Личное мнение

13 апреля 2020 года
Заместитель председателя Союза рыбопромышленников и предпринимателей Камчатки Евгений КАБАНОВ

Отрывать от рыбаков отраслевую науку недопустимо

Евгений КАБАНОВ, Заместитель председателя Союза рыбопромышленников и предпринимателей Камчатки

Передача рыбохозяйственного научно-исследовательского флота межведомственной структуре – единому национальному оператору, будет иметь негативные последствия для отрасли, считает заместитель председателя Союза рыбопромышленников и предпринимателей Камчатки Евгений Кабанов.

- Евгений Николаевич, на какой стадии сейчас реформа по передаче отраслевого научно-исследовательского флота единому национальному оператору, который, как мы слышали, будет закреплен за Минобрнауки?

- По этому вопросу уже состоялись слушания на заседании Морской коллегии при правительстве РФ. Принципиальное решение принято, остались технические вопросы передачи флота в ведение Минобрнауки.

Я критически отношусь к этим планам, поэтому направил обращение в адрес президента ВАРПЭ Германа Зверева: необходимо обсудить вопрос на заседании Общественного совета при Росрыболовстве.

В свое время я работал в промысловой разведке на научно-исследовательских судах и знаю, какие задачи перед ними стоят. И я хорошо понимаю роль работ ведомственных НИСов для рыбной промышленности. Это единый организм - отрывать отраслевую науку от рыбаков ни в коем случае нельзя.

Мне это напоминает историю, когда Минтранс перетянул под себя рыбные порты. Звучали те же аргументы: «с целью эффективного управления портами»… И Росрыболовство тогда не смогло возразить, а последствия всего этого мы до сих пор расхлебываем. Почему? Потому что специфики торгового и рыбного флотов совершенно разные.

Понятно, что за 1990-е годы Минморфлот разбазарил свой флот и порты, а потом, чтобы сохраниться, занялся переделом. Сейчас уже рыбаки не возражают, что в результате передачи Минтрансу рыбных портов экипажи рыболовных судов стали проходить аттестацию в соответствии с Конвенцией ПДНВ-78. В которой прямо сказано, что она не распространяется на военный и рыболовный флот. В результате сегодня 50-летнего капитана буксирчика, который обслуживает неводы где-нибудь на Северной Камчатке, заставляют получать высшее образование. Он реку, где работает, знает лучше, чем жену. А ему говорят: нет, ты сначала высшее образование получи…

В рамках этой же конвенции флот рыбной промышленности нагружают неспецифическими требованиями. Скажем, экипажи должны быть готовы к управлению неорганизованными массами людей. Возникает вопрос: где на флоте рыбной промышленности неорганизованные массы людей? Для пассажирского флота – да, это разумное требование, но зачем к этому готовить рыбаков?

А ведь существует Международная конвенция 1995 года о подготовке и дипломировании персонала рыболовных судов и несении вахты (ПДНВ-Р), которая принята и ратифицирована правительством РФ. Почему она не применяется для аттестации, почему все молчат? Рыбной отрасли необходимо принимать принципиальное решение о переходе под ПДНВ-Р. В этом случае ведомственные приказы будут совершенно другими – с учетом специфики рыбного флота, в том числе и по дипломированию.

Можно привести более свежий пример – передачу вуза Росрыболовства, Мурманского государственного технического университета (МГТУ), в ведение Минобрнауки. Я не думаю, что отрыв отраслевого вуза от производственной базы, где учащиеся должны проходить практику и трудоустраиваться, а само учебное заведение – черпать преподавательские кадры, улучшит качество подготовки специалистов для рыбного флота.

Другое дело, что нашему уважаемому Росрыболовству нужно целенаправленно заниматься программами подготовки кадров для рыбной промышленности. Это целый комплекс мер, и именно отсутствие цельной концепции позволило Минобрнауки перехватить инициативу. Раз Росрыболовство не справляется, найдется тот, кто заявит: «А я справлюсь!» Тут надо держать руку на пульсе.

- Все-таки рыбная отрасль является стратегической для нашего государства. Почему тогда у Росрыболовства не хватает возможностей, чтобы отстоять интересы рыбаков?

- Я бы не сказал, что в сегодняшней конфигурации власти Росрыболовство имеет сильные лоббистские позиции. По масштабам отрасли, которую оно регулирует, ведомство имеет громадное значение. Но по статусу – это всего лишь федеральное агентство, то есть на ступеньку ниже министерства. Росрыболовство сильно ограничено в своих полномочиях, например, по изданию нормативно-правовой базы. По сути, это отдел в Минсельхозе, и этому отделу сложно самостоятельно противостоять полноправному Министерству образования и науки.

И когда министр сельского хозяйства отчитывается, скажем, о подготовке к посевной компании, об уборке урожая, о надоях и так далее, много ли звучит об успехах рыбной отрасли? Это тоже говорит, что Росрыболовство в Минсельхозе где-то на задворках, несмотря на то, что в обеспечении продовольственной безопасности страны рыбная отрасль играет достойную роль.

Вследствие ограниченных возможностей Росрыболовства Федеральная антимонопольная служба может диктовать рыбной отрасли, как ей развиваться, ломая через колено мнения и рыбаков, и руководства рыбацких регионов.

- Как вы думаете, если объединить усилия Росрыболовства, рыбацкой общественности и других заинтересованных сторон, удастся все-таки отстоять ведомственный научный флот?

- А вы вспомните, каков был результат совместных усилий рыбацкой общественности и властей рыбацких регионов, которые доказательно говорили о недопустимости аукционов на квоты водных биоресурсов.

Мы тогда напоминали, что уже проходили через опыт аукционов и получили отрицательные результаты, а потому нам не следует наступать на старые грабли. И я считаю циничным заявление ФАС о том, что конкуренция в распределении водных биоресурсов необходима для допуска к ресурсу новых пользователей. У меня возникает вопрос: чем вас не устраивают старые пользователи? Получается, вы зачинщики нового передела в рыбной промышленности.

Так вот, вспомните: разве отстояло Росрыболовство позицию рыбаков? Нет. Высказывания всех рыбацких регионов были услышаны? Нет.

Так что и здесь, я думаю, все пройдет по накатанной. Минобрнауки уже недавно успешно отобрало у Росрыболовства МГТУ, теперь отберет научный флот. Аппетит приходит во время еды.

- Как вы думаете, что будет с этим флотом через 3-5 лет?

- Невозможно сказать. Нам ведь не показывают никакой программы или хотя бы концепции развития и строительства флота, финансирования, и главное - задач, которые этот флот будет решать. Сейчас это ведомственная наука, работающая в интересах рыбной отрасли. Она решает специфические задачи по исследованию акваторий для обоснования объемов изъятия различных видов водных биоресурсов и обеспечения работы рыбопромыслового флота.

Сомневаюсь, что когда флот передадут Минобрнауки, то обеспечение интересов рыбной отрасли останется в приоритете. Произойдет разрыв единого организма из промыслового флота, ради которого разведка ведется, и научно-исследовательского флота, который эту разведку осуществляет. В результате ухудшится качество прогнозов состояния запасов, меньше будет исследований новых объектов. Все это отрицательно скажется на квотах и в итоге – на результатах работы рыбной отрасли.

Андрей ДЕМЕНТЬЕВ, Fishnews

Апрель 2020 г.