Марифермеры Приморья надеются на помощь государства
В Приморском крае предприятия марикультуры не пользуются субсидиями для страхования выращиваемых гидробионтов. Эта мера господдержки востребована, но реализовать ее в регионе мешает ряд причин.
Вместо компенсаций по ЧС
Марикультура в Приморье развивается опережающими темпами. По информации Росрыболовства, в 2019 году в ДФО вырастили 30,5 тыс. тонн объектов товарной аквакультуры, прирост относительно показателей 2018 года составил 136%. При этом практически вся дальневосточная продукция производится в Приморье – это морские гидробионты. Так, в 2019 году в регионе вырастили 19,8 тыс. тонн моллюсков (гребешки, устрицы, мидии) и иглокожих (трепанг, морские ежи), а также 10,5 тыс. тонн ламинарии.
В прошлом году, по данным краевого агентства по рыболовству, производство продукции аквакультуры в Приморье увеличилось более чем в 1,5 раза – до 48,8 тыс. тонн. Этим бизнесом в регионе занимается более 100 предприятий, сообщает корреспондент Fishnews.
В то же время в силу климатических условий (частых летних тайфунов) аквафермерство здесь сопряжено с высокими рисками потери урожая, отмечает председатель Дальневосточного союза предприятий марикультуры Роман Витязев.
«До настоящего времени единственным инструментом поддержки дальневосточных марифермеров являются компенсации ущерба, причиненного в результате ЧС природного характера. В этом случае возмещение ущерба администрируется краевым минсельхозом при обязательном объявлении регионального режима чрезвычайной ситуации. Если же режим ЧС введен на муниципальном уровне, то компенсации марифермерам не предусмотрены», – обратил внимание глава отраслевого объединения.
По словам руководителя агентства по рыболовству Приморского края Валерия Корко, в 2020 году значительная часть хозяйств в регионе пострадала от тайфуна. Но из-за необъявления ЧС необходимого уровня компенсацию потерь марифермеры не получили.
Валерий Корко подчеркнул, что в ближайшем будущем альтернативой компенсациям по линии ЧС может стать субсидируемое государством страхование. «Однако мы в Приморском крае еще не знаем такой практики, еще ни одно предприятие не страховалось», – сообщил глава агентства на совещании в феврале.
Не прописаны в приказе
Для марифермерских хозяйств Приморья препятствием для включения в программу субсидируемого страхования стало отсутствие в соответствующем списке Минсельхоза традиционных для региона объектов выращивания. Дело в том, что условия господдержки страхования устанавливаются ежегодно приказом Министерства сельского хозяйства. Сейчас в перечень включены лососевые, осетровые, сомовые, а с 2021 года – карповые и сиговые виды рыб.
«Традиционные объекты аквакультуры Дальнего Востока – такие, как приморский гребешок, дальневосточный трепанг, ламинария, – в приказе Минсельхоза отсутствуют, – констатировал Роман Витязев. – Первое, что нам необходимо сделать – это выяснить, возможно ли их внести в приказ Минсельхоза уже на текущий год».
По мнению Валерия Корко, на начальном этапе в список Минсельхоза можно включить только наиболее популярные среди марифермеров Приморья объекты – гребешок и трепанг. «Тем более что именно они находятся в зоне очень большого риска и сильно страдают от природных катаклизмов», – отметил руководитель агентства.
Цена вопроса
Попытки страховать объекты аквакультуры в Приморском крае ранее предпринимались и без господдержки, рассказал заместитель директора дальневосточного филиала компании «Страховой дом ВСК» Александр Бидаев. Однако опыт оказался неудачным – реальные договоры так и не были заключены.
«В принципе, мы готовы страховать аквакультуру, но в силу ряда причин в добровольном порядке это пока не идет. Возможно, причина – высокие риски, высокие тарифы, высокие франшизы», – отметил представитель страховой компании.
По его словам, причиной стало отсутствие консенсуса между страхователем и страховщиком. «Понятно, что франшиза в любом случае будет присутствовать. Навряд ли кто-то рискнет заниматься этим видом страхования без франшизы. Франшизы, в зависимости от вида аквакультуры, высоки, поскольку и риски высоки. И в итоге основной проблемой было несогласие самих потенциальных страхователей. Не могли договориться об условиях, например, о размере страховой премии», – сообщил Александр Бидаев.
Если урожай украли
Привлекательность субсидируемого страхования значительно снижается из-за отсутствия фактов хищения гидробионтов в перечне страховых случаев. Между тем, по словам Романа Витязева, хищения наряду с непогодой относятся к распространенным причинам потери урожая.
Отсутствие защиты в случаях хищений вызвано юридическими проблемами, считают представители отраслевого сообщества.
«Очень сложно доказать сам факт хищения, и по этой причине страхование в этом направлении пока проблематично, – считает президент Дальневосточной ассоциации «Аквакультура» Елена Януш. – Пока ни одно дело о хищениях на участках марикультуры ничем не закончилось».
По мнению Романа Витязева, для фиксации факта хищения достаточно заявления в полицию и предъявления актов выпуска гидробионтов. «Подача заявления не гарантирует поимку преступника, но для обоснования страхового случая – этого достаточно», – отметил глава отраслевого объединения.
Неудачный опыт
Начальник отдела аквакультуры агентства по рыболовству Приморья Сергей Кулага обратил внимание, что юридические сложности при фиксации факта ущерба привели к провалу попытки субсидировать страхование из краевого бюджета.
«В 2014 году в краевую программу поддержки аквакультуры включили субсидирование страховой премии. Но в связи с тем, что предприятия не могли подтвердить ущерб, такое страхование не осуществлялось, и в дальнейшем этот вид поддержки был исключен из программы. Поэтому нам необходимо заниматься разработкой механизмов, подтверждающих факт нанесения ущерба», – подчеркнул Сергей Кулага.
Андрей ДЕМЕНТЬЕВ, Fishnews.
Февраль 2021 г.