Криль — сокровище Антарктики
Современные исследования оценивают общую биомассу криля в антарктических водах в колоссальную цифру — более 125 млн тонн. Сейчас рыболовные суда всех стран, ведущих промысел, вылавливают менее процента этого объема, но ситуация может измениться уже в недалеком будущем.
Спектр продуктов, которые получают из криля, внушителен, а перерабатывать этот ресурс, причем без отходов, можно как в море, так и на суше. Для российских рыбаков запасы криля — это возможность расширения сырьевой базы, которую к тому же можно осваивать при поддержке государства.
Скрытый резерв для промысла
По оценкам ученых, ресурсы Мирового океана до сих пор во многом остаются невостребованными и недооцененными. И речь не только о полезных ископаемых. Не до конца раскрытым остается потенциал биологических ресурсов, которые в отличие от нефти и газа являются возобновляемыми, а, следовательно, неисчерпаемыми, если подходить к их освоению разумно.
В многообразии морских организмов пристального внимания заслуживает маленький рачок — антарктический криль. Биомасса этих невзрачных представителей ракообразных, которыми богат океан, настолько велика, что в определенной степени может считаться безграничной. Причем около 90% криля сосредоточено не так далеко от поверхности — на глубинах до 200 метров. Для современных судов его промысел не представляет большой сложности, особенно если используется метод непрерывного траления и подачи криля насосом на переработку в судовую фабрику.
Считается, что ежегодная добыча криля в количестве 5-6 млн тонн не нарушит экологического равновесия, но может стать источником ценных пищевых продуктов и сырья для дальнейшей переработки. Только в Атлантическом океане для ежегодного промысла по международным соглашениям доступно более 4 млн тонн.
Впрочем, реальный вылов, в основном норвежскими и китайскими судами, не превышает 600 тыс. тонн в год. Однако и Норвегия, и Китай уже анонсировали планы по расширению добычи антарктического криля до 2 млн тонн в ближайшие годы и во всю проектируют и строят новые суда.
Российские рыбаки в этом промысловом районе практически не работают. Причина банальна: нет специализированных судов. Хотя наша страна обладает уникальным опытом проектирования, постройки и эксплуатации крилеловного флота.
В 1980-е центральное конструкторское бюро «Восток» разработало проект судна для промысла криля (проект 16080 «Антарктида»), после чего была построена серия из семи таких судов. Благодаря этому в середине 1980-х — начале 1990-х годов ежегодный вылов криля в Атлантическом секторе Антарктики составлял до 360 тыс. тонн. Безусловно, сейчас эти крилеловы устарели как морально, так и физически. На сегодняшний день в строю осталось всего три судна проекта 16080, которые ведут промысел под флагами других государств и требуют капитального ремонта и модернизации.
Новый флот и новые возможности
Стратегия развития рыбохозяйственного комплекса на период до 2030 года предусматривает строительство в 2025–2030 годах на территории России до пяти крупнотоннажных траулеров-процессоров и трех транспортных судов для промысла антарктического криля. Поскольку лов криля носит ярко выраженный сезонный характер (от семи до девяти месяцев в году), организация промысла в удаленных районах Мирового океана экономически целесообразна только в составе экспедиции. Тогда добывающие суда в полной мере используют промысловое время непосредственно для вылова морепродуктов, не расходуя его на транспортировку улова в порт.
В настоящее время Центр технологии судостроения и судоремонта (ЦТСС), в состав которого входит КБ «Восток», в сотрудничестве с Всероссийским НИИ рыбного хозяйства и океанографии (исследует сырьевую базу) и компанией «Судорыбтехмаш» (отвечает за технологию и технику) выполняет проработку комплексного проекта «Криль-экспедиция». Конечная цель этой программы — проектирование, постройка на отечественных верфях и эксплуатация флота, состоящего из больших морозильных траулеров-заводов для добычи и переработки антарктического криля и приемно-транспортных рефрижераторов для доставки продукции на берег. Суммарный вылов такого флота в течение промыслового сезона составит не менее 600 тыс. тонн криля с выходом товарной продукции не менее 120 тыс. тонн.
Наличие в составе экспедиции специализированных крилеловов-процессоров позволит вырабатывать различные виды пищевой, кормовой и технической продукции из криля. В их числе — пищевой сыромороженый фарш, консервы, высокопротеиновая кормовая мука, крилевое масло, сушеные панцирьсодержащие отходы, крилевый ферментный концентрат-полуфабрикат.
Помимо добычи сырья, производства продукции в море и транспортировки на берег в программу может быть встроен блок берегового комплекса, который будет выпускать продукцию высокой степени переработки из полуфабрикатов. Например, различные виды пищевых продуктов, медицинские препараты, корма для животноводства и рыбоводства, удобрения.
На первом этапе ЦТСС видит основной задачей разработку двух технических проектов: большого морозильного траулера-завода для добычи и переработки антарктического криля и приемно-транспортного рефрижераторного судна. В качестве примера рассматривается 128-метровый морозильный супертраулер-крилелов проекта МСТК120 «Мирный» с системой непрерывного лова криля и 145-метровый приемно-транспортный рефрижератор проекта ПТР145 «Север».
Финансирование опытно-конструкторской работы (ОКР) может осуществляться за счет федерального бюджета, на что получено принципиальное согласие Минпромторга, если появятся реальные инвесторы для последующего строительства этих судов. Кроме того, в ноябре 2020 года Росрыболовство анонсировало программу господдержки строительства судов-крилеловов. Воспользовавшись этими преференциями, инвестор может получить субсидию в размере до 30% стоимости постройки каждого судна и уменьшить затраты на проектно-конструкторские работы.
Окупаемость — в глубокой переработке
Помимо технической стороны вопроса в рамках ОКР предусматривается выполнение расчетов экономической эффективности комплексного проекта с проработкой модели работы экспедиции — то, что в первую очередь интересует инвесторов. При этом учитывается ряд параметров:
— оптимальное соотношение количества судов для добычи криля и транспортных рефрижераторов;
— районы работы экспедиции;
— предполагаемое расположение береговых перерабатывающих комплексов;
— продуктовые расчеты;
— предварительная оценка экономической эффективности и окупаемости работы экспедиции в целом;
— предложения по повышению рентабельности за счет эксплуатации судов в период с мая по октябрь, когда промысел криля не ведется или дает низкий результат.
Экономическая эффективность промысла во многом зависит от степени переработки сырца. Отталкиваясь от этого критерия, специалисты выполнили ориентировочную оценку стоимости продукции, произведенной непосредственно на судах, в рамках пяти сценариев.
Для расчетов по Антарктической части Атлантики использовались средние показатели лова за 2015–2020 годы судов Saga Sea и Antarctic Sea, на долю которых приходится основной вылов Норвегии. В качестве исходных данных принято:
— средняя продолжительность промысла за год — 235 суток;
— средний суточный вылов — 425 тонн;
— средний вылов за рейс — около 100 тыс. тонн;
— стоимость кормовой муки — 1,8 долл./кг, крилевого масла — 70 долл./кг, пищевого фарша сыромороженого — 3,36 долл./кг, консервов «Фарш бутербродный» — 1,35 долл./шт.;
— выход кормовой муки — 16,3%, крилевого масла — 2% (из сырца), 3% (из панциря) и 10% (из сушеного панциря), фарша пищевого — 25% (данные получены от производителей).
Сценарии 1 и 2 характеризуются относительно низкой степенью переработки сырья и характерны в настоящее время для промысла, который ведут китайские и норвежские суда. Программа «Криль-экспедиция» нацелена на поэтапное достижение высоких степеней переработки — сценарии 3, 4, а 5 — для получения максимального экономического эффекта.
Согласно Сценарию 1, из 100 тыс. тонн криля производится 16,3 тыс. тонн кормовой муки (центрифужно-сушильным способом с использованием упаренного бульона) и 2 тыс. тонн крилевого масла (из переработанного криля-сырца). В результате стоимость продукции, полученной за рейс, составит 169,34 млн долларов.
Сценарий 2 предполагает направление половины добытого за рейс криля — 50 тыс. тонн — на изготовление 12,5 тыс. тонн сыромороженого пищевого фарша. Панцирьсодержащие отходы в количестве 20 тыс. тонн (выход 40%), отделенные от криля пресс-сепарированием при производстве фарша, в дальнейшем перерабатываются в смеси со второй половиной улова — в результате получается 11,41 тыс. тонн кормовой муки и 1,4 тыс. тонн крилевого масла. Общая стоимость продукции составит 174,538 млн долларов.
В Сценарии 3 производство муки и крилевого масла осуществляется, как в предыдущем случае. Половина сырца также переназначается для выпуска пищевого фарша, но замораживается только 50% полученной продукции — 6,25 тыс. тонн. Остальное используется для производства стерилизованных консервов в многослойной гибкой упаковке массой нетто по 100 граммов (62,5 млн штук). В итоге стоимость продукции составит 237,913 млн долларов.
В Сценарии 4 для выпуска консервов используется весь свежий фарш (12,5 тыс. тонн) с получением 125 млн упаковок по 100 граммов. Производство муки и крилевого масла остается на том же уровне, что и в сценариях 2 и 3. При таком раскладе стоимость продукции составит 301,288 млн долларов.
Сценарий 5 по видам и объемам продукции совпадает с третьим сценарием, однако в нем предусмотрено отделение сушеного панциря от муки путем отсеивания до операции дробления на молотках (выход 30%). Затем из панциря на береговом комплексе выделяется крилевое масло методом докритической или сверхкритической экстракции жидким углекислым газом. Итоговая стоимость продукции составит 261,874 млн долларов.
Предварительные расчеты показывают, что проект по освоению криля будет иметь реальные сроки окупаемости, хорошую финансовую составляющую и синергетический эффект в судостроении, пищевой промышленности, медицине и сельском хозяйстве.
Высокий научный уровень и большая практическая значимость технологических исследований и разработок по антарктическому крилю, выполненных учеными в Советском Союзе, а затем и в России, неоспоримы. Тем не менее эти технологии нужно совершенствовать и развивать новые подходы к промышленной переработке криля с учетом современных тенденций на рынке, технических инноваций и других факторов.
Безусловно, освоение такого перспективного ресурса как антарктический криль требует огромных инвестиций, но они могут оправдаться при условии участия крупных финансово-промышленных групп или создания государственно-частного партнерства. При наличии господдержки программа «Криль-экспедиция», в случае ее реализации в полном объеме, внесет существенный вклад в обеспечение продовольственной безопасности нашей страны и укрепление здоровья граждан России.
Юрий Ситников, директор КБ «Восток» (АО «ЦТСС»)
Александр Уляшев, главный конструктор КБ «Восток» (АО «ЦТСС»)
Виктор Доровских, директор ООО «Судорыбтехмаш»
Михаил Андреев, доктор технических наук, главный технолог ООО «Судорыбтехмаш»
Журнал «Fishnews — Новости рыболовства»
Август 2021 г.