Личное мнение

08 ноября 2021 года
Президент Ассоциации предприятий рыбной отрасли Хабаровского края Сергей РЯБЧЕНКО

К ситуации на Амуре надо подойти без эмоционального накала

Сергей РЯБЧЕНКО, Президент Ассоциации предприятий рыбной отрасли Хабаровского края

Социальные сети и печатные издания пестрят эмоциональными заявлениями по ситуации на Амуре, звучат обвинения, прежде всего — в адрес промышленности и рыбохозяйственной науки.

Наша ассоциация сегодня объединяет 49 предприятий, расположенных в основных рыбодобывающих районах Хабаровского края. Хотел бы высказать свою личную позицию, как руководитель объединения и человек, работающий в рыбной отрасли региона с 1984 года.

Почему возник такой накал страстей вокруг Амура, понятно: верхние районы — Амурский, Комсомольский, Нанайский, Хабаровский — не смогли выловить необходимые объемы лосося. Прежде всего речь идет о коренных малочисленных народах Севера. Я понимаю их боль, их проблему. Однако обвинять в этой ситуации промышленность считаю необъективным.

Если начать спокойно разбираться в ситуации, все встает на свои места. Все помнят, как рождалась стратегия организации промысла на 2021 год. Когда на весеннем заседании Дальневосточного научно-промыслового совета (ДВНПС — площадка, на которой меры регулирования промысла обсуждаются с участием властей, науки, отраслевых объединений — прим. ред.) представляли проект стратегии, ученые предупреждали, что 2021 год — особо депрессивный и повторяет ситуацию 2017 года: тогда на инкубацию на рыбоводных заводах в бассейне Амура удалось заложить всего около 38 млн штук икры осенней кеты. Это показатель непростой ситуации с подходами.

Ранее, на 2020 год, наука предложила — и это было подтверждено стратегией — запретить использование плавных сетей на Амуре и пробовать альтернативные орудия лова. Давайте посмотрим, что это дало. Рыбоводные заводы заложили на инкубацию 80 млн штук икринок кеты — плановое задание было выполнено на 129% (в Амурском филиале Главрыбвода путину назвали одной из самых успешных — прим. ред.). Представители КМНС отловились на Амуре — не было никаких претензий. На реке Анюй на нерестилища прошло на 15% больше рыбы, чем в 2019 году, на Амгуни — на 40% больше. В нынешнем году скат молоди увеличился в четыре раза по сравнению с 2019-м. Да, ограничения — это непростое решение, они болезненны для отдельных предприятий, но с точки зрения сохранения ресурса меры были приняты своевременно, правильно и дали свои результаты.

На 2021 год решения предлагались еще более жесткие — ограничить вообще промышленное рыболовство от устья реки Амгунь вверх по течению Амура. Большие дебаты развернулись по этому вопросу на ДВНПС — решения принято не было. Наша ассоциация выступала за введение ограничений, прекрасно понимая, что такое ситуация 2017 года. И что она дает с точки зрения сохранения ресурса, его воспроизводства и заполнения нерестилищ. Ничего!

На научно-промысловом совете правительству края было рекомендовано совместно с общественными организациями доработать стратегию и направить предложения. Однако на деле никакого согласования с общественными организациями, с ассоциациями, не было. Было направлено предложение снять ограничение и работать. АПРОХК написала главе Федерального агентства по рыболовству Илье Шестакову, что не согласна с таким решением и что оно не было согласовано с отраслевым сообществом. Тем не менее ограничение не было введено. И вот результат: на нерестилища в верхних районах рыбы прошло по минимуму, представители коренных малочисленных народов не поймали свои объемы, что, естественно, вызвало возмущение. На инкубацию рыбоводы заложили, как и в 2017 году, 38 млн экземпляров икры.

Единственное, сработала река Амгунь: на долю Удинского рыбоводного завода, который действует на этом притоке Амура, пришлось 85% от общего объема закладки икры.

То есть отказ от ограничений повлек за собой такие фатальные для верхних районов края последствия, как недозаполнение нерестилищ, недополученные уловы, не заложенная на инкубацию в достаточных объемах икра.

Так зачем же теперь в этой ситуации обвинять кого-то? Дошло до того, что Ассоциация КМНС Хабаровского края считает своей основной задачей — я цитирую — запретить ведение промышленного лова лососей на Амуре.

Идут ссылки на то, что все перекрывают заездки. Я уже неоднократно говорил: у нас есть документальные подтверждения, что заездки не оказывают серьезного влияния на миграцию лососей вверх по течению Амура. Такое заключение дала наука по результатам Второй Амурской экспедиции. Собраны мнения по этому вопросу Росрыболовства, Минсельхоза РФ, ВНИРО, правительства Хабаровского края, разобраться в ситуации поручала председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко — на площадке верхней палаты парламента подтверждено отсутствие значительного влияния заездков.

Такими орудиями лова в этом году поймано всего 2 тыс. тонн осенней кеты из 5,7 тыс. тонн общего вылова. Остальные объемы взяли плавные сети. Из 19 заездков, о которых все говорят, сработало меньше половины. И работали всего три дня. Многие этого не хотят слышать.

Нагнетается эмоциональный фон вокруг промышленности и науки, вокруг науки особенно. И это в то время, когда Всероссийский НИИ рыбного хозяйства и океанографии заключил с Ассоциацией коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ соглашение о сотрудничестве.

По результатам обследования нерестилищ ученые сделают выводы, они будут рассматриваться на ученом совете ХабаровскНИРО. Будет составлен предварительный прогноз на 2022 год. И вот здесь нужно всем сторонам с холодной головой садиться за круглый стол — сначала, вероятно, на площадке правительства Хабаровского края — и обсуждать дальнейшую стратегию. Не нужно сегодня искать виноватого — мы его ищем не там.

Многих вопросов я сейчас не касаюсь — это и браконьерство, и природные факторы, влияющие на лососевые ресурсы. Хочу только еще раз подчеркнуть: нужен взгляд без эмоций. Опираться необходимо на рекомендации и заключения науки.

Также хочу подчеркнуть, что ограничения по осенней кете на Амуре должны сохраниться — ни в коем случае нельзя их отменять. Будь то ограничения по орудиям лова, будь то ограничения по районам промысла, как предлагалось и на 2021 год. Исходить нужно именно из задачи сохранения ресурса.

Президент Ассоциации предприятий рыбной отрасли Хабаровского края Сергей Рябченко

Fishnews, ноябрь 2021 г.