Закон о квотах на 10 лет... и быстрый переход к новым трансформациям
Принятие в 2007 г. закона о закреплении долей квот вылова на 10 лет стало вехой для рыбной промышленности. Но и трех лет не прошло, как стали обсуждать новые принципы предоставления прав на добычу. На площадке проекта Fishnews «Актуально вчера, сегодня, завтра» рассказываем о ключевых для отрасли событиях.
Эпоху квотных аукционов в рыбохозяйственном комплексе принято считать темными временами, последствия которых ощущались еще долго. В 2003 году правительство решило пересмотреть подходы к организации промысла и закрепить доли квот за рыбаками на пять лет.
Такой принцип благотворно сказался на отрасли. Долгосрочное закрепление исключило влияние чиновников на распределение квот и позволило компаниям планировать свою деятельность на перспективу, отмечал на заседании президиума Госсовета, проходившем в августе 2007 года, Алексей Гордеев (тогда — министр сельского хозяйства РФ).
По итогам заседания в Астрахани был принят целый ряд знаковых для отрасли решений — о доставке уловов на российскую таможенную территорию, оперативном регулировании промысла лососей и других. И именно там госорганы озвучили идею закреплять доли квот на более длительный срок. Причем эта тема была затронута в привязке к строительству нового флота и повышению притока инвестиций.

«У нас сейчас квоты на пять лет закреплены, 31 декабря 2008 года заканчиваются, мы будет предлагать на более длительный срок, скажем, 10 лет, чтобы окупилось судно», — комментировал руководитель Росрыболовства Андрей Крайний.
Без страстей не обошлось
В первом чтении проект изменений законодательства о рыболовстве Госдума приняла 14 сентября 2007 года. Парламентарии, представляя важный документ, отмечали, что закон о рыболовстве стал фундаментом для надежного регулирования в отрасли, а предложенные поправки базируются на практике его применения. В том числе изменения нацелены на то, чтобы обеспечить непрерывность доступа к ресурсу для добросовестных пользователей.
К подходящим формулировкам, тем не менее, пришли далеко не сразу. Принятый в первом чтении законопроект предусматривал, что промышленные квоты распределяются на срок не менее пяти лет. Однако за такой промежуток строительство нового судна не окупить, обеспокоились и отраслевое сообщество, и регулятор.
«Все рыбацкое бизнес-сообщество, субъекты Российской Федерации и Министерство сельского хозяйства РФ настаивали на введении в Закон принципа долгосрочного распределения промышленных квот, как важнейшего финансового инструмента, дающего шанс на обновление рыбопромыслового флота», — отмечала в обращении к президенту Ассоциация добытчиков минтая. Объединение просило главу государства не допустить принятие законопроекта в такой редакции.
Беспокойство тогда вызвала и формулировка о том, что промышленные и прибрежные квоты распределяются по предприятиям «на основании решений органов государственной власти». «Что это означает, — предостерегал Андрей Крайний, — чем больше решает чиновник, тем более взяткоемкое решение получается в итоге — схема известная».

В вызвавшем опасение виде законопроект принимать не стали. Как отмечали в отраслевом ведомстве, между чтениями он «был практически переписан заново».
В итоговом тексте законодатели оговорили, что договоры на доли квот закрепляются на десять лет на основании данных об объеме вылова за предыдущие четыре года. Такие изменения должны были обеспечить добытчикам основу для четкого планирования и обновления основных фондов, а заодно и сделать отрасль более привлекательной для финансирования со стороны банков.Принятый закон называли настоящим прорывом.
К практике распределения
Доли квот на десятилетний период в 2008 году предстояло распределить между пользователями, а для этого нужно было принять детальную подзаконную базу.
Тревога рыбопромышленников в это время была связана с тем, что процесс разработки механизмов закрепления может затянуться, а предприятиям нужна ясность для подготовки к промысловому сезону следующего года. Были и другие беспокойства. Так, руководство Мурманской области выражало опасения, что определение долей квот увяжут с объемами поставки рыбы в Россию за предыдущие пять лет, хотя ранее такого требования не было и получилось бы, что для рыбаков предусматривают обязанность «задним числом».
Постановления о правилах распределения квот правительство РФ приняло в августе, с середины месяца был запущен прием заявлений от предприятий. Для рассмотрения документов в Росрыболовстве создали специальную комиссию и рабочую группу.
По итогам кампании Росрыболовство сообщило о поступлении 1557 заявок, из которых положительное решение приняли по 1110. Среди основных причин для отказа в ведомстве назвали отсутствие у предприятий собственного либо арендованного добывающего флота, а также крупную задолженность по уплате налогов.
В ноябре федеральное агентство выпустило долгожданные приказы об утверждении долей квот добычи.
Вскоре появилась идея «квот под киль»
И года не миновало с закрепления за предприятиями долей на 10 лет, как пошли разговоры о новом виде квот — для «судов рыбопромыслового флота, построенных на российских верфях».
О необходимости обновления флота говорилось еще на заседании президиума Госсовета в Астрахани. С тех пор строительство промысловых судов не раз становилось темой всевозможных совещаний и обсуждений. При этом предлагались разные варианты, как стимулировать рыбацкие заказы: более активное использование льготных кредитов, реализация за счет госбюджета пилотных проектов с последующей передачей судов в лизинг предприятиям и т.д.
В центре внимания после принятия изменений закона было и внедрение вторичного оборота долей квот, чтобы их можно было использовать в качестве залог в банке.
Однако уже в апреле 2010 года по итогам совещания у премьер-министра Владимира Путина стало известно, что глава ОСК Роман Троценко предлагает выдавать — хотя и после завершения действия уже заключенных договоров — квоты только для строительства судов в России.
Именно под знаком обсуждения «квот под киль» (в дальнейшем — квот под инвестиции) и пройдут следующие несколько лет. Хотя отраслевое сообщество с самого начало подчеркивало, что это меняет концепцию принятого закона.
Маргарита КРЮЧКОВА, Fishnews


