Рыба для судостроения и опережающего развития
В чиновничьих кабинетах рождаются все новые и новые идеи на тему того, что делать с квотами вылова водных биоресурсов. Представители рыбацких объединений видят в этом не иначе как грядущий «большой передел» в отрасли.
Росрыболовство еще весной предложило изменения в федеральный закон «О рыболовстве...», предусматривающие выделение владельцам новых судов российской постройки так называемых «квот господдержки». В рыбацком сообществе идея вызвала массу вопросов и беспокойства.
В Министерстве промышленности и торговли также видят свою задачу в том, чтобы «побудить судовладельцев обновлять свой флот судами российского производства и максимально российской комплектации». Например, «предусмотрев для этого определенные преференции при распределении квот на вылов морских биоресурсов тем из них, кто является собственником новых промысловых судов, построенных на территории Российской Федерации».
Идея «квот под киль» проталкивается из года в год. А в рыбацком сообществе не понимают, почему судостроение хотят развивать, «надавливая» на рыбопромышленные компании. «6 августа в Росрыболовстве состоится совещание по рассмотрению и обсуждению предложений АО «Объединенная судостроительная корпорация» по серийному строительству рыбопромысловых судов. Спасибо, конечно, но если инициативы по квотам будут выдвигаться также стремительно и настойчиво, то можно предположить, что подобные совещания станут регулярными – скажем, еженедельными, – иронизирует президент ВАРПЭ Александр Фомин. – Следующими можно пригласить изготовителей промвооружения и обсудить, как с помощью квот простимулировать развитие их производства. Затем изготовители силовых агрегатов выступят. А почему бы не пригласить изготовителей оборудования для рыбопереработки, производителей спецодежды, тары? Рыбы-то у нас полно. Однако, боюсь, на всю экономику не хватит».
Руководители рыбопромышленных компаний уже не раз говорили: для обновления флота нужны приемлемые финансовые механизмы, доступная кредитная поддержка. Пока этого нет, бизнес развивается путем модернизации и повышения производительности имеющихся судов. «За последние семь лет, с 2008-го по 2014-й, компании инвестировали 38 млрд. рублей в обновление и модернизацию флота, причем без какого-либо участия государства, благодаря введению механизма долгосрочного закрепления долей квот на десятилетний период. Наши рыбаки не против и строительства судов на российских вервях путем привлечения кредитных средств. Другое дело, что верфи к этому совсем не готовы. Они никогда не строили крупнотоннажный рыбацкий флот, но готовы его строить дороже и дольше, чем коллеги за рубежом. Поэтому обновление крупно- и среднетоннажного рыбопромыслового флота станет результатом взаимодействия хозяйствующих субъектов как на отечественных, так и на зарубежных верфях. Введение же «квот под киль» - это не стимулирование нашего судостроения, а скрытая форма передела рыбных ресурсов. Кроме того, эта идея зиждется на недостоверных сведениях о техническом состоянии рыбопромыслового флота», – говорит председатель правления Межрегиональной ассоциации прибрежных рыбопромышленников Северного бассейна Валентин Балашов.
Эксперты отмечают, что численность судов рыбопромыслового флота в стране составляет почти 2600 единиц. То есть судов избыток, большинство стоит без работы. «Добавьте к тому, например, восемь наших супертраулеров, без дела пришвартованных в Китае, десяток современных ярусоловов на Камчатке, которые простаивают из-за нехватки квот. Не только у нас, а и в мире в целом избыток рыболовецких судов. Проблема в другом: не хватает ресурсов, добывая которые, эти суда стали бы эффективными», – комментирует Валентин Балашов.
Конечно, рыбопромышленники видят обновление флота важнейшей задачей, но, мягко говоря, сомневаются, что «квоты под киль» (в явной или завуалированной форме) обеспечат строительство на российских верфях современных судов за приемлемые деньги и в необходимые сроки. «Пора бы уже понять, что на старой советской материальной базе судостроения выделение специальных квот вылова рыбы на поддержку строительства судов на отечественных верфях не может дать положительный результат, – уверен председатель правления Межрегиональной ассоциации прибрежных рыбопромышленников Северного бассейна. – Для создания в ближайшие 10-15 лет современного российского рыбопромыслового флота на первом этапе нужно строить новые гражданские верфи и всю транспортную, энергетическую и социальную инфраструктуру для них. Считать экономику поставок металла, энергетики, стоимости рабочей силы и т.д. Это иная задача и квотами ее не решить».
«Идею решать проблемы отечественного судостроения за счет рыбаков продолжают проталкивать, несмотря на крайне резкую критику отраслевого сообщества», – комментирует Александр Фомин.
Взволновали рыбопромышленное сообщество и идеи Министерства по развитию Дальнего Востока. В прессе появилась информация о том, что ведомство предлагает предусмотреть особые условия предоставления промысловых лимитов резидентам территорий опережающего развития. «Рыбак-резидент, по замыслу авторов, осуществляет свою деятельность в целях производства и реализации рыбной и иной продукции из водных биоресурсов с высокой степенью переработки на особой территории. Благое дело, на первый взгляд. В нормативную базу вводится новый вид рыболовства – «рыболовство в ТОСЭР», для осуществления которого определяется отдельный объем общих допустимых уловов, размер которых устанавливается до распределения ОДУ для промышленного и прибрежного рыболовства», – рассказывает Валентин Балашов.
По словам эксперта, предусматривается, что резиденты должны обратиться в некое акционерное общество по управлению ТОСЭР или его дочерние структуры. АО принимает от пользователя заявки на квоты и в рамках соглашения о взаимодействии с Росрыболовством отсылает ведомству заявки на объемы сырьевого ресурса. Оформление разрешений на промысел продолжит Росрыболовство, но при взаимодействии с акционерным обществом, его филиалами и по согласованию с Минвостокразвития. «Итого в сухом остатке: «в огороде бузина», рыбаки начали разгадывать очередной административный ребус и готовиться к бюрократическому шторму», – комментирует руководитель ассоциации Северного бассейна.
По его мнению, в процесс распределения квот просто вводится дополнительное звено: «Хотите ТОЭР-квоты – приходите в нашу фирму с филиалами, приносите бумаги – «рассмотрим».
«После введения в 2004 году четкого и всем понятного исторического принципа закрепления долей за рыбаками, мы стали забывать как страшный сон 90-е годы, когда заявители толкались под окнами Госкомрыболовства на Рождественском бульваре в Москве, вымаливая и выторговывая себе и сотням экипажей судов право на работу и жизнь. Теперь предлагается вспомнить коррупционное прошлое рыбацкой отрасли», – считает Валентин Балашов.
Маргарита КРЮЧКОВА, Fishnews
Август 2015 г.