Личное мнение

16 марта 2018 года
Руководитель комитета по охране, использованию и воспроизводству объектов животного мира Нижегородской области Николай БОНДАРЕНКО

«Рыбное» законодательство нуждается в корректировке

Николай БОНДАРЕНКО, Руководитель комитета госохотнадзора Нижегородской области

По территории Нижегородской области протекают крупнейшие реки европейской части России – Волга, Ока – и множество рек поменьше. В регионе развито промышленное рыболовство на внутренних водных объектах, и здешние проблемы схожи с проблемами в ряде других регионов России. Некоторые вполне можно решить изменением законодательства.

Как устранить коллизию

Регулирование промышленного рыболовства во внутренних водных объектах, за исключением внутренних морских вод РФ, осуществляется по тем же принципам, что и при морском промысле. Однако между этими промыслами существуют значительные различия – по масштабам, по способам добычи и организации лова. Так, на внутренних водоемах в большинстве случаев промышленное рыболовство ведется на рыбопромысловых участках, а не в границах одного большого района промысла. И то, что приемлемо для морского промысла, ведет к чрезмерной зарегулированности во внутренних водных объектах.

Поясню на примере Нижегородской области. Согласно действующей редакции закона о рыболовстве, для промысла предпринимателю необходимо, во-первых, выиграть конкурс на право заключения договора о предоставлении РПУ (срок действия договора – до 20 лет). Во-вторых, заключить 5 договоров о закреплении долей квот на леща, судака, щуку, сома и сазана (срок – 10 лет, с 1 апреля начнется кампания по заключению договоров на 15 лет, до 2033 года).

Эти договоры регулируются разными статьями закона, имеют разные основания для заключения и не увязаны между собой по срокам. То есть при окончании действия договора на участок не произойдет автоматическое расторжение договора на долю квоты и ее высвобождение.

К чему это может привести? В 2019 году в Нижегородской области истекут сроки действия 26 из 42 договоров на РПУ. Законом о рыболовстве не предусмотрено преимущественное право на заключение или продление договора на участок для их бывших пользователей. Следовательно, в 2019 году будет объявлен конкурс на право заключения договора о предоставлении рыболовного участка. И этот конкурс, с одной стороны, не гарантирует победу лицу, имеющему закрепленную долю квот. А с другой – для победителя конкурса не будет в наличии свободной доли квоты, поскольку она уже закреплена за другим пользователем.

Законом предусмотрено, что для осуществления промысла требуется заключение обоих видов договоров. И что в этом случае делать?

Может быть, заключить соглашение о добровольном расторжении договора о закреплении доли? Но в этом случае, согласно закону о рыболовстве, на освободившуюся долю квоты необходимо провести аукцион. Кто будет победителем? Неизвестно. Опять получаем ситуацию двух пользователей – одному достается участок, другому – доля квоты. Ни тот, ни другой ловить не может.

Таким образом, в результате соблюдения требований закона о рыболовстве к 2020 году в Нижегородской области промысел будут вести только на 16 из 42 рыболовных участков. Это приведет к снижению уровня освоения квот до 40%, при том что в 2017 году было освоено 85%. Что, в свою очередь, повлечет сокращение поставок легальной свежей рыбы населению и рост браконьерства.

Полагаю, что мы не одиноки: с аналогичными проблемами столкнутся и многие другие регионы России. Как избежать этой ситуации?

Необходимо менять подход, в первую очередь определить, что в случае организации промышленного рыболовства на РПУ право добычи водных биоресурсов устанавливается одним видом договора – договором на рыбопромысловый участок. В этом случае не будет противоречий между сроками действий договора о предоставлении РПУ и договоров о закреплении долей квот; отпадет необходимость заключения большого количества договоров; в случае изменения количества РПУ не возникнет проблема с изменением долей квот.

Кроме того, для соблюдения исторического принципа нужно установить приоритетное право заключения договора на участок для добросовестных пользователей.

Введение учета промысловых усилий

Установление общего допустимого улова как меры регулирования добычи водных биоресурсов не является достаточным. Мало установить, сколько можно выловить, нужно еще проконтролировать, сколько добыли. Очевидно, что к каждому рыбаку инспектора не приставишь, а в рыбопромысловом журнале можно написать то, что нужно. Этот вопрос поднимался еще в 2011 году на заседании Ученого совета ГосНИОРХ. Тогда было определено, что необходимо регулировать промысловую нагрузку на каждый рыбохозяйственный водоем не только через ОДУ, но и через промысловые усилия.

Промысловое усилие представляет собой объем всех производственных операций для добычи рыбы, а единицей его измерения является количество орудий лова (сетей, неводов) на единицу выловленной рыбы или на водоем. Таким образом, при проведении исследований можно рассчитать оптимальное количество орудий рыболовства и технических средств, необходимых для добычи водных биоресурсов в соответствии с предоставленными квотами.

В настоящее время количество разрешений, выдаваемых пользователю рыбопромыслового участка на промышленный лов во внутренних водных объектах, практически не ограничено. А контроль за освоением предоставленных квот и рекомендованных объемов добычи – недостаточен. Поэтому для борьбы с «узаконенным браконьерством» целесообразно рассмотреть вопрос о необходимости учета промысловых усилий при выдаче разрешений на добычу и закрепления этой меры в нормативных правовых актах.

О полномочиях для охотнадзора

Для улучшения контроля за соблюдением законодательства в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов необходимо наделить должностных лиц федерального государственного охотнадзора правом составлять протоколы по факту нарушения правил рыболовства.

Охотнадзор – достаточно эффективный орган. Так, в Нижегородской области 90 госохотинспекторов, в 2017 году они совершили 7294 рейда, составили 2353 административных протокола. Изъято 152 единицы огнестрельного оружия, наложено штрафов на нарушителей на сумму 2,8 млн рублей. По решениям судов лишены права охоты 60 человек.

Знаю, что далеко не я один выступаю с этой идеей. Предложение наделить сотрудников охотничьего, лесного и рыбного надзора перекрестными полномочиями по защите ресурсов поддержал президент Владимир Путин. Позднее о необходимости ускорить работу в этом направлении говорил руководитель Росрыболовства Илья Шестаков. Сейчас эта работа ведется Минсельхозом и Росрыболовством. Так что ждем.

Николай Бондаренко, руководитель комитета по охране, использованию и воспроизводству объектов животного мира Нижегородской области

Fishnews

Март 2018 г.