Малым и средним предприятиям необходимо право деления квоты
Ольга БУЛКОВА, Председатель Хабаровского Крайрыбакколхозсоюза (КРКС)В этом году комиссия Росрыболовства должна проверять, как пользователи водных биоресурсов соблюдают требование об освоении 70% квоты за два года подряд. Раньше порог составлял 50%. Невыполнение норматива служит основанием для принудительного прекращения права на добычу. Причем компании должны использовать собственный или арендованный флот. Председатель Хабаровского Крайрыбакколхозсоюза (КРКС) Ольга Булкова рассказала Fishnews о сложностях, возникших у небольших предприятий в результате изменения законодательства, и о возможном пути решения этих проблем. Хабаровский КРСК объединяет рыболовецкие колхозы-кооперативы в регионе.
- Ольга Николаевна, напомните, пожалуйста, с какой целью порог повысили до 70%?
- Более жесткие требования стали действовать с 1 января 2019 года со вступлением в силу новой редакции закона о рыболовстве. Они заключаются в повышении обязательного порога освоения до 70%. Причем этот объем нужно выбирать собственными судами, или арендованными в рамках группы лиц, или используемыми по договору лизинга. Я также напомню, что в октябре прошлого года во Владивостоке состоялось совещание, на котором руководитель Росрыболовства Илья Шестаков поручил проанализировать эффективность изменений законодательства.
Тут действительно есть над чем подумать. С одной стороны, новая норма в числе прочего была направлена на борьбу с торговлей квотами и стимулирование рыбопромышленников к освоению объемов собственными силами.
Но есть и другая сторона – предприятиям, не имеющим достаточных собственных мощностей для освоения, необходимо объединяться с другими компаниями (судовладельцами), чтобы не потерять квоту. Что ведет к укрупнению бизнеса и вытесняет из отрасли мелкое и среднее предпринимательство.
Кроме того, прошедший 31 марта 2020 года аукцион по продаже квот на добычу сельди в Западно-Камчатской подзоне своими запредельными ценами продемонстрировал, что не сможет малый и, возможно, даже средний бизнес потягаться на аукционе с крупными предприятиями. Цена составляла под 20 рублей за килограмм в пересчете на один год пользования квотой.
Это опять-таки напрямую толкает рыбаков к укрупнению бизнеса и препятствует сохранении малых форм предпринимательства в отрасли. И это вопреки посылу государства о поддержке малого и среднего бизнеса, поддержке прибрежных предприятий.
Исторический принцип закрепления квот важно сохранить, это дает гарантию предприятиям и возможности для долгосрочного планирования деятельности и инвестиций в производство. Но он нуждается в реформировании. И в реформировании не путем введения аукционов.
- Каким же?
- Путем предоставления возможности деления квоты. Это касается в первую очередь прибрежных предприятий (субъектов малого и среднего предпринимательства), которые исторически ведут промысел на удаленных прибрежных территориях и не хотят образовывать с кем-либо группу лиц для освоения своих квот. По принципу «пусть меньше, но своими силами».
Ну зачем предприятиям, ведущим прибрежный промысел, выходить на добычу в экономзону? Это совершенно иная специфика промысла, которая требует другой организации процесса, переобучения кадров, другого технического оснащения.
Поэтому мы полагаем более оптимальным и оправданным предусмотреть некий гарантийный механизм. Который подразумевал бы в целях сохранения долей квот, при невозможности освоения предприятиями полного объема, предоставление предприятиям права на деление квоты.
- А какие это предприятия?
- Скажу одно: такие предприятия есть и некоторые из них вынуждены были объединиться в группу лиц. Но при наличии возможности деления квоты, они бы ею воспользовались.
В случае разработки такого механизма предприятия продолжили бы свою деятельность, осваивая тот объем квоты, который им по силам. Будут созданы условия для сохранения малого и среднего предпринимательства. При этом будут высвобождаться не осваиваемые предприятиями объемы квот, которые могут быть распределены на аукционах.
Андрей ДЕМЕНТЬЕВ, Fishnews
Март 2021 г.