«Ловись, рыбка, большая и маленькая»
Герман ЗВЕРЕВ, Президент Всероссийской ассоциации рыбопромышленниковСтратегическое планирование рыбной отрасли в России должно быть нацелено на потребителя рыбопродукции.
Экономические потрясения 2020-2023 годов — «искусственная кома», в которую была введена экономика в период пандемии коронавируса, и последовавший вдогонку санкционный удар — резко увеличили скорость и силу воздействия тех изменений, которые неизбежно должны были встряхнуть сложившуюся в России систему поставок рыбопродукции на внутренний и внешний рынки.
Эта система сформировалась в конце нулевых как результат мировой экономической рецессии 2008-2009 годов. Эта система набрала определенную инерцию и обрела определенную прочность. Но эта система — и это нужно сказать честно — не могла оставаться неизменной. Она неизбежно начала бы крошиться через три-пять лет. Потрясения 2020-2023 просто ускорили ее обветшание.
Каковы же основные черты сложившегося в конце нулевых устройства рыбного рынка в России?
Первая — ригидность внутреннего спроса и его критическая зависимость исключительно от ценового предложения. Доля расходов на рыбопродукцию в общих расходах на продовольствие оставалась неизменной в течение почти пятнадцати лет — 6%. Главным фактором спроса на рыбопродукцию все это время являлись располагаемые доходы населения и цена. В результате потребление рыбопродукции выработало эластичность на уровне коэффициента 2,4%: рост доходов или снижение цены на 1% приводит к увеличению потребления на 2,4%. И наоборот.
В 2010-2013 годах доходы росли быстрее, чем цены, и потребление рыбопродукции тоже росло. В 2015-2016 годах реальные располагаемые доходы снизились, а цены подросли, результат — потребление снизилось. В 2017-2021 годы цены и реальные располагаемые доходы двигались параллельными курсами. Потребление стало оживать (одно из ярких тому доказательств — резкий рост рыбного импорта: с 655 тыс. тонн в 2020 году до 780 тыс. тонн в 2021 году).
Вторая черта сложившейся системы — ригидность экспортных каналов. 95% экспортных поставок направлялось на четыре рынка — Китай, ЕС, США, Япония. Результат — эти страны превратили свою зависимость от российских поставок в способ управления этими поставками. Драматические последствия недостаточно развитой географической и продуктовой дифференциации экспортных поставок рыбной продукции особенно остро ощутили экспортеры краба и филе минтая в 2022-2023 годах. И будут ощущать в ближайшие два-три года!
Третья особенность — архаичная рыбная логистика, которая до сих пор живет за счет советской инфраструктуры. Количество и качество рыбных терминалов, оборудованных холодильниками, — что на Дальнем Востоке, что в российском Поморье — в общем-то, одинаковое. Явный дефицит специализированного подвижного состава особенно ощущается в пиковые периоды рыбацких путин.
Пандемия и события 2022-2023 годов стали стресс-тестом, который разом ускорил все назревшие в системе поставок рыбопродукции противоречия.
«Бюджетная гидропоника» внутреннего спроса на рыбопродукцию перестала работать в 2022-2023 годах. Несмотря на то, что бюджетный импульс, по оценке Центробанка, составил в этот период 7,5 трлн рублей, в отличие от 2009-2010 годов и 2020-2021 годов люди иначе распорядились деньгами. Денежный дождь не пролился на рыбный рынок. Антироссийские санкции существенно деформировали ландшафт внешнего рынка. США и Япония — важнейшие рынки премиальной продукции — закрылись. На внутреннем рынке «логистическое трение» превратилось в ощутимо значимый ценовой фактор: совокупные издержки доставки рыбопродукции — морским и наземным транспортом — приблизились к 80 рублям на килограмм.
Ригидность внутреннего спроса и его критическая зависимость от бюджетных выплат, критическая зависимость экспортных поставок от ограниченного количества рынков с высокими политическими рисками и критическая зависимость внутреннего рынка от архаичной логистики — все три фактора сработали одновременно.
Именно сейчас точность и своевременность сигналов, которые дают рынку регуляторы, приобретает критическое значение. Одним из таких сигналов до недавнего времени являлся целевой показатель среднедушевого потребления рыбопродукции. Так делают ВСЕ крупные рыболовные державы.
Правительство Японии включило в долгосрочные приоритеты развития рыбной отрасли цель по увеличению потребления рыбной продукции и реализует программу популяризации рыбной продукции в партнерстве с производителями рыбопродукции, СМИ и бюджетными организациями, учитывая изменения в потребительских предпочтениях. В 2021-2023 годы на эти цели правительством Японии было выделено не менее 17,6 млн долларов США. В 2024 году планируется выделить около 7,3 млн долларов США.
Реализация проектов популяризации рыбной продукции в Канаде по большей части финансируется за счет «Канадского фонда возможностей для рыбы и морепродуктов» с объемом денежных средств в размере 31,44 млн долларов США. Заявки на получение финансирования могут подать некоммерческие отраслевые организации. К примеру, в 2022 году Канадская ассоциация предприятий аквакультуры и Совет по рыболовству Канады объявили о создании целевой программы, направленной на увеличение потребления канадских морепродуктов. В рамках программы «Выбираем канадские морепродукты» была запущена маркетинговая кампания, направленная на то, чтобы помочь канадскому потребителю идентифицировать отечественные морепродукты и обозначить их как «умный и устойчивый выбор».
В Индии широко распространена государственная инвестиционная программа Pradhan Mantri Matsya Sampada Yojana, в рамках которой по направлению маркетинга и популяризациии рыбной продукции было выделено около 851 тыс. долларов.
Исключение из Стратегии развития АПК и РХК показателя среднедушевого потребления рыбопродукции не позволит наладить у нас в стране аналогичную систему частно-государственного партнерства для масштабной и долгосрочной программы популяризации рыбной продукции. Вместе с тем вопрос повышения потребления рыбы в стране взял на контроль президент России. На днях были опубликованы его поручения по итогам совещания с членами правительства, состоявшегося 16 августа. Глава государства счел необходимым внедрить в стране комплексную программу развития внутреннего рынка. Кабмину при участии заинтересованных органов исполнительной власти, отраслевых союзов, ассоциаций он поручил утвердить план мероприятий (дорожную карту) по увеличению внутреннего потребления отечественной рыбной продукции на период до 2030 года, а также обеспечить его реализацию. Первый доклад об этом должен быть представлен главе государства до 1 февраля 2024 года, далее — раз в полгода. Как нам кажется, одним из первых пунктов плана мероприятий должен быть возврат в отраслевую госпрограмму показателя потребления рыбопродукции на человека.
Повышение потребления рыбы во многих странах считается залогом здоровья нации, очень важно, что правительство России предложит конкретные меры для решения этой задачи.
Герман Зверев, президент ВАРПЭ
Fishnews, октябрь 2023 г.