Якорный резидент «Островной»
История рыбокомбината «Островной», который сейчас считается одним из лидеров территории опережающего развития (ТОР) «Курилы», так или иначе связана с деятельность недоброй памяти Хрущёва, который первым из руководителей страны стал раздавать направо и налево российские земли. В 1954 году он отдал Крым Украине (но это было хоть в рамках единого государства). А затем в порыве щедрости настоял на подписании декларации с Японией, в которой пообещал ей отдать Шикотан и острова Малой Курильской гряды.
Мирный договор ещё не был подписал, а с Шикотана уже стали вывозить людей и демонтировать оборудование имевшихся там предприятий – наш советский «кукурузник» был очень нетерпелив и требовал немедленного выполнения всех своих решений, независимо от того, глупы они или нет.
Население вывезли. Но потом Япония отказалась быть нейтральной страной и подписала договор с Америкой, чем поставила крест на самой декларации. И в 60-е годы на Шикотан вновь возвратилась жизнь – на обезлюдевший остров призвали рабочий люд и стали воссоздавать здесь рыбную отрасль. Так появился крупнейший в стране рыбокомбинат «Островной», который состоял из шести рыбоперерабатывающих заводов – здесь производили знаменитые консервы из сайры, вкус которых до сих помнят старожилы и не знает молодёжь. Это были консервы из свежей, а не мороженой сайры в масле. А масло было не простое – оливковое.
В советские времена в разгар сайровой путины население Шикотана увеличивалось в несколько раз – на хорошие заработки сюда сотнями приезжали вербованные, а за романтикой и также за хорошими деньгами – десятки студенческих путинных отрядов. Предприятие гремело.
Определённая неуверенность в своём будущем пришла на Шикотан во времена правления российского последователя Никиты по имени Борис Николаевич, который тоже был не прочь торгануть российской землицей. А что, он же их не собирал!
Первые постсоветские годы, которое только по недоразумению назвали рыночными, нанесли по предприятию и его работникам (а почти все жители так или иначе были связаны с «Островным», даже доярки с местной молочно-товарной фермы), очень серьёзный удар. Комбинат хоть и лихорадило, но он продолжал работать. Окончательно добило его землетрясение 1994 года. Российское правительство, занятое дележом народной собственности, не проявило особого желания помочь предприятию восстановиться. То ли потому, что пустой остров легче продать соседям, то ли потому, что было занято войной с собственным народом на Северном Кавказе.
Затем под давлением населения страны изменились настроения в верхах, и продажа земли была приостановлена. Будем думать, навсегда.
Именно так, вероятно, и думало новое руководство комбината, от которого к 1999 году фактически осталось одно название. Оно не только построило новый консервный завод в посёлке Малокурильском и оснастило его самым современным оборудованием, но и заново создало собственный причальный комплекс, водоочистные сооружения, обеспечило работой его жителей.
В августе этого года премьер-министр России Дмитрий Медведев подписал постановление о создании ТОР «Курилы». В качестве якорного резидента заявлен рыбокомбинат «Островной».
Термин «якорный резидент» даётся предприятию, комплексу, который обеспечивает, скажем, технопарку финансовую стабильность, повышает его привлекательность для новых клиентов. Термин, особенно для людей, связанных с морем, явно неудачный. Скорее всего, его создатели, желавшие придумать что- то такое-этакое, имели в виду, что якорь удерживает судно на плаву, в стабильном положении. Но в итоге сморозили глупость. Потому что якорь – это приспособление, удерживающее судно на месте, не позволяющее ему двигаться.
Но, так или иначе, неудачный термин отправился в самостоятельное плавание.
Сегодня инвестор ТОР «Курилы» – рыбокомбинат «Островной» – одно из флагманских и успешных рыбоперерабатывающих предприятий отрасли. Наряду с консервным производством здесь работает линия по производству рыбной муки, фарша «сурими», создано современное производство жестяной банки.
У фирмы собственная флотилия промысловых судов, электростанция, комплекс по производству льда, склады, новая котельная, холодильные установки, современная инфраструктура, необходимая для функционирования автономного, полностью независимого от материка производства.
Инвестиции рыбокомбината «Островной» в развитие производства составляют 7,4 млрд. рублей. Причем, в отличие от двух других сахалинских ТОР – «Южная» и «Горный воздух», – территория опережающего развития «Курилы» финансируется из внебюджетных источников. Иными словами, производство здесь создается за собственные средства инвестора. Только на базе «Островного» создаётся 700 высокопроизводительных рабочих мест, что, безусловно, даст региону мощный импульс для развития.
В планах на 2018 год – строительство нового консервного завода, зданий и сооружений для обеспечения производства, а к 2020 году здесь должны появиться два морозильных завода с роботизированными линиями и завод по глубокой переработке тресковых и лососевых пород рыб. Продукция комбината будет поставляться как на внутренний рынок России, так и в страны Азиатско-Тихоокеанского региона.
Однако региональные власти видят развитие ТОР «Курилы» не только в рыбопереработке. О желании стать резидентами ТОР заявили и другие компании. Уже сегодня рассматриваются предложения по строительству предприятий в сфере энергетики, туризма, а также – проект по освоению золоторудного месторождения на южных Курилах.
По прогнозам Минвостокразвития, сумма частных инвестиций в эти проекты может составить 10 млрд. рублей, сборы в бюджет до 2026 года – 5,8 млрд. рублей, а полная реализация проекта ТОР «Курилы» увеличит валовой региональный продукт Сахалинской области на 5,2 млрд. рублей.
Кстати, мультипликатор проектов, реализуемых на Дальнем Востоке, приближается к значению 1 к 10, когда один рубль бюджетных денег, вложенных развитие инфраструктуры, дает 10 рублей частных инвестиций. Такой комментарий дал министр Российской Федерации по развитию Дальнего Востока Александр Галушка на пресс-подходе по итогам выступления на «правительственном часе» в Совете Федерации.
«Сегодня уже по факту вложенных инвестиций мы приближаемся 1 к 10. Это уже факт. А по отношению перспективных, по заявленным инвестициям целевое планируемое значение свыше 1 к 40. Это те инвестиции, которые сегодня проектируются, проходят экспертизу, находятся на начале строительства. Это само по себе о многом говорит. За счет налогов от новых производств даже с учетом всех льгот у нас в несколько раз за десять лет окупаются государственные вложения в инфраструктуру», – сообщил он.
«Рыбак Сахалина» № 48 от 7 декабря 2017 г.