Татьяна Шувалова: Повышение такс — лишь один из инструментов сохранения «краснокнижных» рыб
Минприроды предложило новые таксы для исчисления ущерба, причиненного водным биоресурсам, занесенным в Красную книгу, — планируется значительное увеличение нормативов для расчета. Однако необходимы и другие механизмы, отмечают во Всемирном фонде дикой природы (WWF).
Своим мнением об эффективности повышения такс по «краснокнижным» гидробионтам и других возможных способах борьбы с рыбным браконьерством с Fishnews поделилась директор программы «Регулирование охраны окружающей среды и природопользования» WWF России Татьяна Шувалова:
— В целом повышение такс, конечно, не ослабит действующий режим охраны редких и находящихся под угрозой исчезновения видов водных биологических ресурсов, занесенных в Красную книгу. Более того, это, безусловно, очень своевременно. Ведь как ни парадоксально, действующие сегодня таксы исчисления размера ущерба, причиненного ВБР, занесенным в Красную книгу РФ, в разы ниже такс исчисления ущерба по гидробионтам, не относящимся к «краснокнижным». Таким образом, промысел «краснокнижных» видов становится даже более выгодной и менее рискованной деятельностью для браконьеров, чем добыча «обычных» ВБР.
Тем не менее хотелось бы особо подчеркнуть, что решить проблему продолжающейся деградации биоразнообразия и угрозы утраты редких и находящихся под угрозой исчезновения видов ВБР вряд ли удастся только усилением карательной составляющей в природоохранной политике. Кого-то, конечно, повышенные тарифы заставят отказаться от незаконной добычи, а кто-то будет продолжать свою нелегальную деятельность из-за отсутствия альтернативных путей заработка или простой неосведомленности о том, сколько придется заплатить.
Кроме того, какой собственно природоохранный эффект будет от повышения тарифов, кроме условно превентивного? Скорее всего, никакого, так как пока платежи за ущерб, нанесенный объектам животного мира и окружающей природной среде, поступающие в бюджет, не будут «прокрашены», все эти деньги будут тратиться не на охрану тех же «краснокнижных» видов, а на решение совершенно других задач (например ремонт дорог и прочее). Поэтому важным дополнением к повышению тарифов, конечно же, должно стать изменение законодательства — закрепление за деньгами, поступающими в бюджет в счет возмещения ущерба, нанесенного окружающей среде, дальнейшего исключительно природоохранного назначения этих средств.
Возвращаясь к браконьерству. Чтобы борьба с ним стала более эффективной, кроме повышения такс необходимо перекрыть возможности для поступления нелегальной добычи на рынки. Ведь если браконьер лишится рынка сбыта, то пропадет и сам экономический стимул для вредоносной деятельности. Поэтому нужно ускорить введение системы обязательной маркировки для всей рыбной продукции, отправляющейся на прилавки. Маркировка должна сделать рынок абсолютно прозрачным, отслеживая рыбу на всех этапах — от производства до розничной продажи.
Также повышение тарифов не внесет большого вклада в решение проблемы ускоряющейся деградации среды обитания «краснокнижных» ВБР. Ведь зачастую такая деградация наступает не из-за нарушения природоохранного законодательства, а в результате реализации дозволенных с точки зрения закона видов деятельности. Чтобы затормозить этот процесс, необходимо системное применение различных форм территориальной охраны, предполагающих прямой запрет на осуществление наиболее разрушительных видов деятельности на водных объектах, являющихся средой обитания как для ценных промысловых ВБР, так и для «краснокнижных» видов. К такой деятельности относятся, в частности, добыча россыпного золота, деятельность в сфере аквакультуры, относящейся к сельскохозяйственному производству, сброс сточных вод, строительство гидроэлектростанций, рубка лесных насаждений. Только комплексный подход позволит решить проблему утраты биоразнообразия.
Fishnews, февраль 2022 г.