На старт! Внимание! СТОП!
Вопрос о том, как будет организован промысел наваги на Восточном Сахалине, до сих пор открыт.
В заливе Терпения с первых чисел января традиционно начинается наважья путина. По значимости она, конечно, уступает лососёвой, но, тем не менее, также очень важна. Во-первых, тоже даёт предприятиям какие-то денежки, во-вторых, даёт людям работу и определенный доход в период межпутинья, в-третьих, обеспечивает жителей области (и не только) вкусной и пока ещё довольно дешёвой рыбой.
В акватории залива ведётся так называемый активный промысел: в море выходят до тридцати и более малых рыболовных сейнеров. Освоить им выделенный для добычи ресурс – раз плюнуть. Поскольку добыча наваги идет по олимпийской системе, то в этом году весь объем – 6226 тонн – был освоен сейнерами за какие-то две недели: кто успел, тот и в прибылях. На пассивном лове тем самым был поставлен жирный крест. Законопослушные предприятия, имеющие доли квот наваги, но территориально расположенные южнее залива, в том же Макаровском и Долинском районах, остались не у дел – ко времени, когда здесь стал лёд, промысловая квота была полностью освоена сейнерами.
Подлёдный лов наваги здесь вели только браконьеры, которым, как показывает многолетняя практика, нечего была терять. И они не теряли, безнаказанно изымали сотни, если не тысячи тонн наваги, подрывая и без того скукожившийся ресурс.
Для того, чтобы имели возможность добывать навагу и предприятия, ведущие пассивный лов, из года в год стороны договаривались о том, что ведущие активный промысел должны прекратить работу при достижении определённых процентов вылова (в январе этого года было 90 %), а оставшиеся передать тем, кто добывает навагу вентерями.
Конечно, если бы рекомендованный наукой объём вылова был не около 7 тысяч тонн, а намного больше, то проблем бы с выполнением договорённости не было бы. Но когда на всех приходятся сущие «копейки», остановить промысел проблематично. Как уже не раз писал «Рыбак Сахалина», доводя до читателей точку зрения науки, запасы наваги находятся в депрессивном состоянии, рекомендованные к вылову объёмы постоянно уменьшаются, и даже за один день работы такого количества судов можно значительно их превысить.
Ассоциация «Союз рыболовецких колхозов и предприятий Сахалинской области» неоднократно ставила вопрос о переводе наваги в перечень объектов, на которые устанавливаются общие допустимые уловы. Это позволит не только восстановить, так сказать, паритет в отношениях активного и пассивного лова. Как говорилось в одном из писем АСРКС в органы власти, «отсутствие наваги Восточно-Сахалинской подзоны в перечне объектов, на которые устанавливается ОДУ, может привести в 2018 году к потере для сахалинских рыбаков исторического принципа наделения ресурсами. В связи с чем данный объект промысла может «уйти» на аукцион со всеми вытекающими последствиями».
Была выражена надежда, что уже с 2015 года на навагу будет установлен ОДУ.
Кстати, так же остро стоит и вопрос и по камбалам Восточно-Сахалинской и Западно-Сахалинской подзон. Ресурсы камбал (в том числе желтопёрой залива Терпения) из-за сверхинтенсивного их промысла находятся на низком уровне численности. На востоке Сахалина, например, после вывода камбал из ОДУ перелов в среднем превышает 20 процентов, с 2009 года идёт превышение квот добычи и в заливе Терпения. Поэтому на заседании Сахалинского рыбохозяйственного совета, состоявшемся ещё в конце прошлого года, областному агентству по рыболовству было рекомендовано подготовить обращение в Росрыболовство по переводу дальневосточных камбал в перечень объектов, на которые также устанавливаются общедопустимые уловы, на чём, кстати, уже не первый год настаивал «Союз рыболовецких колхозов и предприятий Сахалинской области», действуя в интересах не только своих ассоциантов, но и всех рыбодобытчиков области.
Правда, до начала промысла камбал время ещё есть.
Поначалу ситуация с навагой складывалась довольно счастливо. Материалы, обосновывающие ОДУ этого объекта на 2015 г., прошли государственную экологическую экспертизу. Однако в перечень «одуемых» навага Восточного Сахалина официально не включена, и в итоговом документе – приказе Минсельхоза от 21 октября 2014 г. № 399 об утверждении общих квот на следующий год – лимиты не установлены.
Дальневосточный научно-промысловый совет на заседании 29 октября решил обратиться в Министерство сельского хозяйства РФ с просьбой ускорить выход приказа о внесении наваги Восточного Сахалина и камбал Восточного и Западного Сахалина в список видов водных биоресурсов, для которых устанавливается общий допустимый улов.
Комментируя вопрос, директор департамента регулирования в сфере рыбного хозяйства Минсельхоза Евгений Кац напомнил, что действия, связанные с нормативным регулированием, занимают достаточно продолжительный период. Есть определенный порядок принятия нормативно-правовых актов: потребуется пройти целый ряд этапов, в том числе общественное обсуждение, регистрацию приказа в Министерстве юстиции, официальное опубликование. Минсельхоз готов рассмотреть документы в установленном порядке, подчеркнул руководитель департамента.
Заместитель руководителя Росрыболовства Василий Соколов 12 ноября сообщил, что проект поправок по «одуемым» есть, его планируется повторно внести в Министерство сельского хозяйства. «Вся «подложка» необходимая у нас есть. И рассчитываем, что успеем до конца года это все выпустить», – сказал замглавы федерального агентства. По словам Василия Соколова, Росрыболовство будет просить, чтобы Минсельхоз рассматривал приказ в приоритетном порядке.
Но сегодня 11 декабря, в агентстве по рыболовству Сахалинской области уже рассмотрели вопрос об организации торговли навагой для населения, а долгожданный приказ Минсельхоза так и не поступил. И вопрос, в каком режиме начнётся наважья путина в Восточно-Сахалинской подзоне, по-прежнему открыт.
В. ЗЕМЛЯНСКИЙ. Газета «Рыбак Сахалина» № 49 от 11 декабря 2014 г.