документом предлагалось отсрочить введение этой нормы на 1 год или сделать исключение для судов, построенных под гарантии Правительства Российской Федерации, но Госдума эти идеи не поддержала. Не были приняты и важнейшие поправки в части перехода на единый сельскохозяйственный налог – тут уже против высказался Минфин России.
В законопроект также вошла норма, не позволяющая научным организациям распоряжаться уловами, полученными в научно-исследовательских и контрольных целях, которые ранее перерабатывались либо реализовывались, а полученные средства направлялись на науку. Теперь в случае, если физическое состояние водных биоресурсов не позволяет возвратить их в среду обитания, уловы подлежат уничтожению. Применение этой нормы должно сопровождаться полноценным финансированием отраслевой науки, занимающейся сырьевыми исследованиями, полагают в ВАРПЭ.